Дефицит и профицит государственного бюджета. Способы финансирования бюджетного дефицита. Инфляционный налог. Внешний и внутренний государственный долг, методы управления

Когда доходы превышают расходы, сальдо бюджета положительное, что соответствует профициту (излишку) государственного бюджета. Когда доходы бюджета меньше, чем расходы, сальдо бюджета отрицательное и имеет место дефицит государственного бюджета. Когда доходы равны расходам, сальдо бюджета равно нулю и такой бюджет является сбалансированным.

Концепции балансирования бюджета:

ü Бюджет, балансируемый ежегодно (независимо от фазы экономического цикла и состояния экономики каждый год расходы бюджета должны быть равны доходам);

ü Бюджет, балансируемый циклически (бюджет должен быть сбалансирован в целом в течение экономического цикла);

ü Концепция «функциональных финансов» (целью государства должна быть не сбалансированность бюджета, а стабильность экономики).

Методы покрытия бюджетного дефицита:

ü Монетизация – выпуск безналичных денег на сумму бюджетного дефицита (ведет к инфляции и снижению выпуска);

ü Повышение налогов (сдерживает деловую активность и обостряет социально-политическую обстановку);

ü Внутренние и внешние займы (наблюдается эффект вытеснения – переключение свободных финансовых ресурсов с финансирования нужд частного сектора на государственные цели).

Государственный долг – сумма накопленных бюджетных дефицитов. Причиной появления и увеличения государственного долга является финансирование дефицита государственного бюджета за счет внутреннего и внешнего займов. Различают два вида государственного долга:

ü Внутренний государственный долг – совокупная задолженность правительства гражданам страны, равная суммарной номинальной стоимости всех имеющихся у них на определенный момент государственных облигаций.

ü Внешний государственный долг – суммарная задолженность страны иностранным гражданам, другим странам и международным финансовым организациям.

Реструктуризация – изменение характеристик активов, которые оформляет государственный долг (прежде всего государственные облигации). Пролонгация – продление срока исполнения обязательств по государственному долгу. Рефинансирование долга – выпуск новых серий государственных ценных бумаг, выручка от которых идет на выплату процентов по предыдущим сериям.

Налоги: сущность, функции и виды сущность налогов. Пропорциональный, прогрессивный и регрессивный налог; прямые и косвенные налоги, чистые налоги. Кривая Лаффера. Эффект Оливера-Танзи.

Налоги – обязательные платежи, взимаемые органами власти с юридических и физических лиц, которые поступают в бюджеты различных уровней. Признаки:

ü Обязательность

ü Безвозмездность

ü Безэквивалентность (по отношению к трансфертам)

Функции:

ü Фискальная (сбор налогов, пополнение доходов казны)

ü Регулирующая (налоговая система)

ü Стимулирующая

Виды:

ü Прямые/косвенные (по включенности в цену товара)

ü С физических/юридических лиц

ü Поступающие в федеральный, региональный или местный бюджет

ü Пропорциональные, регрессивные, прогрессивные (в зависимости от структуры налоговой ставки). Рис. в тетр.

При прогрессивном налогообложении ставки налога увеличиваются по мере роста объекта налога. Регрессивный налог – налог, который в денежном выражении равен для всех плательщиков, т.е. составляет большую часть низкого дохода и меньшую часть высокого дохода. Пропорциональный налог – налог, при котором налоговая ставка остается неизменной, независимо от стоимости объекта обложения.

Кривая Лаффера описывает связь между ставками налогов и налоговыми поступлениями в государственный бюджет. Согласно концепции, стремление правительства пополнить казну, увеличивая налоговый пресс, может привести к противоположным результатам. По мере роста ставок налога от 0 до 100% доходы государственного бюджета (налоговая выручка) будет вначале расти от 0 до некоего максимального уровня, а затем снижаться снова до 0. Таким образом, стопроцентная ставка налога дает такие же поступления в бюджет, как и нулевая ставка. Ставка налога, изымающая весь доход, является конфискационной мерой, в ответ на которую легальная деятельность будет просто сворачиваться или «уходить в тень». (Рис. в синем учебнике стр.511)

Цели государственной экономической политики. Бюджетно-налоговое регулирование. Дискреционная и недискреционная фискальная политика.

+


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: