Термин критический разум (critical intellegence) лучше всего обозначает то, что я стремлюсь выразить. Он предполагает, что в совершенствовании знания используются одновременно как разум, так и опыт. Этот термин приложим не только к научно-технической области познания, но также к обычной жизни и нормативным сферам, таким как этика и политика. Он
1 Цит. по: An Anthology of Atheism and Rationalism, ed. Gordon Stein (Buffalo: Prometheus Book, 1980), pp. 313-315.
85
также включает в себя здравый смысл и практическую мудрость. Более того, скептицизм является внутренним аспектом критического интеллекта.
К счастью, способность критического разума глубоко укоренена в человеческой природе. Это главный инструмент, позволяющий человечеству приспосабливаться и сохраняться в процессе эволюции. Развитие критического разума должно быть существенной целью человеческого существования, а его наличие — главным признаком образованной личности. К сожалению, он часто бездействует у тех, кто стремится подавить свое сознание или заглушить свои сенсорные дары. Люди больше чем разумные существа, они наделены эмоциями и влечениями, соперничающими между собой за власть над человеческой душой и часто помогающими добиваться совершенства. Некоторые люди настолько подавлены привычками и обычаями, что не в состоянии использовать критическое мышление в своей личной и общественной жизни. Критическое мышление часто оказывается скорее возможностью, чем действительностью. Тем не менее, каждая личность должна стараться им пользоваться хоть в какой-то степени.
|
|
Христианская доктрина считает стремление человека к знанию следствием грехопадения. Поддавшись искушениям со стороны Евы, Адам съел плод с древа познания добра и зла, за что Бог изгнал человека из рая. Напротив, для гуманиста два главных греха: (1) легковерие и невежество и (2) трусость и малодушие. Это и есть настоящие недостатки человеческой природы. Легковерие и невежество являются источником живучести многих бессмысленностей религии, идеологии, морали и политики. Легковерные искушаются соблазном чудесных вещей. Излечить от этой детской доверчивости можно только культивированием критического интеллекта, способного объяснить и оценить истинность суждений и достичь знания.
Критический интеллект соответствует способности или предрасположенности разума к методу, отношению или подходу, который может быть использован для понимания, различения и оценки ситуаций и разрешения проблем. Применение критического интеллекта может быть осложнено препятствиями, которые перед нами возводят природа, другие
86
люди или мы сами. Иногда он используется эффективно, иногда бездействует.
|
|
Что мы понимаем под умом! Всегда ли он соответствует так называемому IQ, «коэффициенту интеллектуальности»? Результаты измерения коэффициента интеллектуальности у разных групп людей имеют большую статистику и соотносимы. Можно ли считать мерой ума человека то, как он выполняет формальный тест или насколько хорошо он информирован? Можно ли с его помощью определить вербалыгую способность, математическое умение или то, насколько хорошо человек способен решать проблемы — абстрактные, визуальные или практические?
Сила интеллекта в его использовании. По оценкам психологов, почти 80% интеллекта человек наследует и только 20% приобретает. Интеллект может находиться в сонном или заторможенном состоянии, быть подавленным или расточаться, или, напротив, он может быть активизирован у высокомотивированной личности. Я употребляю прилагательное критический. Оно избирательно по своему значению. Слово критический относится к исследованию и аналитическому применению разума к проблеме или гипотезе. Критический ум позволяет определять степень доказательности и оценивать идеи, стремится установить взаимосвязи и делать выводы. Он может быть могущественным инструментом, подобно острому ножу позволяя нам проникать в сердцевину вопроса, возмещать и исправлять недостатки, открывать новые истины и избавляться от прежних заблуждений.
Человек может обладать интеллектом, лишенным критического компонента. Такой ум рассеивается на мелочи и не схватывает суть. Критический элемент позволяет сосредоточивать усилия на существенном при разрешении сложных интеллектуальных и практических вопросов. Аристотель перечислил в «Никомаховой этике» пять интеллектуальных добродетелей: философскую мудрость, интуицию, способность к научным занятиям, искусство и практическую мудрость. Он также отметил, что человек может овладеть одной или более из этих добродетелей, но быть лишенным других. Истина в том, что существует намного больше интеллектуальных качеств, а человек может обладать несколькими из них, но не всеми одновременно.
87