О чем говорят языческие источники?

Языческие антииудейские авторы первых веков до н. э. и н. э. считали, что Моисей был по своему происхождению егиитя-


210

нином. В трудах Псевдо-Маиефоиа, Керемона, Аниона, Гекатея, Страбона, Помпея Трога и Тацита Моисей называется египетским жрецом, изгнанным из Египта вместе с группой египтян, возможно зараженных какой-то болезнью.

Согласно библейскому описанию, евреи, ставшие в Египте рабами, ведут свое происхождение от Авраама, Исаака, Иакова и Иосифа — пастухов из Ханаана. По известной библейской истории, Иосиф был продан в рабство своим братьям. В Египте он стал помощником фараона и перевез в Египет всю свою семью. Время шло, их род увеличивался. В Библии говорится, что они были в Египте около 430 лет. Однако в этом месте есть противоречие. Ветхозаветное предание упоминает только четыре поколения, что в общем составляет только в 80 лет (поколения меняются в среднем через 20 лет). Ко времени Моисея, евреи использовались в Египте на черной и подневольной работе. Они быль столь многочисленны, что могли превзойти по численности египтян. В Библии говорится, что вместе с Моисеем Египет покинули 600 000 пеших мужчин, не считая детей, что, если понимать это место буквально, должно было составить вместе с женщинами и детьми целый народ численностью два с половиной миллиона человек. Это должен был быть громадный исход! Возможно, библейский текст преувеличивает число евреев, потакая национальной гордости. Согласно библейским источникам, евреи осознавали себя единым народом уже в Египте. Однако есть свидетельства, что это могло быть досочинено более поздними жрецами и переписчиками для поддержания национального самосознания евреев и оправдания своего господства и контроля над еврейским народом.

После исхода из Египта евреи побеждали в сражениях другие племена и часто брали женщин из них. В Библии говорится, как однажды еврейские воины взяли себе в жены тридцать две тысячи женщин, убив всех прочих из этого племени. Это представляется сильным преувеличением. Еврейский народ постоянно пополнялся людьми из иных племен и этнических групп. Более поздние поколения евреев несли в себе кровь народов, населявших Мадиамскую и Ханаанскую землю. Первая жена Моисея была мадиапкой. При иммиграции или вторжении больших масс людей в другие земли трудно избежать


211

смешаш1ых браков. Смешивались и евреи. Вероятно, что люди, последовавшие за Моисеем, не были евреями в собственном смысле слова. У них не было ни объединяющей их религии, данной им впоследствии Моисеем, пи прочных традиций. Они были смешанной группой египтян и иноземцев, проживавших в Египте. Еврейский народ образовался только после исхода. Его самосознание основывалось на законодательстве и ритуалах, установленных Моисеем и впоследствии тщательно детализированных и записанных.

Как я уже говорил, в языческой литературе — египетской, греческой и римской — история еврейского народа рассматривалась именно так. Ко второму веку до п. э. у евреев была выработана устойчивая форма национальной самоидентичности, позволившая им выжить несмотря на бесчисленные войны и изгнания. Они жили по всему Средиземноморью, в частности, большая колония евреев была в Александрии. К этому времени евреи твердо исповедовали религию иудаизма, у них была своя священная литература, храмы и класс раввинов, поддерживавших соблюдение законов и обрядов и скрепляющих еврейские общины. В этом отношении моисеево предание было жизненным важным, поскольку оно являлось не только их общим наследием прошлого (провозглашающим их единственным народом, избранным Богом), но и основой их преемственности и будущей совместной судьбы. Обетованная земля, Израиль, был дарован им Яхве. К этому времени появились черты, отличающие современных евреев, — чувство исключительности и гордость, религиозное в своей основе убеждение, что им принадлежит особое место в мире. Иудаизм, в конечном счете, покоится на преувеличенном чувстве национальной гордыни и теологических притязаниях, в действительности не имеющих под собой никаких оснований. Его основу составляет вера, что Моисей освободил евреев из плена, что он был пророком Бога, получившим откровение свыше, включая Десять Заповедей, и что долг евреев в исполнении этих заповедей и сохранении национальной идентичности. Я считаю все эти притязания ошибочными и, сверх того, крайне самонадеянными.

Возвращаясь к языческим писателям, мы можем спросить: что же говорили неевреи? Многие из них, несомненно, были настроены антиеврейски и, в первом веке н.э., антихристиански.


212

Они должны были с презрением и недоверием относиться к ветхозаветным писаниям, признаваемым иудеями и христианами. Христиане восприняли традиционное еврейское почитание Ветхого Завета. Они говорят, что Новый Завет подтверждает предсказания Ветхого Завета. Христиане признали Пятикпижье словом Божьим. Они считают истинным иудейское учение о Моисее. Напротив, языческие авторы, писавшие об этих событиях тысячу или более лет спустя, считали его египетским жрецом-вероотступником, отказавшимся от своей прежней религии и велевшим своим последователям, группе изгнанников, презирать все чужеродное, разрушать чужие храмы и культы везде, где они встречались на их пути. Он дал им новую невиданную религию, странную для язычников, но более привычную для нас, живущих в мире, воспринявшем ее в христианской форме.

Гекатей из Абдеры, грек, живший в четвертом веке до н.э., описывает евреев и их обычаи иначе, чем Библия:

«Когда в древнем Египте началась серьезная эпидемия, народ посчитал причиной беды гнев божества. Поскольку там проживало множество различных пришлых чужаков, поклоняющихся в своих храмах и приносящих жертвы своим божествам, культы местных традиционных богов пребывали в небрежении. Местные жители посчитали, что пока они не изгонят чужеземцев, бедам не будет конца».1

Затем Гекатей говорит, что «чужеземцы были изгнаны». Многие из них, пишет он, дошли до Греции и других мест. Однако самая большая часть направилась в ту землю, которая сейчас зовется Иудеей. Согласно ему, из Египта были изгнаны все чужестранцы, а не только евреи.

Другое свидетельство принадлежит египетскому автору Манефону (около 300 г до н. э.). Его история о Моисее гласит следующее:

«Говорят, что жрец, давший им их установления и законы, был гелиополитаншюм по имени Осарсиф, от имени бога Осириса в Гелиополисе. Когда он перешел к этому народу (евреям), он изменил свое имя и стал называться Моисеем».2

1 Цитировано по: John G. Gagcr, Moses in Graeco-Roman Paganism (Nashville, Tenn.: Abingdon Press, 1972), p. 26. 2 Aegyptiaca 1.250. Gager, Moses, p. 114.


213

Иосиф, иудейский историк первого века н. э., ссылается на Маиефона в книге, посвященной защите евреев от клеветников. Он опровергает его мнение, что евреи были изгнаны из Египта в Сирию вместе с 80 000 прокаженных, вступивших с ними в союз под началом жреца Осарсифа, чтобы сразиться с фараоном. Иосиф считает это «не более, чем легендой». Интересно, что впоследствии эта версия возобладала. Описание Иосифом иудейской древности основано преимущественно на библейских писаниях, воспринятых им некритично, вместе со всякими чудесами и прочими фантазиями. Он считает все языческие истории о евреях выдумками. Он пишет: «Наши отцы не были по происхождению египтянами, они не были изгнаны ни из-за телесного недуга, ни из-за других бедствий того же рода» (Флавий Иосиф. Против Аниона. Книга II).

В первом веке н.э. Страбон в своей «Географии» приводит другие рассказы об истории евреев. Греческий текст приписывается Псевдо-Страбону:

«Хотя они (обитатели Иудеи) являются смешанными по своему происхождению, господствует общепринятое мнение, что египтяне были предками тех людей, которые ныне называются иудеями.

Некий Моисей, египетский жрец, наместничал над нижней провинцией. Но он был недоволен своей жизнью и ушел оттуда в Иерусалим в сопровождении многих людей, поклонявшихся тому же божеству».1

Здесь Страбон повторяет широко распространенное в его время мнение о египетском происхождении иудеев. Оно разделяется римским историком Тацитом (первый век н.э.), записавшим пять различных историй о происхождении еврейского народа, но сообщившим, что наиболее распространенной является гипотеза о египетских корнях евреев.

Другой римский историк Помпей Трой написал в «Historiae Philippicni» об изгнании Моисея и его последователей из Египта. Он утверждал, что египтяне обнаружили «чесотку» и «кожную инфекцию» и изгнали Моисея вместе с другими зараженными за пределы Египта, «чтобы болезнь не разнес- лась на большее число народа».2

1 Gager, Moses, p. 38. 1 Ibid. p. 49.


214

Интересно предлагаемое Помпеем объяснение обособленности евреев. Они жили обособленно не потому, что считали себя избранным народом, а скорее и потому, «...что они помнили, что были изгнаны из Египта из-за страха перед заразными заболеваниями, они заботились, чтобы не жить с посторонними, чтобы они не возненавидели их но той же причине (т. е. из-за страха перед заразой). Это правило, возникшее по особой причине, он (Моисей) постепенно превратил в постоянный обычай и религию».1

Трудно сказать, насколько правильно такое объяснение. В тот период это было распространенное мнение. Тацит придерживается его, объясняя, что евреи «воздерживаются от свинины, поскольку зараза, поражающее это животное, однажды перекинулась на них».1 Эта легенда об изгнании повторяется Керемоном и его современником Апионом, двумя александрийскими писателями, заявившим, что египетский фараон «собрал 250 000 зараженных и изгнал их».3

Мы можем спросить, кто были эти люди, покинувшие Египет? Согласно неиудейской версии, было изгнано огромное число людей, видимо, не имевших религиозной и национальной общности. Почему мы должны верить в объективность библейского повествования, ставшего предметом религиозной веры? Почему бы нам не согласиться с языческими трактовками еврейской истории? Но, возможно, оба эти мнения пристрастны и истина находится где-то посредине?






Откровения Моисея

Давайте продолжим анализ ветхозаветного описания жизни Моисея и исхода. Центральным для иудаизма и христианства является тезис о том, что Моисей был пророком, предназначенный Богом вывести народ Израилев из Египта. Эта божественная миссия была дана Моисею особым откровением. Мы должны спросить: кто вверил Моисею эту задачу и какие доказательства это подтверждают? Откуда мы можем знать, что это был Бог? Главное свидетельство, записанное в Библии, исходит

1 Ibid.

2Ibid. p. 83.

3 Ibid. p. 121.


215

от самого Моисея. Наше рассуждение оказывается заключенным в круг: мы знаем, что Моисей — пророк, из того, что он сам объявил об этом. Откуда мы можем узнать, что тот, кто открылся ему как Бог, на самом деле был Богом? Только из слов самого Моисея (автора Пятикнижья). В конечном итоге, такова структура аргументации в Пятикнижье.

Библейское предание о Моисее гласит следующее. Будучи уже взрослым Моисей увидел, как египтянин бьет еврея. Видя, что вокруг никого нет, Моисей убил египтянина и скрыл его тело в песке. Услышал об этом фараон и хотел убить Моисея. Но тот бежал в землю Мадиамскую и женился на Сенфоре, родившей ему сына. Здесь мы обнаруживаем несоответствие: в одном месте тесть Моисея зовется Рагуил, в другом — Иофор, встречаются и другие его имена — Иофер, Каин, Хобаб или Рагуил Хобабский.

Крайне важна первая встреча Моисея с Яхве. Однажды Моисей пас овец тестя своего и пришел к горе Хориву. Здесь «и явился ему Ангел Господень в пламени огня из среды тернового куста» (Исх., 3, 2). Увидел Моисей, что терновый куст горит огнем, но не сгорает. И когда пошел посмотреть на это чудесное явление, то Бог воззвал к нему из куста: «Моисей! Моисей!» И сказал Господь: «Я Бог отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова» (Исх.3,6). Моисей закрыл лицо, боясь смотреть на Бога. И сказал ему Господь, что видит страдания евреев в Египте и посылает Моисея вывести род их из земли этой.

Моисей сомневался: «Кто я, чтобы мне идти к фараону и вывести из Египта сынов Изралевых?» Ответил Бог: «Я буду с тобою, и вот тебе знамение, что Я послал тебя: когда ты выведешь народ из Египта, вы совершите служение Богу на этой горе». Здесь же Господь раскрывает Моисею свое имя: «Я есмь Сущий (Иегова). И сказал: так скажи сынам Израилевым: Сущий послал меня к вам» (Исх., 3; 11, 12, 14). Просьба Моисея к Богу раскрыть свое имя берет исток в древней вере, что знание подлинного имени дает человеку мистическую власть над тем, кому оно принадлежит, включая власть над божеством. Яхве уклоняется от прямого ответа и не дает своего имени и власти над ним. Эта вера сохраняется среди иудеев и в наше время, до сих пор они не вольны называть имя своего божества.


216

Ограничиваясь только библейским описанием встречи Моисея с Яхве и оставляя за рамками все исторические интерпретации, мы видим, что она проходила наедине. Не было ни одного ее беспристрастного очевидца, свидетельство которого заставило бы скептика отказаться от всяких утверждений о неподтвержденности божественного авторитета Моисея. Отметим, что многие важные фрагменты Ветхого Завета основываются на неподтвержденных знамениях или снах.

На эту трудность указывает сам Моисей. Он сомневается, что евреи, которых он должен вывести в землю обетованную, станут слушать его: «А если они не поверят мне, и не послушают голоса моего, и скажут: «не явился тебе Господь»?» (Исх., 4,1). Чтобы развеять сомнения, Господь наделяет Моисея способностью творить чудеса как знаком его власти. По его требованию Моисей бросает жезл на землю и тот превращается в змею. Он берет змею за хвост, и она опять становится жезлом. Моисей кладет руку за пазуху, и она становится белой, как снег, от проказы. Он снова кладет руку за пазуху, и она вновь оказывается здоровой. Для случая, если евреи и тогда не поверят в божественную власть Моисея, Господь наделяет его способностью превращать вылитую на землю воду в кровь. Мы видим, что в самом библейском тексте указывается, что вера в истинность божественного откровения подкреплялась знаками моисеевой магической власти.

Представляются сомнительными способы, какими действовали пророки, чтобы вызвать доверие к себе: во-первых, ссылки на неподтверждаемые знамения для оправдания божественности своих откровений, во-вторых, использование магии как средства доказательства божественности своих пророчеств. Вопрос, был ли Моисей магом, я рассмотрю ниже. Сейчас я бы хотел остановиться на откровениях как средстве получения свыше божественного знания.

Если мы обратимся к книге Бытия, то увидим, что Бог часто являлся в личных встречах. Однажды Яхве разговаривал с Ав-рамом наедине и показывал ему Ханаанскую землю, обещая отдать ее потомкам его в четвертом поколении (Быт, 13, 14-16). Ниже мы читаем еще об одном откровении: «Было слово Господа к Авраму в видении» (Быт., 15, 1). Когда Авраму было девя-


217

носто девять лет, Господь снова явился ему, дав завет, что народ его размножится, и изменив его имя на Авраам (Быт., 17, 1-6).

Одной из наиболее известных является история о том, как Яхве подверг испытанию веру в него Авраама. Господь повелел Аврааму взять его единственного сына Исаака, отвести на гору и принести в жертву. Библия рассказывает, как Авраам сел на осла, взяв с собой двух отроков и сына Исаака. У горы он оставил двух отроков ждать на месте, сказав им: «Останьтесь вы здесь с ослом; а я и сын пойдем туда и поклонимся, и возвратимся к вам» (Быт., 22, 5). На месте Авраам приготовил дрова и жертвенник, положил на него связанного Исаака и взял уже в руку нож, чтобы принести его в жертву Богу своему. Тут воззвал к нему Ангел с небес и запретил поднимать руку на сына, ибо убедился Бог, что боится Авраам его и крепка его вера. Вместо сына Авраам принес в жертву овна. Это место в Ветхом Завете можно истолковать как моральную заповедь, противостоящую варварской практике человеческих жертвоприношений. Однако она описывается как личное откровение Аврааму. Нет даже свидетельств самого Исаака, подтверждающих встречу своего отца с Богом.

Когда Исаак был взрослым мужчиной, ему в Вирсавии также было дано откровение от Бога. Мы читаем: «И в ту ночь явился ему Господь, и сказал: я Бог Авраама, отца твоего; не бойся, ибо Я с тобою; и благословлю тебя, и умножу потомство твое, ради Авраама, раба Моего» (Быт., 26, 24). В другом месте описывается сон Иакова про лестницу, которая одним концом упирается в землю, а другим уходит в небеса. Господь снова обещает отдать землю, на которой лежит Иаков, его потомкам. Просыпаясь, Иаков говорит: «Истинно Господь присутствует на месте сем; а я не знал!» (Быт., 28, 16). Люди всегда с большим интересом относились к своим снам, особо зачаровывающих неокрепшие умы, ищущих в них тайный смысл. Были ли сны библейских персонажей пророческими? Должны ли они рассматриваться как послания Бога? Иосиф, живя в Египте, говорится в Библии, обладал способностью раскрывать тайный смысл сновидений. Библия рассматривает явление Бога в снах как свидетельство его существования. Однако, как это ни разочарует верующих, известно, что сны — это не более чем


218

наши субъективные переживания, они ненадежны, ткань, из которой они сотканы, — человеческие страсти, воображение и желания. В высший степени подозрительно, что Бог дает важные откровения в снах. Заявления, сделанные от имени Бога Моисеем или кем-нибудь другим из библейских персонажей, должны настораживать внимательного читателя Библии. Примечательно, что в Библии приводится очень незначительное число случаев, когда Бог появлялся перед множеством народа.

Один из описанных в Библии случаев, происшедший с Моисеем, необычен и заставляет предположить, что первоначально иудаизм возник из мифологических мистерий. Бог говорит с Моисеем в Мадиамской земле и повелевает ему возвращаться в Египет, ибо умерли все те, кто хотел убить его. Взяв жену и детей, Моисей начал обратное путешествие в Египет. «Дорогою на ночлеге случилось, что встретил его Господь и хотел умертвить его. Тогда Сенфора, взявши каменный нож, обрезала крайнюю плоть сына своего, и, бросив к ногам его, сказала: ты жених крови у меня... — по обрезанию» (Исх., 4, 24-26). Почему Господь хотел убить Моисея ночью, перед этим явившись ему днем? Потому ли, что Моисей вошел в священную землю, где обитал Яхве? Хотел ли он убить его так, как убивает демон, защищая свою землю от того, кто непрошенно вторгается в его владения? Каков смысл обрезанной плоти, преподнесенной Господу Сенфирой? Указывает ли это на символическую роль обрезания, которое должно умиротворить божество и предохранить народ от бедствий? Символика жертвоприношения и крови имеет сексуальное значение. Фрейд считал, что в них смешаны страх перед кастрацией и страх перед Богом.

Наверное, наиболее важное событие в жизни Моисея — явление ему Бога иа горе Синай. Моисей прославлен прежде всего тем, что он дал евреям законодательство, получив Десять Заповедей и другие законы непосредственно от Бога. Согласно книге Исхода, спустя три месяца после скитаний евреев по пустыне, они достигли Синая и раскинули свои шатры напротив горы. Иа горе Моисей получил откровение от Бога, велевшего ему пойти к сынам Израилевым и сказать им: «Итак, если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов: ибо Моя


219

вся земля; а вы будете у Меня царством священников и народом святым» (Исx., 19, 5-6).

На горе Синай Яхве явился только Моисею (хотя иногда Бог показывался также Аарону и младшему сподвижнику Моисея Иисусу Навину, впоследствии ставшему его преемником). Господь велел Моисею настрого передать, чтобы не входил на гору кто-нибудь другой. Он повелел провести черту вокруг горы и предупредил: «Берегитесь восходить на гору и прикасаться к подошве ее; всякий, кто прикоснется к горе, предан будет смерти» (Исх., 19, 12). Представляется очевидным, что Моисей хотел поселить страх в сердцах тех, кто ему следовал. Он был единственным, кому разрешалось общаться с Богом и приносить послания от него, но ни священникам, пи простым людям под страхом гибели не дозволялось подниматься к Богу, чтобы увидеть или услышать его. Моисей неустанно повторяет: «И сказал Господь Моисею: сойди, и подтверди народу, чтобы он не порывался к Господу видеть Его, и чтобы не пали многие из него» (Исх., 19, 21). «И Господь сказал ему: пойди, сойди, потом взойди ты и с тобою Аарон; а священники и народ да не порываются восходить к Господу, чтобы не поразил их» (Исх., 19, 24). «Моисей один пусть приблизится к Господу; а они пусть не приближаются, и народ пусть не восходит с ним» (Исх., 24, 2). Явление Бога на горе Синай сопровождалось низкими облаками, громом и трубным гласом.

Если внимательно читать заповеди и повеления, полученные Моисеем от Бога, то легко заметить, что они узаконивают новый класс священников, наделенных благодатным даром, и вверяют Моисею и племени левитов обязанность и право следить за жизнью людей. Во имя своего Бога, которого никто кроме него не видел, Моисей основал теократию и новую привилегированную элиту.

Действительно ли Бог являлся Моисею в образе неопалимой купины (песгорающего в огне куста терновника)? Слышал ли он голоса на самом деле или вообразил их себе? Быть может он был просто неуравновешенным человеком, подверженным разным видениям? Была ли его вера в то, что он слышал голос Бога, столь сильной, что он смог убедит людей, последовавших за ним, подчиняться ему под страхом гнева Гос-


220

подпя? Или Моисей обманул своих последователей, с помощью хитрости заставив их поверить в откровения свыше ради своих честолюбивых желаний стать лидером и распоряжаться судьбой целого народа? Может, библейские откровения были обусловлены политическими интересами и необходимостью создания новой этики?

Касаясь десяти заповедей, можем ли мы говорить о том, что Моисей использовал предание об их божественном источнике для запугивания людей с целью их подчинения себе? Очевидно, что если бы люди поверили, что он поставлен во главе созданной им новой теократической системы по божественному повелению, то это укрепило бы его власть над ними. Поскольку в те времена обычно считалось, что власть правителя, в том числе фараона, имеет божественную природу, то неудивительно, что Моисей также выводил ее из божественного источника. Однако на деле его власть была самопровозглашенной.

Возможны, но крайней мере, четыре интерпретации событий того дня.

1. Традиционная: Моисей действительно разговаривал с Богом и получил от него откровение. Хотя она принимается верующими, нет независимых свидетельств, которые бы ее подтверждали.

2. Противоположная интерпретация предложена скептицизмом и представляется правдоподобной. Предания о Моисее являются религиозным предрассудком. Они были искажены устной традицией и приукрашены более поздними авторами. Эти выдуманные истории являются результатом примитивного воображения, что особенно верно в отношении рассказов о волшебных чудесах. Мы не можем узнать, происходили ли эти события в действительности.

3. Возможно, что библейское повествование является отчасти правдивым: Моисею казалось, что он слышал какие-то голоса, и он приписал их божественным силам. Возможно, он даже верил в свою божественную миссию. Находясь во власти переживания божественного, он думал, что Бог говорит с ним и что Бог указал ему на особое предназначение. Такое действительно случалось в истории с психически неуравновешенными людьми. Моисей принадлежал к культуре, допускавшей реальность оккультных сил, и был психологически предрасположен верить,


221

что Бог непосредственно руководит его жизненным путем. Это могло подвигнуть его с особой страстностью и рвением выполнять миссию, которая, как он считал, была определена ему Богом. 4. Согласно другой версии, Моисей был просто магом-шарлатаном, склонным к мании величия. Стремясь к власти и контролю над людьми, он обманом вынудил группу невежественных крестьян последовать за ним как за пророком Бога. Давайте исследуем эту гипотезу.








Был ли Моисей магом?

О тесном союзе магии с религией в древние времена хорошо известно. Жрец, подобно фокуснику, обладал умением показывать чудеса, выходящие за рамки естественных представлений о реальности. Во время обрядов и церемоний он вызывал действия божественных и демонических сил. Люди верили, что эти магические обряды способны выполнить их желания и уменьшить их мучительные страхи. Дж.Фрезер в «Золотой ветви» писал, что «среди примитивных народов царь является одновременно магом и жрецом; ему часто приходится добиваться власти, демонстрируя искусные умения в белой и черной магии».1 Фрезер также указал: «Нигде, возможно, магическое искусство не культивировалось столь заботливо, нигде не вызывало столь великого почтения, не имели такого влияния на жизнь, как на земле фараонов».2

Похоже, что Моисей мог быть знаком с магией как элементом египетской религии его времени. Многие совершавшиеся египетскими жрецами церемонии похожи на обряды, практиковавшиеся Моисеем. Египтяне боялись гнева богов и верили, что он может быть сменен на милость благодаря подношениям и жертвам. Боги представлялись завистливыми существами, не терпящими непочтительного к ним отношения, их можно было привлечь на свою сторону служением и повиновением. Люди в те времена верили, что жрецы способны общаться с духами божеств. Те же использовали эту веру для воздействия и власти над своими приверженцами.

1 James George Frazier, The Golden Bough (New York: Mentor Books, 1964), p.34.

2 I bid., p. 37.


222

Был ли Моисей магом? Прибегал ли он и его ближайшие соратники к искусству колдовства, обманывая своих доверчивых последователей и добиваясь их повиновения? В самой Библии говорится, что фараон, думая, что Моисей и Аарон пользуются магическими чарами, повелел своим магам и колдунам состязаться с ними.

Моисей и Аарон показали фараону свои чудеса как знак могущества Яхве. «И призвал фараон мудрецов и чародеев; и эти волхвы Египетские сделали то же своими чарами» (Исх., 7, 11). Моисей велел Аарону бросить жезл на землю, который тут же обратился в змею. Моисей и Аарон обратили воды Нила в кровь; река засмердела и рыба погибла в ней. И чародеи, которых позвал фараон, то же самое могли сделать. Затем Моисей наслал на Египет жаб. И снова чародеи смогли повторить это. Трудно сказать, сколь правдивы или выдуманы эти истории. Согласно Флавию Иосифу, который, без сомнения, знал об обвинениях Моисея в магии, фараон «назвал его гнусным обманщиком, который бежал когда-то от египетского рабства, а теперь хитро обставил свое возвращение и пытается своими фокусами и магическими представлениями ввести людей в заблуждение».1

Согласно Пятикнижью, Господь через Моисея вновь и вновь обрушивал на египтян беды: мошку, песьих мух, моровую язву, поразившую скот, воспаление с нарывами, сильный гром с градом, саранчу и тьму. Лишь после последнего бедствия — смерти первенцев в египетских семьях, — не затронувшего еврейских родов, фараон согласился отпустить евреев из Египта. Позже, передумав, фараон послал армию вернуть их. Яхве помог евреям — он осушил море и пропустил их но его дну, сомкнув затем воды над преследователями.

Как мы видели, языческая литература дает иное объяснение исхода. Согласно ей, Египет поразил мор. (Учитывая низкий уровень санитарии в то время, можно предположить, что такие эпидемии иногда случались, поражая значительную часть населения). В ответ египтяне изгнали рабов и чужеземцев, посчитав их источником заразы. Будучи не в состоянии понять естественные причины болезней и найти способы их предотв-

1 Флавий Иосиф. Иудейские древности. Т 1. С. 118.


223

ращения, они винили в них людей, не угодивших египетским богам. Это характерно для анимистического сознания, видящего в каждом явлении природы действие сверхъестественных духов и богов. Бежавшие евреи в свою очередь могли верить, что Бог Моисея настолько могущественен, что способен наслать ужасные болезни и стихийные бедствия на их хозяев египтян, а их самих спасти от преследования.

В Библии прямо говорится, что Моисей использовал магию, чтобы добиться своего от фараона и его двора. Древняя неиудейская литература подтверждает, что Моисей владел магическими способностями. На это указывают не только авторы, враждебно относившиеся к иудеям, но и сохранившиеся фрагменты древней литературы по чародейству и алхимии. Один свод папирусов по магии был собран и издан К.Прейзеиданзом.1 Они показывают, что Моисей был не только особым образом связан с Богом, но и написал несколько тайных магических трактатов.

Другие языческие источники говорят о том же. Плиний Старший в своей «Естественной истории» (I век н.э.), набрасывая краткую историю магии, пишет о секте иудеев, «происходящую от Моисея» и других, практиковавших магию. Похожие упоминания о Моисее как чародее встречаются в «Апологии» Апулея и «О благе» Нумения. Цельс писал о Моисее как маге, основывавшем свои чудеса на грубом обмане: «Пастухи и скотоводы, последовавшие за своим предводителем, были обмануты грубыми хитростями и потому думали, что есть только один Бог».2 Цельс защищал политеизм от монотеизма иудеев и христиан. Он пренебрежительно отзывался об иудеях: «Они поклоняются ангелам и предаются колдовству, в котором их наставником был Моисей».3 Он отвергает попытки установить древность еврейского народа возведением его родословной к библейским патриархам, которых он называет «первым поколением ловкачей и обманщиков».4

1 Papyri Magicae Graecae die griechishen Zauberpapyri, vol. 1(1928), vol. 2

2 Origen, Contra Celsus, I, 23.

3 Ibid. I, 26.

4 Ibid. IV, 33.м


224

Ориген в своем труде «Против Цельса» сообщает, что египтяне относились к Моисею «как к колдуну, который творил свои великие деяния путем обмана (магии)».1 Он приводит дополнительную критику Моисея египтянами, говоря, что «они не отрицали полностью могущественных чудес, совершенных Моисеем, но заявляли, что они были исполнены с помощью колдовства, а не божественной силы».2 Цельс считал, что вера в подобные чудеса присуща лишь «необразованным людям» и индивидам с «испорченными моральными качествами».

Я не буду подробно описывать разнообразные чудеса, которые случались с евреями во время их скитания по пустыне. Трудно сказать, происходили ли эти события в действительности и так, как о них рассказывается в Библии. Люди в древности часто приписывали действию божественных сил явления, которые в наше время вполне могут быть объяснены естественным образом. Элиас Ауэрбах пытался описать странствие евреев но пустыне в более реалистической перспективе.3 Он полагает, что число последовавших за Моисеем не превышало 12-13 тысяч человек, а не было столь огромным, как об этом говорится в Исходе, и что большую часть времени они провели в большом обильном оазисе Кадеш. Он считает, что беженцы не скитались по пустыне постоянно в течение сорока лет. Ауэрбах пишет, что источник, который, как описывается в Библии, Моисей извлек ударом посоха из скалы, скорее всего уже существовал в оазисе Кадеш. В Исходе рассказывается, что когда евреи возроптали от голода, то Господь послал им перепелов. Их было так много, что они заполнили весь стан. Ауэрбах пытается дать естественное объяснение этому «чуду». Мигрирующие птицы не редкость в пустыне. Они перелетают огромными стаями и делают остановки в оазисах. Возможно, что одна из таких стай села в Кадеше, когда там находились евреи. Библия описывает манну небесную как похожую на «кориандровое семя белое, вкусом же как лепешка с медом». Семена, соответствующие этому описанию, могут быть найдены в

1 Ibid. I, 43.

2 Ibid. Ill, 5.

3 Elias Aucrbach, Moses (Amsterdam: G.J. Ruys, 1953; английский перевод:
Detroit: Wayne State University Press, 1975).


225

оазисе и в наше время. Они представляют собой сладкие, смо-лообразиые выделения тамариска.

Насколько правдоподобна гипотеза, что Моисей сознательно обманывал свой народ, заставляя его верить, что он обладает властью от Бога, направляющего его волю? Создавая из последовавших за ним разрозненных племен нацию с новым сознанием, Моисей и его ближайшие соратники могли подкреплять свои призывы и установления воззваниями к Богу, магическими чудесами, заклинаниями и колдовством. Несомненно, что Моисей был харизматический личностью, способной вызвать горячую приверженность и увлечь за собой множество людей, однако в значительной мере его лидерство основывалось на его умении творить чудеса. Так простой смертный, стараясь сохранить свою власть над паствой, постоянно вынужден убеждать ее в своей сверхчеловеческой природе.

Пока Моисей находился на горе Синай, принимая от Бога законодательные установления, евреи отвратились от Яхве. Они сделали из золота тельца и стали поклоняться ему. Для устрашения и наказания евреев Моисей приказал его сторонникам из племени Левиина убивать ослушавшихся. Согласно Библии, в тот день погибло около трех тысяч человек. Мы видим, что положение Моисея непрочно. Его авторитет часто надает, и ему приходится прибегать к запугиванию. Нет ни конституции, ни свода законов, организующих жизнь еврейского народа. Учреждая новое законодательство, Моисей опирается на Законы Хаммурапи, о которых он как образованный египтянин мог знать ранее. Однако он приписывает авторство законодательства Богу Яхве.

При скептико-реалистическом подходе Моисей предстает перед нами как человек с отталкивающими чертами, способный на вероломство и разные хитрости. Он выглядит высокомерным, тщеславным, коварным, вспыльчивым и мстительным, готовым убить того, кто противостоит ему. В отличие от Иисуса Христа, он мало сочувствует тому, кто расходится с ним во мнении. Такая оценка человека, известного и чтимого как великого пророка и законодателя (хотя его место в истории и покрыто тайной), может показаться резкой. Однако современное внимательное прочтение библейского текста подтверждает мой анализ этой личности. Я не отрицаю, что Моисей-законода-

 


226

тель был наделен важными качествами, что он мужественно выступил против фараона и у него хватило характера и упорства преодолеть со своей паствой великие бедствия. В Египте его времени процветал разврат. Жизнь обыкновенного человека мало ценилась. Практиковались человеческие жертвоприношения и даже каннибализм. Моисей был человеком своего времени. Установленные им моральные принципы он отчасти заимствовал от других, но законодательство, данное им евреям, в целом стало важным вкладом в развитие цивилизации.

Читая Библию, можно увидеть, что обстоятельства, сопутствующие явлению Бога Моисею и евреям, окутаны мраком. В Библии говорится, что Бог сошел на гору Синай «в огне». Гора была объята облаком, «и восходил от нее дым, как дым из печи, и вся гора сильно колебалась» (Исх., 19, 18). Была ли в древности гора Синай вулканом, о чем мог знать Моисей, ранее находившийся в бегстве в Мадиамской земле? Использовал ли он извержение вулкана как свидетельство явленности Яхве?

В Библии рассказывается, что получение Моисеем Десяти Заповедей сопровождалось громом и молниями. Эта величественная и грозная картина как нельзя более соответствовала самому важному, переломному событию в становлении еврейского народа. Но можно предположить, что никакого извержения не было, а просто ближайшие соратники Моисея дули в трубы или разожгли большую заранее сложенную на горе печь. Мы уже говорили, что Моисей никому не разрешал подниматься с ним на Синай. На горе могло происходить что угодно. Никто не мог узнать, что именно. Моисей поднялся на гору, и ее скрыло облако. Он оставался там в течение сорока дней и ночей, чтобы затем принести заповеди, начертанные на двух каменных скрижалях. Хотя в Библии говорится, что заповеди на них были нанесены рукой Бога, скорее всего их более месяца делал сам Моисей. Известно, что на горе он был со своим слугой Иисусом Навином. Библия умалчивает, чем тот занимался. Может, он был ответственен за эффекты трубного гласа и грома, наблюдавшиеся на Синае? Для хорошего чародейства обычно нужен помощник.

Поклонение золотому тельцу могло сопровождаться расколом среди ближайших соратников Моисея. Возможно, по этой


227

причине ему пришлось позволить Аарону, Надаву, Авиуду и семидесяти старейшинам приблизиться к Богу на расстоянии и преклониться перед ним (Исх., 24, 1-2). Из Библии не совсем ясно, как это происходило: «И Он не простер руки Своей на избранных из сынов Израилевых». Хотя «они видели Бога, и ели, и пили» (Исх., 24, 9-11). Часть правил и законов, введенных Моисеем, устанавливали многочисленные подношения еды и сокровищ Яхве. Фактически они присваивались жреческим коленом Левитов — властной элитой еврейского общества. Моисею с трудом удавалось сохранять свой контроль. В разное время его власть пытались присвоить Аарон и его сестра Мариамь. Позже Моисею удалось упрочить свой авторитет, вселить страх и благоговейный трепет в сердца евреев с помощью скинии собрания: «Моисей же взял и поставил себе шатер вне стана, вдали от стана, и назвал его скиниею собрания; и каждый, ищущий Господа, приходил в скинию собрания, находившуюся вне стана» (Исх., 33, 7). Когда Моисей входил в скинию, каждый должен был вставать и стоять у входа в свой шатер. Если от скинии поднималось облако, и Моисей не мог войти в нее, тогда евреи отправлялись в путь: «Ибо облако Господне стояло над скиниею днем, и огонь был ночью в ней пред глазами всего дома Израилева, во все путешествие их» (Исх., 40, 38.) Если же облако не поднималось, то все оставались на месте. В Библии мы читаем, что когда Моисей выходил из скинии, около нее оставался уже упоминавшийся нами Иисус: «А служитель его Иисус, сын Навин, юноша, не отлучался от скинии» (Исх., 33, 11).

Мы можем лишь догадываться, что делал Моисей в скинии. Действительно ли он говорил там с Богом или вместе с Иисусом с помощью магии из какого-то неведомого вещества создавал облачный столб, нависавший над скинией? Иисус оказывается самым близким человеком для Моисея. Он был при нем с детства и принял власть после его смерти. Иисус должен был быть посвящен в магическое искусство и помогать Моисею в чародействе. Именно Иисус ответственен за придание иудаизму его формы.

Скиния собрания является центральным местом для Моисея. Именно в ней он хранит священный ковчег Завета, рядом с ней исполняет жреческие и властные обязанности.


228

В Библии рассказывается, как Моисей ввел Аарона и его сыновей в скинию, где помазанием посвятил их в священники. Так Моисеем была установлена жреческая преемственность. Левиты на втором году исхода должны были заботиться о скинии и всем ее снаряжении. Они были ответственны за установление шатра и его сборку при смене стана. Моисей так боится разоблачения, что ставит охрану. В тексте читаем: «А если приступит кто посторонний, предан будет смерти» (Числ., 1, 51).

Однажды возникла серьезная опасность разоблачения. Только Моисею, Иисусу и Аарону позволялось входить в святую святых скинии собрания. Как-то раз «Надав и Авиуд, сыны Аароновы, взяли каждый свою кадильницу, и положили в них огня, и вложили в него курений, и принесли пред Господа огонь чуждый, которого Он не велел им» (Лев., 10, 1). За это они были сожжены Яхве: «И вышел огонь от Господа, и сжег их, и умерли они пред лицем Господним» (Лев., 10, 2). Моисей рассказал о строгих предосторожностях, которые нужно соблюдать при приближении к скинии, и повелел Аарону и его оставшимся сыновьям не скорбеть о гибели Надава и Авиуда. Позже огонь использовался против тех, кто пытался оспорить власть Моисея.

Всякое объяснение этих событий чрезвычайно сложно и основывается на предположениях. Мы не можем достоверно знать, что происходило. Возможно, в лучшем случае, библейские описания лишь отголоски реально происходившего. Если же мы допускаем их историческую реальность, то, я думаю, мы можем предположить иную гипотезу взамен традиционного взгляда на Моисея. Он мог страдать формой шизофрении, при которой человеку кажется, что он слышит голоса или получает откровения свыше, и использует различные средства, чтобы убедить в своих сверхъестественных способностях других.

Для нашего анализа гораздо интереснее случаи, когда власть Моисея оказывалась под угрозой, и те средства, к которым он прибегал для избавления от опасности. Жизнь израильтян во время их блужданий по пустыне была трудной. Однажды изнуренный скитаниями еврейский народ возроптал на Господа. Разгневался Яхве: «И Господь услышал, и воспламенился гнев Его, и возгорелся у них огонь Господень, и начал истреблять край


229

стана» (Числ., 11, 1). Лишь после молитв Моисея к Богу огонь стих. Мы видим, что Моисей пользуется огромным доверием. В той же главе рассказывается о том, как Господь послал евреям перепелов. Перед этим Моисей собрал семьдесят старейшин и поставил их около скинии: «И сошел Господь в облаке, и говорил с ним, и взял от Духа, который на нем, и дал семидесяти мужам старейшинам. И когда почил на них Дух, они стали пророчествовать, но потом перестали» (Числ., 1, 25). В библейском тексте нет подробностей описания встречи старейшин с Богом. Слова «Взял от Духа на нем и дал им» можно трактовать еще и так, что Моисей в трудный для евреев и тем самым для его власти период заручился поддержкой старейшин, отдав им взамен (может быть на время) самое важное властное право того времени — говорить от имени Бога. Здесь же мы читаем, что двое старейшин Елдад и Модад остались в стане, но на них также снизошел дух и они стали пророчествовать. Иисус стал кричать Моисею, чтобы он запретил им делать это. Моисей упрекает Иисуса в ревности и вздыхает о том, чтобы Господь на всех послал Дух и они стали пророками.

В другой раз против единоличной власти Моисея восстают Аарон и его сестра Мариамь. Они спрашивают: «Одному ли Моисею говорил Господь? не говорил ли Он и нам?» (Числ., 12, 2). Согласно Библии, внезапно Господь сказал им и Моисею выйти к скинии собрания. Обвинив Аарона и Мариамь в незаслуженных обвинениях в адрес Моисея, Господь воспламеняется на них своим гневом. В наказание Мариамь покрылась проказой и семь дней находилась в изгнании вне стана.

Однажды группа евреев, ходивших смотреть Ханаанскую землю, обещанную их народу Яхве, испугалась населявших ее племен и, возвратившись, возроптала на Бога. Они стали подговаривать людей возвратиться в Египет и избрать себе нового начальника. В Библии говорится, что Яхве был в гневе, он истребил возроптавших и пригрозил, что евреи будут скитаться по пустыне сорок лет, и в обетованную землю не смогут войти те, кому сейчас более двадцати лет. Моисей был постоянно вынужден защищать свою власть. Пока его народ оставался кочевым, без крепких корней на земле, у него было больше возможности подчинять его себе. Израильтяне блуж-


230

дали по пустыне сорок лет. После смерти Моисея Иисусу удается возглавить войско и, захватив Ханаанскую землю, основать там новую нацию.

Еще одно серьезное выступление против Моисея было предпринято Кореей из племени Левитов и 250 именитыми евреями. Они сказали Моисею и Аарону: «Полно вам; все общество, все святы, и среди их Господь! Почему же вы ставите себя выше народа Господня?» (Числ., 16, 3). Моисей избирает новую тактику. Оказавшись в безвыходном положении, он пал ниц перед Кореем и его сообщниками, говоря, что завтра утром Господь объявит того, кто свят. По всей видимости, заговор возник среди жреческого племени Левитов. С тех пор как Моисей позволил левитам охранять скинию собрания, они захотели больших привилегий и власти. Почувствовав серьезность заговора, Моисей приглашает их к скинии с кадильницей с зажженным курением. Двое заговорщиков, Дафан и Авирон, отказываются прийти, отвечая: «И ты еще хочешь властвовать над нами! Привел ли ты нас в землю, где течет молоко и мед, и дал ли нам во владение поля и виноградники? Глаза людей сих ты хочешь ослепить? Не пойдем!» (Числ., 16, 13-14). Согласно Библии, шатры с имуществом Корея, Дафана и Авирона и их 250 сторонников поглотила разверзнувшаяся земля. Более вероятно, что их гибель была устроена самим Моисеем с его приспешниками. Неясно, как это было сделано, но 250 человек с зажженными кадильницами могли легко быть подожжены и сгореть в огне. Было ли сделано это Яхве или маккиаве-левской хитростью Моисея, этого жреца-царя-пророка-мага?

Еще одна изощренная хитрость Моисея. Он собирает перед скинией собрания старейшин двенадцати колен. Каждый из них должен принести жезл и написать на нем свое имя. На следующий день Моисей вошел в скинию и «вот, жезл Ааронов, от дома Левиина, расцвел, пустил почки, дал цвет и принес миндали» (Числ., 17, 8). Было ли это чудо сотворено Яхве или оно явилось результатом человеческой хитрости? Можно представить, что Моисей и Иисус подменили жезл Аарона точной копией, срезанной с миндального дерева. Ведь никому, кроме нескольких доверенных, не разрешалось входить или приближаться к скинии иод страхом смерти.


231

Моисей через Яхве вновь говорит Аарону, что он, его сыновья и другие члены колена Левиина должны исправно охранять скинию собрания. Они должны нести службу в скинии, но им запрещается приступать к «вещам святилища и к жертвеннику, дабы не умереть и им и вам». (Числ., 18, 3). Они должны заботливо исполнять свои священнические обязанности, ежедневно наблюдать за алтарем и за тем, что находится за занавесом, однако любой посторонний, кто войдет в скинию будет предан смерти. Что за великая тайна хранится внутри скинии, которую Моисей хочет скрыть любой ценой, убивая всякого, кто захочет ее узнать?

Моисей мог управлять своей паствой только с помощью кровавого насилия. Абсолютный диктатор, он никому не позволяет усомниться в своей (или Яхве) власти. Устраняется всякий, перечащий его воле. Удивительно, что история не осудила Моисея. Возможно потому, что он начал свою деятельность как освободитель, а люди склонны со снисхождением относиться к тем, кто освобождает народ от гнета, даже если впоследствии они становятся жестокими и развращенными, нарушают установленный ими самими моральный кодекс.












Моисей-законодатель

Моисей прославился не только как национальный освободитель, но и как великий законодатель, создавший величайший моральный кодекс. Тексты Пятикнижья менялись на протяжении веков, поэтому трудно точно сказать, что в них принадлежит Моисею, а что привнесено и изменено последующими поколениями. Многие рассматривают иудаизм преимущественно как этническую религию, они склонны преуменьшать значение содержащихся в нем элементов чудесного или сверхъестественного, в первую очередь обращая внимание на его моральные прозрения. Но в двадцатом веке мы уже имеем право спросить: является ли Моисеев кодекс, как нас постоянно уверяют, образцом справедливости?

Верующие обычно считают Десять Заповедей воплощением этического совершенства, но они редко подвергают его тщательному рассмотрению и поэтому не замечают, что многие их предписания лишены нравственности, по крайней мере, с точки


232

зрения современного морального сознания. Несомненно, для того времени их создание явилось прогрессом. Хотя у морального кодекса Пятикнижья имелись свои предтечи. Например, Хаммурапи, вавилонскому царю, приписывается создание древнего шумерского и семитского законодательного кодекса, предвосхитившего многие обряды, записанные в Пятикнижье. Законы Хаммураии датируются учеными как написанные в промежутке 2100-1700 гг. до п. э. Запечатленные на каменном столбе, они были установлены на центральной площади вавилонского города Сиппар. Найденный археологами на месте древнего города Сузы, столб выставлен сейчас в Париже. Интересно, что на его вершине высечен рисунок, изображающий, как царь Вавилона получает законы от бога Солнца, Шамаша, подобно тому, как Моисей получил законы от Яхве.

Многие предписания законов Хаммурапи поразительно схожи с заветами Моисея, отраженными в книгах Исхода, Левита и Второзакония. Например, правило «око за око, зуб за зуб» встречается как у Моисея, так и у Хаммурапи. За некоторые преступления в обоих законодательствах предусматриваются одинаковые наказания, в частности, смертная казнь за инцест. Законы Хаммурапи содержат гуманистические элементы, предусматривая, например, защиту людей от обмана.

Другие археологические находки показывают, что иудейская теология не была исключительной. Все более или менее важные события в истории еврейского народа, включая победы и поражения в войнах, объясняются волей и настроением Яхве. Открытие в 1868 г. базальтовой плиты, названной Моавским камнем, показывает, что подобное теологическое понимание истории было распространено и в Моаве, соседней с Израилем страной и его традиционном противнике. Согласно надписи на Моавском камне, Меша, царь Моава, объяснил вторжение в страну евреев гневом Шамшу, национального божества моавитян. Подобным образом, восстание моавитян против евреев и реставрация, произошедшие в девятом веке до п. э., приписываются его милости.

Точно такие же рассуждения можно найти и в угаритских текстах, обнаруженных между 1929 и 1939 г. в Угарите, древней Сирии, на побережье Средиземного моря. Они представляют собой свод древней литературы, включающий несколько


233

ханаанских историй о Балу, Илу и Даниэле. Большинство текстов, относящихся к 1400 году до н. э., показывают, что евреи, осевшие в Ханаане, заимствовали многие религиозные и этнические понятия от своих угаритских и ханаанских соседей. Законодательство, мораль и теология Моисея создавались не на пустом месте, и они не были уникальными.

Нужно заметить, что Десять заповедей упоминаются в Ветхом Завете дважды — в Исходе (20, 2-17) и во Второзаконии (5, 6-21). Оба описания значительно отличаются по языку. Это опровергает взгляд на Библию как на неискаженное, буквально запечатленное слово Божие, открывшееся пророкам. Если Десять Заповедей даны Моисею Богом, то почему их тексты различаются? Это показывает, что Библия является не божественным, а человеческим творением, рассказывающим об историческом опыте целого народа, его поражениях и победах, но также о его ошибках и недостатках.

Я проиллюстрирую расхождения между тестами, поместив рядом варианты записи четвертой заповеди:

«Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; А день седьмой — суббота Господу Богу твоему, не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих. Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них; а в день седьмой почил. Посему благословил Господь день субботний и освятил его» (Исход 20, 8-11).

«Наблюдай день субботний, чтобы свято хранить его, как заповедал тебе Господь, Бог твой. Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; А день седьмой — суббота Господу, Богу твоему. Не делай в оный никакого дела, ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни раба твоя, ни вол твой, ни осел твой, ни всякий скот твой, ни пришелец твой, который у тебя, чтобы отдохнул раб твой и раба твоя, как и ты. И помни, что ты был рабом в земле Египетской, но Господь, Бог твой, вывел тебя оттуда рукою крепкою и мышцею высокою, потому и повелел тебе Господь, Бог твой, соблюдать день субботний» (Второзаконие 5, 12-15).

Чем иным можно объяснить различия в описаниях, как не тем, что Библия является плодом творчества многих авторов и


234

изменялась в течении многих веков. Каково содержание этих заповедей самих но себе. Являются ли они универсальными и образцовыми моральными принципами? Я сомневаюсь, что их буквальное понимание приемлемо в наши дни.

Первые две заповеди касаются религиозных обязанностей человека. Они не являются этическими правилами, но религиозными предписаниями о благочестии и набожности, не имеющими значения для свободомыслящего человека или скептика. Вот краткая формулировка первой заповеди:

«Я Господь, Бог твой, который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства. Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим» (Исх., 20, 2-3).

Она предназначена и относится в первую очередь к евреям, она дана их этническим богом. Она не обязательна для всех людей.

Вторая заповедь гласит:

«Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служу им» (Исх., 20, 4-5).

Эта заповедь, очевидно, относится к языческим религиям того времени, где боги изображались в образе людей или животных, таких как священная корова или бык. Бог евреев не мог быть никем назван или тем более видим, никем, за исключением, быть может, Моисея. Смысл этой заповеди определяется культурным контекстом. Как эта заповедь может быть применена к статуям и иконам, изображающим Иисуса? Нарушают ли они ее? Нарушает ли ее католическая церковь, наполнившая свои соборы изображениями святых? Бог, давший эту заповедь, — бог не любви, милосердия и прощения, а ревности, требующий абсолютного повиновения. Он образец не справедливости, но высокомерия. Он, без сомнения, является отражением личности Моисея, который тоже требует повиновения и не терпит никакого противостояния или возражения. Разумный Бог вряд ли желал, чтобы его создания были во всем ему покорными детьми, но напротив, сотворил бы их ищущими, независимыми и автономными личностями. Яхве не смог разделить эту прекрасную землю со своими творениями, но стал завистливым, требовательным богом, рассматривающим людей как свою собственность.


235

Остальная часть этой заповеди обычно не читается и сокращенные издания Библии опускают эти строки. Они кажутся мне особенно несправедливыми:

«Ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, И творящий милость до тысячи родов любящим меня и соблюдающим заповеди Мои» (Исх., 20, 5-6).

Эта часть заповеди безнравственна, поскольку исходит из принципа коллективной вины. Бог возлагает наказание за грехи отцов не только на детей, но даже на внуков и правнуков. Разве мы можем считать образцом добродетели заповедь, варварски налагающую наказание на детей за проступки их предков? Сегодня ни одно цивилизованное государство не стало бы оправдывать закон возмездия. Эта часть заповеди уходит своими корнями в варварские практики наказания всех членов рода за преступления одного. Она должна быть отвергнута каждой нравственной личностью.

Третья заповедь гласит:

«Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно; ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно» (Исх., 20, 7).

Мы не считаем это преступление серьезным. Фактически здесь запрещается всякое свободо- и инакомыслие и другие вероисповедания. В пей выражается религиозная нетерпимость и фанатизм, ее нельзя считать образцом моральной добродетели.

Четвертая заповедь требует соблюдения субботы. В обществе, где права людей повсеместно попирались, право рабов, слуг, скота и иноземцев на один выходной день можно считать прогрессивным. Я возражаю против этой заповеди по иным соображениям. Я считаю нарушением права человека запрещать ему работать в любой день, даже субботу. Однако ортодоксальные иудеи почитают субботу столь священной, что стараются ничего не делать в этот день, дабы не вызвать гнев Божий.

Последние шесть заповедей непосредственно относятся к этике. Их следует принимать как общие моральные принципы, но все же не универсальные по своей форме, поскольку они Должны истолковываться и применяться в соответствии с Жизненным контекстом:


236

«Почитай отца твоего и мать твою...

Не убивай.

Не прелюбодействуй.

Не кради.

Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего» (Исх., 20, 12-17).

Должны ли эти моральные принципы рассматриваться как абсолютные правила или они являются только общим руководством для поведения? Безусловно, они являются моральными прозрениями, воплощающими мудрость человечества. К сожалению, часто заповеди рассматриваются как не нарушаемые. «Не убий» — фундаментальный принцип, необходимость следования которому мы принимаем и можем объяснить. Однако он может рассматриваться как не безусловный и обоснованно нарушаться в таких ситуациях как самозащита, эфтаназия или военные действия. Истолкование этого принципа зависит от контекста. Сам Моисей нарушал эту заповедь (как и Яхве).

Такие же рассуждения применимы и к запрету прелюбодеяния. Это лишь общее правило, включающее в себя скорее гипотетический, а не категорический императив. В некоторых обстоятельствах, например, таких, в каких оказалась леди Чаттерлей (чей муж стал импотентом во время Первой мировой войны), можно оправдать нарушение этой заповеди. Моисей безнаказанно пренебрег ею. Он взял себе вторую жену, а своим воинам раздал мадиамских женщин (правда, после того, как их мужья были убиты). Моральное поведение предполагает следование множеству других ценностей и принципов, кроме сформулированных в Десяти Заповедях. Даже Моисей понимал это, продолжая давать евреям сотни других правил и норм.

Большинство читателей Пятикнижья ограничиваются Десятью Заповедями. Однако в Исходе, 21, как и в книгах Левита и Второзакония мы находим огромное множество иных законов и предписаний. Многие из них жестоки и ригористичны, они неприемлемы для современного морального сознания. Они ограничены социальным контекстом своего времени и не могут служить нормами поведения в современном цивилизованном обществе.


237

В Исходе предписывается, что «если купишь раба еврея, пусть он работает шесть лет; а в седьмой пусть выйдет на волю даром». Его жене дозволяется уйти вместе с ним. Но «если же господин его дал ему жену, и она родила ему сынов и дочерей, то жена и дети ее пусть останутся у господина ее», и не могут быть отпущены. Если же раб воспротивится, то его ухо будет проколото и он останется рабом на всю жизнь (Исх., 21, 2-6). Очевидно, что эта мораль кастового общества, в котором люди считаются не более, чем живым имуществом. Женщины признаются низшими существами но сравнению с мужчинами и им дано меньше прав. Если мужчина продаст свою дочь в рабство, то она не будет иметь тех же прав, что и раб-мужчина и не может быть освобождена. (Исх., 21, 7-8). Однако предписывается, что хозяин не должен поступать с ней дурно. Ему разрешалось взять себе другую женщину, хотя в этом случае он должен заботиться и о первой. Сам Моисей жил иолигамно.

Такой же двойной стандарт касается и наказания. Если один мужчина убьет другого, то будет предан смерти. Если же он ударит и убьет раба или рабыню, он «должен быть наказан», но не предан смерти. Если же, однако, раб проживет день или два, то наказания не последует, «ибо это его серебро» (Исх., 21, 20-21). Женщины и рабы не обладают теми же нравами, что и свободные взрослые мужчины.

Закон возмездия — основа моисеева представления о справедливости. Он предельно строг: «А если будет вред, то отдай душу за душу, глаз за глаз, зуб за зуб, руку за руку, ногу за ногу, обожжение за обожжеиие, рану за рану, ушиб за ушиб» (Исх., 21, 23-25). Следование этому принципу с современной точки зрения иногда кажется более тяжким поступком, чем первоначальное преступление.

Отношения между родителями и детьми носят авторитарной характер. Пятая заповедь повелевает «почитать отца своего и мать свою». Сыновья и дочерняя почтительность составляет основу структуры семьи. Наказание за нарушение этого правила может обескуражить и ошеломить современного человека: «Кто ударит отца своего или свою мать, того должно предать смерти» (Исх., 21, 15).


238

Столь же суровое наказание предусмотрено и за меньшее нарушение. «Кто злословит отца своего или свою мать, того должно предать смерти» (Исх., 21, 17). В Левите говорится, что если родители не могут сладить со своими детьми, то их могут забить камнями на глазах у всей общины:

«Если у кого будет сын буйный и непокорный, неповинующийся голосу отца своего и голосу матери своей, и они наказывали его, но он не слушает их: То отец его и мать его пусть возьмут его и приведут его к старейшинам города своего и к воротам своего местопребывания, И скажут старейшинам города своего: «сей сын наш буен и непокорен, не слушает слов наших, мот и пьяница»; тогда все жителя города его пусть побьют его камнями до смерти; и так истреби зло из среды себя, и все израильтяне услышат, и убоятся» (Втор., 21, 18-21).

Жестокость кодекса Моисея демонстрирует и та легкость, с какой он прибегает к смертной казни. Она применяется не только к убийцам, но и к совершившим следующие преступления: прелюбодеяние, гомосексуальная связь, кровосмешение, богохульство, изнасилование, потеря девственности до брачной ночи, половая связь с животными, несоблюдение субботы, жертвоприношение другим богам, ведовство, проституция, совершаемая дочерьми жрецов, общение с призраками и духами.

Жестоко наказываются и подвергаются дискриминации незаконнорожденные дети. Библия гласит: «Сын блудницы не может войти в общество Господне, и десятое поколение его не может войти в общество Господне» (Втор., 23, 2). Рожденный вне закона столь порочен, что многие поколения его потомков отторгнуты от скинии.

Многим предписаниям Ветхого Завета не хватает человеческой доброты и сочувствия. Моисей изгоняет из стана всякого, у кого было обнаружено кожное заболевание или нагноение. Хотя это делалось для поддержания чистоты и безопасности, но едва ли может считаться милосердным.

Некоторые предписания занятны: «У кого раздавлены ятра или отрезан детородный член, тот не может войти в общество Господне» (Втор., 23, 1). Это значит, что евнухи были исключены из еврейского общества, даже если они были кастрированы принудительно.


239

Законы, сформулированные в моисеевом кодексе, воплощают иррациональные фобии того времени. Предписывается, что мужчина не должен вступать в половые отношения с женой во время ее менструального периода, не прикасаться к ней в это время. Такая женщина считалась нечистой. Женщине также не разрешалось носить никакую одежду мужа. Как и мужчина не мог носить одежду женщины. Обрезание было обязательно для всех евреев мужского пола. Хорошо известен запрет на употребление в пищу свинины. Как мы видели, некоторые языческие авторы полагали, что это вызвано тем, что евреи были изгнаны из Египта, поскольку оказались зараженными болезнью, распространенной среди свиней. Если так, то это может служить определенным рациональным оправданием этого запрета. Однако большинство пищевых ограничений лишены какого-либо разумного объяснения, по крайней мере, в ретроспективном рассмотрении. Многие предписания представляются произвольными. Заповедь «не вари ягненка в молоке его матери» исполняется ортодоксальными иудеями как запрет употреблять в пищу одновременно молочные и мясные продукты. Трудно увидеть в такой еде какую-то опасность для здоровья. Встречаются правила, регулирующие ритуальные убийства. Нельзя есть мясо с кровью; кровь следует слить. Иудеям запрещено есть омары, устрицы, креветки, морские моллюски. Правильно приготовленная, эта пища питательна, вкусна и безопасна. Неудивительно, что неевреи считают иудейские диетические предписания необычными.

Встречаются многочисленные правила, устанавливающие лечение болезней, включая кожные заражения и проказу, большинство из которых основаны скорее на непродуманных, чем на общепринятых медицинских нормах.

Многие предписания касаются личного служения Богу посредством молитв и жертвоприношений. Библия устанавливает пути и способы жертвоприношения. Своими правилами Моисей поддерживал господствующее социальное и материальное положение класса священников: «И всякое возношение из всех святынь сынов Израилевых, которые они приносят к священнику, ему принадлежит... Все, что даст кто священнику, ему принадлежит» (Числ., 5, 9-10). Это обеспечивало жреческий класс материальными средствами существования.


240


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow