Совокупный спрос и его факторы

Совокупный спрос – это представленные на рынке в денежной форме потребности населения, предприятий, г-ва. Он определяется как реальный объем национального производства, который частные потребители, предприятия и г-во готовы купить при различных уровнях цен. Совокупный спрос включает:

1. спрос населения на товары и услуги

2. спрос предпринимателей на ср-ва производства

3. закупка государством товаров и услуг.

4. расходы на «чистый экспорт» (разница между экспортом и импортом т.е. разность между спросом иностранцев на отечественные товары и отечественным спросом на иностранные товары).

Так как совокупный спрос может быть представлен как общая сумма индивидуальных спросов во всей национальной экономике на конечные товары и услуги, для него х-ны те же закономерности, которые определяют спрос на отдельный товар или услугу. Так на совокупный спрос в первую очередь влияют реальный объем производства и уровень цен.

При прочих равных условиях зависимость между реальным объемом производства, на который имеется спрос, и общим уровнем цен будет обратной. Чем ниже общий уровень цен, тем больший объем товаров и услуг будет приобретен как внутри страны, так и за границей. И, наоборот, с повышением уровня цен совокупная потребность в товарах и услугах уменьшится. Такая зависимость объясняется следующими факторами:

1. Эффектом процентной ставки. При постоянстве денежной массы в стране с повышением цен на товары и услуги потребителям и предпринимателям для тех же покупок понадобится больше, чем прежде, количество денег. Увеличение спроса на деньги при неизменной денежной массе приведет к росту цены на них т.е. к возрастанию процентной ставки. При высокой процентной ставке потребители и предприниматели будут брать меньше кредитов, что приведет к сокращению их расходов и, следовательно, совокупного спроса.

2. Эффектом богатства. Повышение цен на товары и услуги ведет к снижению покупательной способности накопленных финансовых активов, которыми владеют домохозяйства. Стремясь сохранить свое богатство, потребители уменьшают свои расходы и увеличивают сбережения. Это приводит к сокращению совокупного спроса.

3. Эффект импортных закупок. Повышение цен на отечественные товары ведет к сокращению их экспорта и росту импорта. В силу этого уменьшается спрос на производимые в стране товары и, следовательно, сокращается совокупный спрос. И наоборот, понижение уровня цен повышает совокупный спрос как внутри страны, так и за ее пределами.

На совокупный спрос влияют и неценовые факторы. К этим факторам относятся:

1. Изменения потребительских расходов. Их динамика определяется изменениями доходов или благосостояния потребителя; ожиданиями потребителя (ожидание роста цен увеличивает спрос); изменениями налоговых ставок; задолженностью потребителя.

2. Изменения в инвестиционных расходах. Они зависят от технологии(внедрение новых технологий имеет тенденцию к стимулированию инвестиционных расходов и увеличивает спрос на средства производства);величины налогов спредприятий; ожидаемых прибылей от инвестиций; уровня процентных ставок.

3. Изменения в гос. расходах. Увеличение государственных закупок приводит к возрастанию совокупного спросма, а понижение – к уменьшению совокупного спроса.

4. Изменения в расходах на чистый экспорт. Совокупный спрос зависит от расходов на чистый экспорт т.к. с увеличением экспорта повышается и совокупный спрос, а с уменьшением он понижается.

5. Изменение валютных курсов. Если курс на собственную валюту возрастает, то страна может больше закупить иностранных товаров, а это ведет к росту совокупного спроса.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: