Природа в творчестве Кирилла Туровского

ИНФОРМАЦИЯ О ПРОЕКТЕ

 

Тема исследования: Кирилл Туровский – просветитель и песняр природы  Белорусского Полесья.

Цель: установить  связь природы и творчества в «словах» - проповедях Кирилла Туровского.

Задачи:

– описать природу Туровского края;

– дать историческую справку об образовании древнего Туровского княжества;

– изучить биографию Кирилла Туровского;

– исследовать связь природы и творчества Кирилла Туровского;

– проследить влияние творчества Кирилла Туровского на творчество белорусского поэта Владимира Короткевича;

– отметить наследие Кирилла Туровского и значение его творчества;

– осветить места, связанные с творчеством Кирилла Туровского.

 

 

КИРИЛЛ ТУРОВСКИЙ – ПРОСВЕТИТЕЛЬ И ПЕСНЯР ПРИРОДЫ БЕЛОРУССКОГО ПОЛЕСЬЯ

Белый аист в поднебесье

Опускается в Полесье.

Голубые воды Припять

Раскатила по весне.

В тишине на всю окрестность

Соловей заводит песню.

На гряде песчаной вприпад

Граб склоняется к сосне. (С. Красин)

ПРИРОДА БЕЛОРУССКОГО ПОЛЕСЬЯ

Уникальна природа белорусского Полесья! Здешние окрестности богаты озёрами, низинными болотами, реками, которые не тронула рука человека. Пробираясь через болота и топи, размеренно и неторопливо несёт свои воды главная река Полесья – Припять, постепенно расширяя свои берега. Непросто быть главной рекой этого края. Но никому не хочет она уступать столь почётного звания. Поэтому и трудится без устали, поэтому и борется с гиблой трясиной и песками, способными лишить ее силы и могущества. Помогают ей в этом десятки притоков. Как к маме, спешат они к ней на помощь со всех сторон. Пробираясь через болота, леса и луга, сливаются с ней, отдают свои воды. Приветливо встречает Припять своих сыновей и дочерей, таких разных по характеру, берёт с собой в дальнюю дорогу.

На каждом повороте, на каждом своём маленьком изгибе, будет открывать, будет щедро дарить вам Припять всё, чем богата: изумительные краски берегов, теплоту и ласку вод, звенящие от птичьего гомона луга. Будет приглашать в тенистые прохладные рощи, величавые  дубравы. Трудно найти в другом месте более красочные ландшафты, столь многообразные и первозданные, сохранившие в себе память веков.

Нельзя представить Полесье без Припяти, как и Припять без него.     Судьба Припяти тесно связана с судьбами древнейших белорусских городов. Широко и привольно распахивается река перед древним Туровом, бывшим центром великого Туровского княжества.

ТУРОВСКОЕ КНЯЖЕСТВО

Туровское княжество располагалось на правом берегу Припяти, между её притоками Случь и Ствига, верховья которых близко подходят к Неману и Тетереву. По этим рекам пролегал в то время основной торговый путь «из варяг в греки». Такое выгодное географическое положение позволило небольшому поселению быстро превратиться в крупный торговый город, который впоследствии стал самостоятельным княжеством.

В легендарном произведении той эпохи «Повести временных лет» о появлении Турова написано так: «Этот Рогволод пришёл из-за моря и получил власть в Полоцке, а Тур получил власть в Турове, от его и появились туровцы».

Пройдёт несколько лет, и приплывут из Киева в Туров, вверх по Припяти, огромные каменные кресты…Так говорит народное предание. Появление крестов воспринималось как свидетельство принятия туровцами христианства. Эти кресты сохранились до настоящего времени и «растут» из земли на местном Борисовоглебском кладбище, куда ежегодно стекаются тысячи паломников, чтобы поклониться чуду. И нынешнее поколение горожан верит в их исцеляющую силу.  

В прошлом на Туровщине были густые дикие леса. Сохранились они до сих пор. Необыкновенно рослые липы, клёны, дубы, грабы подступали к самой Припяти, создавая яркие пейзажи.

       Сама природа Туровщины наполняла живущих здесь тягой к размышлению, созерцанию и любованию окружающим миром. Побуждала к творчеству и живописанию.

     В 12 веке в Турове, как и во многих городах древнерусского государства, возникла местная литературная школа. Среди её представителей особо выделялся выдающийся писатель и оратор Кирилл Туровский.

КИРИЛЛ ТУРОВСКИЙ

Будущий проповедник - литератор  родился около 1130 года в Турове. Мальчик появился на свет в семье богатых родителей, которые могли дать ему всё. Они так и хотели сделать, но с ранних лет заметили, что ребенка тянет к богословским знаниям. И они этому не препятствовали. Как пишут исследователи, Кирилла получил домашнее воспитание в лучших традициях. Но вскоре потерял родителей. В отроческом возрасте обучался высоким искусствам и наукам у греческих учителей, очень глубоко изучал культуру Византии, отлично владел старославянским. Более всего молодой человек любил постигать красноречие и поэзию, поэтому добился в этой сфере больших успехов. Свое дальнейшее образование Кирилла получал в монастыре, что окончательно определило его судьбу. Одарённый с детства живым  философским складом ума, он и сам начал писать церковно-богословские произведения, следовать примерам христианских героев.  

Желание посвятить себя служению Богу подтолкнуло Кирилла Туровского к добровольному затворничеству. Он поселился в деревянной башне, как это тогда называлось – исполнить  «подвиг на столпе», где в тиши и одиночестве отдался посту, молитвам, смог спокойно обдумать вопросы богословия, тайны человеческой жизни, которые его волновали.

Но образ затворника – это не есть реальный образ Кирилла Туровского. Высокая башня не только приближала к небу, но и открывала прекрасные виды на пейзажи Полесья. Они трогали сердце полешука, и полные поэзии слова выливались на страницы его литературных произведений, которые вскоре сделали его очень известным. Люди приходили к нему за помощью, просили, чтобы он направил их на путь истинный, настолько убедительным и живым было написанное Кириллой Туровским.

ПРИРОДА В ТВОРЧЕСТВЕ КИРИЛЛА ТУРОВСКОГО

 Оригинальный литературный дар просветителя больше всего проявился в «Словах» - проповедях, в которых он давал понимание христианских праздников, вопросов веры, библейских текстов. Будучи связанными с библейскими сюжетами, христианскими ценностями, они отражали и восхищение волшебством природы, духовное состояние человека, моральную чистоту. Фантазия автора наполняла «Слова»  величием образов и поэтическими символами.

 Так, в «Слове в новую неделю о посте» Кирилла сравнивал весеннее обновление природы с воскресением Христа: «Ныне солнце красуется, к высоте съсходить и радуеся землю отогреваеть, взиде бо нам от гроба праведное солнце Христос и вся верующая ему спасаеть… Днесь весна красуется, оживляющи земное естьство: и бурьнии ветры тихо повевающее плоды гобьзуюць, и земля, семена питающи, зелёную траву рожаець».

А поскольку «Слова» посвящены весенним праздникам, то природа в его произведениях рисуется возвышенно, празднично. Картина оживления природы не только давала слушателям возможность лучше понимать смысл сказанного, но и благостно влияла на их настроение, мораль, человеческое достоинство.

      Обращаясь к сюжетам библейской истории, христианских праздников и символов, Кирилла стремился перевести их на доступный и понятный  народу – земледельцу, труженику, сеятелю и лодочнику – язык образов окружающей природы.

По словам Кирилла, солнце – это праведный Христос и его учение, весна красная – есть вера Христова. Наш первый поэт называл христианских просветителей «пахарями слова», а монахов сравнивал с трудолюбивыми пчёлами, что наполняют соты мёдом книжной мудрости.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: