Субъекты приватизации

- граждане Республики Беларусь и Российской Федерации;

- негосударственные юридические лица;

- юридические лица Республики Беларусь, созданные не менее чем 50 процентами членов трудовых коллективов приватизируемых предприятий;

- иностранные инвесторы;

- лица без гражданства.

При осуществлении приватизации республиканской собственности интересы государства как собственника представляет и защищает Министерство экономики, а объектов, находящихся в коммунальной собственности, - местные исполнительные и распорядительные органы (в дальнейшем - органы приватизации).

 

§ 2. Предложение на разгосударствление и приватизацию объекта государственной собственности подается в соответствующий орган приватизации. Инициатива о проведении разгосударствления и приватизации объектов государственной собственности может исходить от Правительства Республики Беларусь, республиканского органа государственного управления по управлению государственным имуществом и приватизации, местных исполнительных и распорядительных органов, трудовых коллективов и субъектов приватизации.

Предложение о приватизации объекта государственной собственности рассматривается соответствующим органом приватизации в месячный срок со дня его поступления.

Решение органа приватизации в недельный срок после его принятия в письменной форме сообщается субъекту, подавшему предложение на разгосударствление и приватизацию.

Решение содержит согласие, сроки и условия проведения приватизации или мотивированный отказ.

На предприятии для разработки проекта создания открытого акционерного общества в процессе приватизации государственной собственности создается Комиссия по преобразованию предприятия в открытое акционерное общество Комиссия по преобразованию проводит проверку полноты и правильности инвентаризации и переоценки государственного имущества, готовит предложения об условиях использования объектов социальной инфраструктуры, находящихся на балансе предприятия, определяет стоимость государственного имущества и величину уставного фонда создаваемого открытого акционерного общества.

Отраслевая комиссия по преобразованию предприятий в открытые акционерные общества (в дальнейшем - отраслевая комиссия) создается для координации работ по преобразованию предприятий в открытые акционерные общества и контроля за их ходом.

При положительном решении о приватизации соответствующий орган приватизации создает комиссию по приватизации, которая организует выполнение работ, связанных с приватизацией, устанавливает срок подготовки заключения о возможности приватизации данного объекта. Этот срок не может превышать шести месяцев с момента подачи предложения.

На основании заключения комиссии орган приватизации:

- принимает окончательное решение о приватизации государственного объекта;

- принимает решение об оценочной стоимости приватизируемого объекта, об окончательных сроке и условиях продажи;

- готовит информацию о каждом объекте, предлагаемом к приватизации, для ее опубликования.

Не позднее чем за один месяц до продажи объекта приватизации в республиканском или местном периодическом печатном издании должно быть опубликовано информационное сообщение об объекте, подлежащем продаже.

В указанные в информационном сообщении сроки лица, желающие приобрести приватизируемые объекты, должны подать заявление в соответствующий орган приватизации. Лица, не подавшие своевременно заявление, к приватизации данного объекта не допускаются.

Приватизация осуществляется следующими способами:

1) продажа объектов государственной собственности на аукционе, по конкурсу;

2) продажа акций, принадлежащих государству, в том числе на льготных условиях в соответствии с законодательством Республики Беларусь (преобразование государственного предприятия в открытое акционерное общество);

3) выкуп арендованного имущества арендным предприятием (внесение государственного имущества, сданного в аренду, в уставный фонд открытого акционерного общества, создаваемого на базе арендного предприятия.).

 

§ 3. Оплата приватизируемого объекта может производиться единовременно или в рассрочку платежей с учетом инфляции на условиях договора.

Для оплаты объекта приватизации наряду с денежными средствами используются именные приватизационные чеки. 

Именной приватизационный чек Республики Беларусь является государственной именной ценной бумагой Республики Беларусь, выпущенной на срок, установленный Советом Министров Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь.

Приватизационный чек обеспечен государственной собственностью, подлежащей безвозмездной передаче гражданам Республики Беларусь, свидетельствует о праве его владельца на долю в приватизируемой государственной собственности и выражает размер этой доли (квоту).

Приватизационный чек в соответствии с его целевым назначением имеет обозначение "Жилье", "Имущество" и выпускается в виде отпечатанного на бумаге бланка с учетом на банковских счетах.

Приватизационные чеки получают только граждане Республики Беларусь на сумму чеков, соответствующую их квоте в безвозмездно передаваемой государством собственности.

Граждане Республики Беларусь, постоянно проживающие на момент введения настоящего Закона в действие за пределами территории республики, если это не связано со служебными обязанностями, воинской службой, учебой или лечением, не имеют права на получение приватизационных чеков.

Граждане Республики Беларусь, имеющие право владения приватизационными чеками, могут:

- продавать принадлежащие им чеки с обязательным переоформлением;

- передавать чеки в распоряжение доверенного лица или организации на договорных условиях;

- обменивать чеки на ценные бумаги специализированных инвестиционных фондов, имеющих лицензию на работу с ними;

- использовать чеки при приобретении приватизируемых государственных объектов (акций, долей, паев в имуществе таких объектов);

- наследовать и завещать чеки в установленном законодательством Республики Беларусь порядке.

Совершенная сделка по приобретению приватизируемого объекта оформляется договором между органом приватизации и новым собственником (субъектом приватизации) в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Договор определяет:

- порядок и сроки передачи объекта;

- форму и сроки платежа;

- взаимные обязательства сторон по дальнейшему использованию объекта;

- другие условия, устанавливаемые по соглашению сторон, если иное не предусмотрено законодательством Республики Беларусь.

Договор после его подписания в течение 10 дней должен быть зарегистрирован в соответствующем органе приватизации.

Права владения и пользования переходят к новому собственнику после регистрации договора. Право распоряжения объектом наступает с момента выдачи свидетельства.

Свидетельство о праве собственности выдается республиканским органом государственного управления по управлению государственным имуществом и приватизации при приватизации объектов республиканской собственности и местным исполнительным и распорядительным органом по объектам собственности административно-территориальных единиц в течение месяца после полной оплаты объекта в соответствии с договором и представления необходимых документов.

Источники:

1. Закон Республики Беларусь от 19 января 1993 г. N 2103-XII «О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь».

2. Закон Республики Беларусь от 6 июля 1993 г. N 2468-XII «Об именных приватизационных чеках Республики Беларусь».

3. Закон Республики Беларусь от 16 апреля 1992 г. № 1593-XII «О приватизации жилищного фонда в Республике Беларусь».

4. Декрет Президента Республики Беларусь от 20 марта 1998 г. N 3 «О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь».

5. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 19 июня 1998 г. № 970 «Об утверждении положения о порядке создания открытых акционерных обществ в процессе разгосударствления и приватизации государственной собственности».

6. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 7 декабря 1998 г. N 1872 «об утверждении перечня государственных предприятий (объединений), организаций и учреждений, находящихся в республиканской собственности и не подлежащих разгосударствлению и приватизации».

7. Постановление Верховного Совета Республики Беларусь от 16 июня 1993 г. N 2421-XII «О государственной программе приватизации».

8. Постановление Верховного Совета Республики Беларусь от 16 июня 1993 г. N 2421-XII «О государственной программе приватизации».

9. Постановление Кабинета Министров Республики Беларусь от 14 сентября 1994 г. N 64 «Об утверждении положения о порядке создания предприятия на базе структурного подразделения, выделяемого в процессе разгосударствления и приватизации из состава действующего предприятия, находящегося в республиканской собственности».

10. Положение «О порядке подачи и рассмотрения предложения на приватизацию объекта государственной собственности (в ред. Приказа Мингосимущества, Минэкономики, Минфина от 24.06.1999 N 122/61/162; Постановления Минэкономики, Минфина от 19.08.2002 N 198/115; Постановления Минэкономики от 12.08.2004 N 194).

11. Положение о комиссии по приватизации (в ред. приказа Мингосимущества от 17.07.1996 N 171, письма Мингосимущества от 18.09.1996, Минэкономики от 05.09.1996, Минфина от 02.09.1996, приказа Мингосимущества от 26.04.1999 N 73, постановления Минэкономики от 12.08.2004 N 194).

 

Тема 7. Договор и санкции в хозяйственных отношениях (общие положения).

Лекция 1. Правовое регулирование хозяйственных договорных отношений в Республике Беларусь (общие положения).

§ 1. Понятие, условия и классификация договоров.

§ 2. Порядок заключения, изменения и расторжения договора.

§ 3. Понятие и виды ответственности (санкций) в хозяйственных отношениях.

§ 1. Договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.  

  Договор будет признан заключенным только в том случае, если в нем будут отражены все существенные условия договоров данного вида.

Существенными являются условия, которые законодательством признаются необходимыми и достаточными для заключения договора. В ГК для каждого вида договоров устанавливаются свои существенные условия, без достижения соглашения по которым договор считается не заключенным.

Обычные условия – условия, предусмотренные для договора определенного вида, которые действуют, даже если стороны не указали об этих условиях в договоре.            Случайные условия – условия, которые вступают в силу только после включения их в текст договора.

По субъектному составу договоры классифицируются на:

1. односторонние;

2. двусторонние;

3. многосторонние.

По наличию или отсутствию встречного возмещения:

1. возмездные

2. безвозмездные

По моменту, с которого договор вступает в законную силу:

1. реальные;

2. консенсуальные.

Реальными признаются договоры, которые считаются заключен­ными при выполнении следующих условий: стороны достигли со­глашения по всем существенным условиям договора и одновремен­но состоялось исполнение по договору. Примером реального дого­вора в хозяйственных отношениях может служить договор займа.

Консенсуальный договор считается заключенным после того, как стороны достигли соглашения по всем существенным условиям договора и составили его в предусмотренной законом форме. Примером консенсуального договора может служить договор поставки.

Отдельные виды договоров:

Публичный договор

Публичным признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится. Отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары (работы, услуги) не допускается.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: