Бюджетная политика России

Фин. сис-ма явл. частью ин. сектра. Это сис-ма по формир. и использ-ю денеж. ср-в, отнош. м-ду гос., дом. хоз., фирмами, субъектами мир. рынка.

Фин. сис-ма: финансы фирм; гос. бюджет (финансы го-ва).

Больш. часть ср-в перераспред. через гос. бюджет – до 60% от ВНД.

 

Фиск. политика: цели, инструменты., типы. Взаимосвязь кредитно-денежной и фискальной политики.

Ф.п. = политика по регулированию фин. сис-мы (и через неё – всей эк. сис-мы) на основе использования гос. расходов (гос. закупки Gn и трансферты) и налогов (гос. доходы).

Цели: эк. равновесие, положительный платёжный баланс, стабильность цен, полная занятость.

Виды:

1) по воздействию на экономику:

а) экспансионистская (стимулирующая – при спаде),

б) рестрективная (сдерживающая – при подъёме);

2) по времени:

а) краткосроч. (сдерж. и стимулир.),

б) долгосроч. (стимулир.);

3) в завис-ти от механизма осущ.:

а) автоматич. (на основе рыночного механизма с использ. встроенных автоматич. стабилизаторов = эк. механизм, посредством к-го происходит передача регулирующего поздействия правительства на экономику: ставка прогрессивного налога tпр., соц. трансферты в форме субсидий по безработице, участие работников в прибыли),

б) дискреционная (осущ. правительством).

Экономич. спад: ∆У < ∆t(%), tпр.↓ стимулир. политика → У↓ -mt → ∆У↑ → относительно ↑p → относительно ↑ з/п → относ. ↑С → ↑I → относ. ↑ВВП.

Вывод:

1) авт. фин. полит. направ. на то же, что и дискр.;

2) авт. фин. п-ка ч-з эффект мультипликатора m усиливает действие дискр.

Поэтому при осуществлении сдерживающей политики, при осуществлении роста и стимулир-я, при спаде необх. учитывать увеличение временного лага (промежутка времени от начала действия инструмента до появления первых результатов).

Достоинства ФП перед денежно-кредитной:

1) внутренний временной лаг меньше,

2) она всегда предметна.

Недостатки:

1) политизация ФП приводит к увеличению лага,

2) эффект вытеснения: инвестиции из реального сектора вытесняются гос. расходами.

Этот тип политики предпочитали Кейнсианцы!

 

Дискреционная и автомитич. фиск. полит.

В завис-ти от механизма осущ. фискальная политика м/б:

а) автоматич. (на основе рыночного механизма с использ. встроенных автоматич. стабилизаторов = эк. механизм, посредством к-го происходит передача регулирующего поздействия правительства на экономику: ставка прогрессивного налога tпр., соц. трансферты в форме субсидий по безработице, участие работников в прибыли),

б) дискреционная (осущ. правительством).

Авт. фин. полит. направ. на то же, что и дискр.

Авт. фин. п-ка ч-з эффект мультипликатора m усиливает действие дискр.

 

Кред.-ден. полит. ЦБ: цели, инстр., мех-мы осущ.

ЦБ = институт денежно-кредитной системы, который осущ. её регулирование, а через неё – и всей экономической системы.

ЦБ → Денежно-кредитная система → Экономическая система.

Формы организации ЦБ:

1) на основе гос. собственности (Банк России),

2) на основе акционер. соб-ти (федер. резервн. сис-ма),

3) на осн. частного капитала (незначительн. роль – мало банков).

Функции ЦБ:

1) Эмиссия.

2) Субъект, осуществляющий деят-ть от имени правительства (патежи на мировом уровне).

3) Банк банков:

а) формирование системы указов, по которым осущ. св. деят-ть коммерч. банки;

б) осущ. выдачу лицензий коммерч. банкам;

в) осущ. консультации и инф. поддержку комм. банкам;

г) даёт им кредиты;

д) является субъектом-держателем обязательных резервов.

Осн. цели ЦБ:

1) эк. рост и обществ. благосост.,

2) полн. занятость,

3) стабильность цен,

4) положит. платёж. баланс.

Промежуточные цели:

1) М,

2) ставка процента (r),

3) курс нац. валюты,

4) стабильность цен.

Инструманты регулирования:

1) норма обязательных резервов (жёсткий административный инструмент, используемый странами с переходной экономикой), если норма обяз. резервир-я rr↑ → ↓ денеж. ресурсы → ↓МS → 1) ↑r → ↓MD → I инвестиции → ↓ВВП → ↓ эк. рост.

                                 → 2) ↑ курс нац. валюты → ↓ p

                                 → 3) ↓ I → ↓AD (совокуп. спрос) → ур. инфляции и цен.

2) учётная ставка процента или ставка рефинансирования (не ирает серьезной роли, это сигнальная лампочка состояния денежно-кредитной системы), r↑ → r ком. банков ↑ → ↓MS и кредиты → ↓AD → ↓I → ↓ВВП → ↓ экономич. рост.

3) операции на открытом рынке (купля-продажа гос. ценных бумаг), покупка гос. ценн. бум. → ↑ MS → экономич. рост и рост инфляции.

4) валютные интервенции (ЦБ явл. продавцом и покупателем валюты на валютном рынке).

 

Распределение доходов в рыночной экономике. Проблема бедности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: