Совокупное предложение. Факторы совокупного предложения

Совокупное предложение – это определенное количество товаров и услуг, предъявленных к продаже предпринимательским и гос. секторами, или уровень наличного реального объема производства при каждом возможном уровне цен.

Совокупное предложение зависит от уровня цен. Цены должны обеспечить предприятиям покрытие затрат и получение прибыли при увеличении национального производства. Другими словами, совокупное предложение стремится к достижению потенциального объема производства. Насколько он будет достигнут, зависит от ряда факторов: количество используемого труда; качества используемого труда; капитальных благ; ресурсов; технологий и т.д. Более высокие цены создают стимулы для пр-ва дополнительного кол-ва товаров. Более низкие цены вызывают сокращение пр-ва товаров. Поэтому зависимость между уровнем цен и объемом национального продукта, который предприятия выбрасывают на рынок, является прямой. Или положительной (рис.3.2)

 

Рис.3.2 кривая совокупного спроса

 

Принято считать, что кривая предложения AS состоит из трех отрезков: горизонтального, промежуточного и вертикального. Горизонтальный отрезок KL отражает ситуацию, когда объем пр-ва может быть увеличен при неизменных ценах. Такое возможно, если в экономике имеются незанятые ресурсы, вовлечение которых в пр-во не вызовет роста цен на них. Промежуточный отрезок LM характеризует ситуацию, при которой увеличение объема пр-ва сопровождается ростом цен. По мере расширения пр-ва сначала вовлекаются в оборот наиболее доступные производственные ресурсы. Однако постепенно начинают использоваться все менее доступные ресурсы. Это ведет к росту издержек пр-ва на единицу продукции и повышению цен. Вертикальный отрезок MN отражает такое состояние экономики, когда достигнут потенциально возможный уровень пр-ва при полном использовании ресурсов, так что повышение цен не приведет к приросту совокупного предложения.

На совокупное предложение помимо уровня цен влияют неценовые факторы:

1. изменения в производительности. Производительность измеряется как отношение реального объема производства к общим затратам. Поэтому увеличение производительности означает, что при имеющимся объеме ресурсов или затрат можно получить больший реальный объем нац. производства. А увеличение национального производства, объема пр-ва продукции ведет к увеличению совокупного предложения.

2. Изменения цен на ресурсы. При прочих равных условиях повышение цен на ресурсы приводит к увеличению издержек на единицу продукции и сокращению совокупного предложения. При уменьшении цен на ресурсы снижаются издержки, увеличивается совокупное предложение. На цены ресурсов оказывают влияние наличие внутренних ресурсов, цены на импортные ресурсы и конъюнктуры рынка. К внутренним ресурсам относятся: земля, трудовые ресурсы, капитал, предпринимательские способности.

3. Изменения правовых норм. Этот фактор, в соответствии с которым функционируют все предприятия, может изменить издержки на единицу продукции и влиять на совокупное предложение. Существуют две категории таких измерений: изменение налогов и субсидий и гос. регулирование. Увеличение налогов с предприятий может увеличить издержки на единицу продукции и сократить совокупное предложение. Субсидии бизнесу т.е. прямые правительственные платежи фирме или снижение налоговых ставок, уменьшают издержки пр-ва и увеличивают совокупное предложение.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: