Автоматическая фискальная политика основана на действии встроенных стабилизаторов, обеспечивающих естественное приспособление экономики к фазам деловой конъюнктуры: прогрессивная система налогообложения, система социальных пособий и др.
Автоматические (встроенные) стабилизаторы – это такие механизмы в экономике, действие которых уменьшает реакцию ВВП на изменение совокупного спроса. Встроенные стабилизаторы могут увеличивать дефицит государственного бюджета (или сокращать его положительное сальдо) в период спада или уменьшать дефицит (повышать положительное сальдо) в период инфляции без специального вмешательства со стороны правительства.
К встроенным стабилизаторам относятся налоги, пособия по безработице, социальные выплаты и др. Они служат для смягчения реакции экономики на изменения выпуска товаров и услуг, уровня цен и процентных ставок.
Автоматическая фискальная политика государства осуществляется пассивно на основе автоматических изменения уровня финансирования государственных проектов и автоматического изменения налогов и сборов. При этом стабилизаторами, работающими по принципу саморегулирования, являются выплаты пособий, разного рода субсидий, изменения ставок налоговых сборов и т.д. они автоматически влияют на глубину и горизонт колебаний всей системы мер государства в расходной и доходной части государственного бюджета.
|
|
Автоматическая фискальная политика основана на автоматическом изменении суммы налоговых поступлений и размера социальных пособий при изменениях состояния экономики. В период подъема производства повышается уровень занятости, возрастают налоговые поступления в бюджет, что означает увеличение сумм средств для поддержки безработных и социально не защищенных слоев населения. При спаде производства ситуация обратная.
Рассмотрим влияние перемены экономических условий на изменение уровня налогов и трансфертных платежей. Увеличение реального выпуска повышает реальные доходы от всех основных источников налоговых поступлений: подоходных налогов, отчислений на социальное страхование, налогов на прибыль корпораций, налогов с продаж и оборота. Одновременно сокращаются расходы правительства на выплаты трансфертных платежей (поскольку при росте производства сокращается количество безработных). С учетом этих обстоятельств можно сделать вывод, что увеличение реального ВВП сокращает дефицит государственного бюджета.
Повышение цен также воздействует на доходы и расходы бюджета: увеличивает номинальные доходы государства от налогов при неизменном уровне выпуска и одновременно – номинальные расходы бюджета (поскольку инфляция повышает, цены на товары и услуги, приобретаемые правительственными органами в рамках государственного заказа и по причине отсутствия индексации трансфертных программ в зависимости от роста стоимости жизни). Номинальное увеличение расходов будет меньше необходимого при повышении уровня цен, так что реальные расходы снизятся.
|
|
Если все статьи бюджета индексируются, то рост цен никак не влияет на реальный дефицит госбюджета. Но на практике так бывает не всегда, а значит, номинальные величины налогов растут быстрее, чем номинальные величины государственных расходов, т.е. при повышении цен номинальный объем дефицита госбюджета сокращается, причем в реальных цифрах это сокращение еще более значительно.
Главное достоинство недискреционной фискальной политики в том, что ее инструменты (встроенные стабилизаторы) включаются немедленно при малейшем изменении экономических условий, т.е. здесь практически отсутствует временной лаг.
Недостаток автоматической фискальной политики в том, что она только помогает сглаживать циклические колебания, но не способна их устранить. Следует отметить, что чем выше ставки налогов и величина трансфертных платежей, тем действеннее недискреционная политика.
Бюджет и бюджетный дефицит. Финансирование бюджетного дефицита и меры по снижению
Государство не ограничивает свое вмешательство в экономику лишь варьированием налоговых ставок. С целью стимулирования отдельных производств или сфер экономики государство будет осуществлять определенные расходы из государственной казны (госбюджета).
Госбюджет – это смета доходов и расходов государства на определенный период, чаще всего на год, составленная с указанием источников поступления государственных доходов и направлений расходования средств. Различают местные бюджеты и республиканский бюджет, которые в совокупности образуют консолидированный бюджет государства.
Роль госбюджета в национальной экономике значительна. Во-первых, он является частью финансов страны, которую контролирует государство, поэтому с помощью госбюджета государство способно осуществлять вмешательство в рыночные механизмы. Во-вторых, госбюджет является способом аккумуляции денежных средств для решения крупных, глобальных экономических проблем. В-третьих, наличие госбюджета позволяет решать сложные социальные проблемы (бедности, безработицы, голода, грамотности, здоровья нации и др.).
В общем виде структура доходной и расходной части госбюджета представлена в таблице 5.1.
Таблица 5.1 – Баланс госбюджета
Доходы | Расходы |
Налоговые поступления | Социальные выплаты (трансферты) и фонды социальной защиты |
Акцизы | Инвестиции в экономику, дотации, субсидии (инъекции) |
Доходы от эмиссии и продажи ценных бумаг | Расходы по эмиссии казначейских ценных бумаг |
Внутренний и внешний займы | Расходы на содержание аппарата управления |
Доходы от таможенной деятельности | Расходы на оборону и поддержание внутреннего порядка |
Доходы от пользования государственной собственностью | Предоставление кредита внутренним и внешним субъектам хозяйствования |
Доходы от разгосударствления и приватизации | Погашение задолженности по кредиту |
Конфискация имущества, дарения, завещания граждан | Расходы на науку, культуру, здравоохранение, образование и другие отрасли |
Гуманитарная помощь из-за рубежа | Гуманитарная помощь другим странам и организациям |
Баланс госбюджета (сопоставление доходной и расходной части между собой) может иметь положительное сальдо (профицит), когда доходы превышают расходы правительства, а также отрицательное сальдо (дефицит), когда расходы превышают доходы. В мировой практике чаще всего встречается дефицит госбюджета. Важно, чтобы последний не превышал 3 % от ВВП, а внутренний государственный долг – 60 % от ВВП, иначе, согласно критериям Маастрихтского пакта о стабильности, экономика страны считается неустойчивой. В Республике Беларусь дефицит госбюджета даже в самые тяжелые кризисные годы не достигал 3 % от ВВП.
|
|
Дефицит покрывается за счет:
- экономии финансовых средств на содержание госаппарата;
- сокращения военных расходов;
- выпуска и размещения государственных ценных бумаг внутреннего и внешнего займа;
- эмиссии денег, займов у внебюджетных фондов.
Для анализа источников образования дефицита госбюджета выделяют структурный и циклический дефициты. Структурный дефицит госбюджета возникает в периоды коренной ломки отраслевых структур экономик, которые повторяются циклически с периодичностью в 45-65 лет. В связи с этим наблюдается структурная безработица, а возникновение новых отраслей и поддержание убыточных производств приходится финансировать из средств госбюджета длительное время. Он рассчитывается как разность между текущими государственными расходами G и доходами, которые могли бы поступить в бюджет при условии полной занятости при существующей системе налогообложения:
Вструкт =G - t*Yf (5.1)
где Вструкт – структурный дефицит госбюджета;
Yf – ВВП при условии полной занятости (потенциальный объем национального производства);
t – ставка налога.
Циклический дефицит представляет собой разность между фактическим и структурным дефицитом. Он показывает, сколько недополучила налоговых сборов казна в результате спада в экономике:
Bцикл =t * (Yf- Y), (5.2)
где Bцикл - циклический дефицит госбюджета;
Y– фактический ВВП за данный период.
Дефицит госбюджета и вызванный им государственный долг влияют на складывающееся в дальнейшем налоговое бремя в экономике.
|
|