V. Формы и методы контроля, система оценок

Аттестация: цели, виды, форма, содержание

Цель аттестационных (контрольных) мероприятий – определить успешность развития учащегося и степень освоения им учебных задач на данном этапе.

Виды контроля: текущий, промежуточный, итоговый.

Текущий контроль – осуществляется регулярно преподавателем на уроках. Текущий контроль направлен на поддержание учебной дисциплины, на ответственную организацию домашних занятий. Текущий контроль учитывает темпы продвижения ученика, инициативность на уроках и при выполнении домашней работы, качество выполнения заданий.

На основе текущего контроля выводятся четвертные оценки.

Формы текущего контроля:

- устный опрос (фронтальный и индивидуальный),

- выставление поурочного балла, суммирующего работу ученика на конкретном уроке (выполнение домашнего задания, знание музыкальных примеров, активность при изучении нового материала, качественное усвоение пройденного),

- письменное задание, тест.

Особой формой текущего контроля является контрольный урок, который проводится преподавателем, ведущим предмет. Контрольные уроки проводятся в конце каждой учебной четверти. На основании текущего контроля и контрольного урока выводятся четвертные оценки.

На контрольном уроке могут быть использованы как устные, так и письменные формы опроса (тест или ответы на вопросы - определение на слух тематических отрывков из пройденных произведений, указание формы того или иного музыкального сочинения, описание состава исполнителей в том или ином произведении, хронологические сведения и т.д.). Особой формой проверки знаний, умений, навыков является форма самостоятельного анализа нового (незнакомого) музыкального произведения.

 

Пример письменных вопросов для контрольного урока

"Евгений Онегин" 1 вариант, 8 класс

1. Как определил П.И.Чайковский жанр оперы "Евгений Онегин" и почему.

2. Какие музыкальные темы, связанные с образом Ленского, повторяются в опере и где?

3. В какой картине находится «Сцена письма Татьяны»? Какие музыкальные темы из этой сцены еще звучат в опере, где?

4. В какой картине показан бал в Петербурге, и какие танцы там использованы?

5. Перечислите хоровые эпизоды в опере (картина, состав хора).

6. С какой темы начинается опера? Дайте ей характеристику. Где еще звучит эта тема?

"Евгений Онегин" 2 вариант, 8 класс

1. Где впервые была поставлена опера и почему.

2. Какие музыкальные темы, связанные с образом Татьяны, повторяются в опере, где?

3. В какой картине находится Ария Ленского? Как она построена, дайте характеристику основной темы арии. Где в последний раз звучит эта тема, в чем ее смысл?

4. В какой картине показан бал в деревне, и какие танцы там использованы?

5. Перечислите ансамбли в опере (картина, состав и особенности ансамбля).

6. Что такое ариозо? Ариозо каких персонажей есть в опере? Где находятся эти ариозо? Темы каких ариозо повторяются в опере и где?

Промежуточный контроль – осуществляется в конце каждого учебного года и  проводится в форме контрольного урока, зачета.

Включает индивидуальный устный опрос или различные виды письменного задания, в том числе, анализ незнакомого произведения.

Задания для промежуточного контроля должны охватывать весь объем изученного материала.

Пример письменных вопросов для контрольного урока (зачета)

Год обучения, 1 вариант

1. В каких странах жили и творили композиторы: Г.Ф.Гендель, Г.Перселл, К.В.Глюк, А.Сальери, К.М.Вебер, В.Беллини, Д.Верди, Ф.Мендельсон.

2. Назовите не менее 5 композиторов, большая часть жизни и творчества которых приходится на XVIII век.

3. Расположите эти события в хронологическом порядке:

- Великая французская буржуазная революция,

- первое исполнение «Страстей по Матфею» И.С.Баха,

- год рождения В.А.Моцарта,

- год смерти И.С.Баха,

- переезд Ф.Шопена в Париж и восстание в Польше,

- год рождения И.С.Баха,

- год смерти В.А.Моцарта,

- год встречи Л. ван Бетховена и В.А.Моцарта в Вене,

- год окончания службы И.Гайдна у Эстерхази,

- год смерти Ф.Шуберта.

4. Чем отличается квартет от концерта?

5. Назовите танцы, популярные в XIX веке. В творчестве каких композиторов они встречались?

6. Чем отличается экспозиция сонатной формы от репризы?

7. Укажите жанр этих произведений, их авторов и объясните названия: «Страсти по Матфею», «Кофейная кантата», «Времена года», «Неоконченная», «Пасторальная», «Лесной царь», «Зимний путь».

8. Как называется последняя часть сонатно-симфонического цикла? Какую музыкальную форму чаще всего использовали композиторы?

9. Кого из композиторов мы называем «венскими классиками» и почему?

Какие жанры являются главными в их творчестве?

10. Объясните термины: рондо, имитация, разработка

Год обучения, 2 вариант

1. Из каких стран композиторы: К.Монтеверди, Ф.Куперен, А.Вивальди, Д.Б.Перголези, Ф.Лист, Г.Доницетти, Р.Вагнер, Р.Шуман.

2. Назовите не менее 5 композиторов, большая часть жизни и творчества которых приходится на XIX век.

3. Расположите эти события в хронологическом порядке:

- Великая французская буржуазная революция,

- первое исполнение «Страстей по Матфею» И.С.Баха,

- год рождения В.А.Моцарта,

- год смерти И.С.Баха,

- переезд Ф.Шопена в Париж и восстание в Польше,

- год рождения И.С.Баха,

- год смерти В.А.Моцарта,

- год встречи Л. ван Бетховена и В.А.Моцарта в Вене,

- год окончания службы И.Гайдна у Эстерхази,

-- год смерти Ф.Шуберта.

4. Чем отличается симфония от сонаты?

5. Назовите танцы, популярные в XVIII веке. В творчестве каких композиторов они встречались?

6. Какие темы изменяются в репризе сонатной формы, а какие - нет? В чем состоят эти изменения?

7. Укажите жанр, этих произведений, их авторов и объясните их названия: «Страсти по Иоанну», «Хорошо темперированный клавир», «Времена года», «Прощальная», «Патетическая», «Форель», «Прекрасная мельничиха».

8. Какие жанры и какую музыкальную форму использовали композиторы в третьей части симфонии?

9. Кого из композиторов мы называем романтиками? Какие новые жанры появляются в их творчестве?

10. Объясните термины: хорал, двойные вариации, рефрен.

Учебными планами по образовательной программе «Народные инструменты» в качестве промежуточной аттестации может быть предусмотрен экзамен по учебному предмету «Музыкальная литература» в конце 16 полугодия – то есть в конце 8 класса. Его можно проводить как устный экзамен, предполагающий подготовку билетов, или как развернутую письменную работу.

Итоговый контроль

Итоговый контроль осуществляется в конце 8 класса. Федеральными государственными требованиями предусмотрен экзамен по музыкальной литературе, который может проходить в устной форме (подготовка и ответы вопросов по билетам) и в письменном виде (итоговая письменная работа).

Предлагаемые первый и второй варианты итоговой работы могут быть использованы для письменного экзамена в предвыпускном и в выпускном классах. Третий вариант – для выпускного класса. Учитывая пройденный материал, можно добавить или исключить некоторые вопросы по своему усмотрению.

Итоговая работа, 1 вариант

1. Каких композиторов и почему мы называем «венскими классиками»?

2. Кто из великих композиторов был выдающимся музыкантом- исполнителем? (желательно указать страну и время, когда жил этот музыкант)

3. Какие важные исторические события произошли в России за время жизни Глинки?

4. Назовите основные жанры русских народных песен. Кто из композиторов и как работал с народными песнями?

5. Какие виды оркестров вы знаете, в чем их различие?

6. Когда и где возникли первые консерватории в России, кем они основаны, чьи имена носят?

7. Вспомните музыкальные произведения, рисующие картины природы (напишите автора, название, жанр). Как мы называем музыку такого характера?

8. Вспомните произведения русских композиторов, в которых есть образы Востока, Испании, Италии (напишите автора, жанр, название).

9. У кого из композиторов есть циклы из 24 пьес, с чем связано такое количество?

10. Объясните, что такое финал в инструментальном произведении и в опере.

11. Вспомните, какие партии мужских персонажей в опере исполняет женский голос (автор, название оперы, персонаж).

12. Что такое либретто, концерт (по 2 значения каждого термина).

13. В основе каких музыкальных форм лежат две темы? три темы?

14. В чем сходство и различие экспозиции и репризы сонатной формы?

15. В чем отличие ариозо от арии? Приведите примеры ариозо.

16. Какие музыкальные произведения возникли как отклик на современные исторические события (автор, жанр, название)?

17. Назовите самые известные концертные залы Москвы.

18. Какое произведение старинной музыки входит в вашу экзаменационную программу? Напишите, что вы знаете об авторе (страна, время), жанр, тональность произведения.

Итоговая работа, 2 вариант

1. Назовите русских композиторов рубежа XIX-XX века. Кто из них был выдающимся исполнителем?

2. Кто из композиторов писал книги, научные труды, статьи о музыке (желательно указать названия книг)?

3. Перечислите произведения, созданные на сюжеты и слова Пушкина

(автор, жанр, название).

4. Что такое фортепианное трио, струнный квартет, фортепианный квинтет? Кто из композиторов писал произведения для таких составов?

5. В творчестве каких композиторов встречается жанр «поэма»?

Укажите автора, название произведения и состав исполнителей.

6. Какие вы знаете произведения, имеющие несколько редакций?

7. Что такое цикл? Приведите примеры разных циклов.

8. Запишите эти произведения в порядке их создания: «Евгений Онегин», «Шехерезада», «Иван Сусанин», Первая симфония Чайковского, «Борис Годунов», «Руслан и Людмила», «Русалка».

9. Вспомните музыкальные произведения, в которых композитор изобразил сражение (автор, жанр, название). Как мы называем сцены, изображающие сражение в живописи, в музыке?

10. Какое важное историческое событие оказало влияние на мировоззрение и творчество Бетховена?

11. В чем сходство и в чем отличие заключительной партии и коды?

12. Перечислите оперы: - с историческими сюжетами, - со сказочными сюжетами (автор, название).

13. Кто из известных русских композиторов получил образование в консерватории, и кто сам преподавал в консерватории?

14. Какие темы в сонатной форме звучат в основной тональности?

15. Что такое партитура и в каком порядке она записывается?

16. Что такое клавир, квартет (по 2 значения каждого термина)

17. Назовите известные вам музыкальные музеи, укажите, где они находятся.

18. Какие этюды входят в вашу экзаменационную программу? Напишите, что вы знаете об авторах (страна, время)?

Итоговая работа, 3 вариант

1. Когда и где существовала «Могучая кучка», кто входил в ее состав, кому принадлежит это название?

2. Какие произведения мы называем программными? Какие признаки указывают на то, что это программное произведение? Приведите несколько примеров (автор, жанр, название).

3. Кто из великих композиторов жил в XVIII веке, в каких странах?

4. Какие важные исторические события произошли за время жизни С.С.Прокофьева?

5. В какой исторической последовательности возникли эти жанры: симфония, концертная увертюра, опера, концерт.

6. Что вы знаете об Антоне и Николае Рубинштейнах, в чем значение их деятельности для русской музыки?

7. Назовите композиторов, в творчестве которых особое значение принадлежит полифонии. Укажите, в какой стране и в какое время они жили.

8. Приведите примеры симфонических произведений, где используется хор (назовите автора, жанр, какой текст использован).

9. В чем сходство и в чем различие сонаты и симфонии?

10. В основе каких музыкальных форм лежит одна тема?

11. Назовите произведения, написанные на сюжеты Н.В.Гоголя (автор, название, жанр).

12. Какие вы знаете неоконченные произведения? Почему они остались незавершенными? Завершил ли их кто-нибудь?

13. Завершите: «Имя П.И.Чайковского присвоено…»

14. Назовите группы инструментов симфонического оркестра. Какие инструменты используются в оркестре, но не входят ни в одну из этих групп?

15. По каким признакам можно найти начало репризы в произведении?

16. Объясните термины: лейттема, каденция, речитатив, органный пункт?

17. Назовите музыкальные театры Москвы.

18. Какое произведение крупной формы входит в вашу экзаменационную программу? Что вы знаете об авторе? Сколько частей в этом произведении, какие в них тональности?

Эффективной формой подготовки к итоговому экзамену является коллоквиум.

Для подготовки к коллоквиуму учащиеся должны использовать в первую очередь учебники по музыкальной литературе, а также «Музыкальную энциклопедию», музыкальные словари, книги по данной теме.

Полный список вопросов учащимся до коллоквиума не известен.

Коллоквиум проводится в устной индивидуальной или мелкогрупповой форме (группы не более 4 человек). Возможно выполнение небольшого письменного задания, например, запись различных музыкальных терминов, названий произведений, фамилий деятелей культуры с целью проверки уровня грамотности и владения профессиональной терминологией у учащихся.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: