Соц. ситуация в РФ. Соц. полит Росс. гос-ва

Ситуацию в социальной сфере в России можно оценить как критическую. Подтверждением этого является снижение качества жизни населения.

- Население России в конце 80-х годов XX в. имело достаточно стабильный прожиточный минимум. Если доход на душу населения, рассчитанный по паритету покупательной способности, в 1991 г. составлял примерно 42,7% от уровня в США, то в конце 2001 г. - 23,6%. Значения индекса Джини и децильного коэффициента дифференциации постоянно увеличивались. Если в 1992 г. индекс Джини и децильный коэффициент составляли 0,260 и 4, 5, то в 2002 г. их величина составляла уже 0,401 и 14,1 соответственно.

- По «индексу человеческого развития», рассчитываемого в соответствии с Программой ООН, Россия в конце 80-х гг. ХХ века занимала 31 место. По итогам 2002 г. она занимала уже 63-е место в мире из 173 стран.

- В течение последних десяти лет наблюдалось ухудшение здоровья россиян и снижение средней продолжительности жизни. При проведении социологического опроса в 1997 г. 48% населения оценивали состояние своего здоровья как удовлетворительное, причем количество россиян, неудовлетворенных состоянием своего здоровья, превысило группу удовлетворенных на 3%. Наиболее неблагополучное состояние здоровья у жителей больших городов и сельских местностей - 52-53%.

- Сформировалось и набирает силу противоречие между достаточно высоким образовательным и профессионально-квалификационным потенциалом населения, с одной стороны, и ухудшением условий и качества жизни, с другой. По данным Центра исследований рынка труда Института экономики РАН в 2002 г. в РФ среди работников с заработной платой ниже прожиточного минимума 28,8% имели высшее образование, 43,3% – среднее специальное.

Современная ситуация в России характеризуется сужением возможностей самореализации личности, формированием «стратегий выживания», подрывом принципа равенства стартовых возможностей в связи с сокращением масштабов и снижением качества бесплатного образования, ухудшением здоровья населения, ощущением несправедливости происходящего, утратой веры в себя и доверия к государству. Лишь 8% опрошенных россиян полагают, что их интересы защищает государство, 56,4% рассчитывают только на себя и свою семью, а 33,6% уверены, что им не на кого положиться.

Одновременно с каждым годом сокращается количество россиян, которые считают, что в России соблюдаются основные социальные права граждан, что является интегральным показателем эффективности реализации социальной политики. Только 16% россиян считают, что в России соблюдаются (хотя и в разной мере) социальные права на труд, образование, отдых, 71% убеждены в обратном. 

 Каковы причины кризиса социальной сферы в России? Основой ее негативного состояния является трансформационный спад. В качестве второй причины можно назвать то, что при переходе к рынку не осуществлялось реформирование социальной сферы, не было создано эффективно действующей системы социальных амортизаторов. Социальная политика была ориентирована преимущественно на масштабы оказываемых социальных услуг, а не на повышение их эффективности. Но социальная политика, сводимая лишь к перераспределительной функции, предполагает относительно автономное и противоречивое существование экономической и социальной сфер, что приводит к рассмотрению социальной сферы как затратной и неизбежному снижению социальных расходов.

 Социальная политика осуществляется на основе Конституции РФ и 55 социальных законов («О прожиточном минимуме в РФ», «Об индексации доходов и сбережений граждан», «О занятости населения РФ» и т.д.), институтов социальной сферы (прежде всего, Министерство труда и социального развития) и финансовых средств (государственный бюджет и фонды социального страхования). Социальная политика характеризуется следующими чертами:

1. Продолжает реализовываться патерналистская модель социального развития, унаследованная от административно-плановой экономики, что не соответствует социально-экономическим реалиям современной России (более подробно см. материалы Абреже 5.4.2).

2. Наличие жестких ресурсных ограничений государственных расходов, используемых на социальные цели, приводит к постоянному снижению расходов на социальную сферу (табл. 5.5). В 2002 г. социальные расходы на душу населения в России составили около 400 долл., в то время как в странах Европы – от 2,4 тыс. долл. в Испании до 7,9 тыс. долл. во Франции.

 3. Осуществляется целенаправленная политика сдерживания роста заработной платы, особенно ее государственного минимума. Растет бедность, уменьшается платежеспособный спрос и, как следствие, снижаются темпы экономического роста.

4. Не в полной мере обеспечивается социальная справедливость. Реформирование налоговой системы (переход от прогрессивного подоходного налога на единую ставку) формирует ситуацию, при которой «бедный платит за богатого», что не соответствует общепринятым приоритетам социальной политики.

5. Механизм социальной защиты не носит адресного характера, это приводит к «разбазариванию» финансовых средств, уменьшению стимулов к экономической деятельности.

6. Отсутствует эффективный механизм регулирования взаимоотношений между работодателями и наемными работниками, что приводит к нарушению социального равновесия между ними (уменьшение продолжительности отпуска, нарушения при отчислениях в социальные фонды и т.д.).

7. Существуют нетрадиционные способы уменьшения социальных обязательств государства (невыполнение ряда статей социальных законов, в том числе, регулярной индексации доходов населения, задержка выплат трансфертов социально уязвимых категорий населения и т.д.).

8. Недостаточная межведомственная координация органов, участвующих в формировании и реализации социальной политики, что приводит к: а) отсутствию системности в реализации социальной защиты; б) невозможности реализации одних социальных программ с одновременным дублированием социальной помощи по другим.

9. Не сформировался механизм, уменьшающий региональную дифференциацию в уровне жизни населения.

10. Неэффективная система внедрения платных социальных услуг приводит к росту доли теневого сектора в государственной социальной сфере.

Анализ социальной политики за прошедший период показал, что она не в достаточной степени обеспечивает поддержание социального равновесия между различными группами населения в РФ.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: