Максимальное количество баллов – 50

Школьный этап олимпиады по русскому языку

1. В каком слове количество звуков и букв совпадает?

1) Мать; 2) беречь; 3) вернешься; 4) ясли; 5) боюсь.

2. Сколько раз встречается звук [з] в предложении: Зина обратилась с просьбой к Лизе.

3. Определите, какое слово затранскрибировано:

[паласкат’] (малыша)

4. Отметьте слова, в которых подряд идут два гласных звука:

1) театр; 2) какао; 3) каёмка; 4) сиять; 5) союз; 6) струя; 7) оазис; 8) пианино.

5. Расставьте ударение в словах:

Торты, позвонишь, положил, красивейший, хвоя, развитой (язык), копировать, добыча, баловать, случай.

6. Составьте разные слова, используя буквы слова ГРАММАТИКА. Например, рама, тир и т.д.

7. Разберите слова по составу:

Пришкольный, наводчик, овощерезка, одеться, набережная, осенний, заправка, сверхновый.

8. К какой части речи относятся выделенные слова:

На то и печь, чтобы хлебы печь. Снежное покрывало все поле покрывало. Ведро дало течь, и вода стала течь.

9. Запишите имена существительные яблоко, помидор, телёнок, килограмм в форме родительного падежа множественного числа.

10. Придумайте антонимы к словам:

Заболевать, дружить, строить, недостаток, шум.

11. В каком словосочетании неправильно определено главное слово?

х х х х

1) Строить дом; 2) в осеннем саду; 3) наш класс; 4) бригада геологов; х

5) поход в лес.

12. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.

Воспоминания ст…рожила, (не)сп…ши отвечать, зак…ляйся с де…ства, (а,о)ккуратная надпись, библ…отечные книги, об(а,о)ятельная улыбка, чу…ствуешь радость, уча…ствуешь в олимпиаде, зап…вать в хоре, об…ед…ниться в группу, ус…ная речь, г(е,и)ган…ские шаги, ув…дающие цветы.

Всероссийская олимпиада школьников. 2014-2015гг

 Русский язык

Школьный этап

Класс

Продолжительность – 90 минут

1. Определите, сколько раз встречается звук [т] в предложении:

Директор подписал документ и отдал его представителю подшефной фабрики.

2. В какой из пар нет рифмы:

Договор – матадор

Туфля - капля

Алфавит - позвонит

Завидно - обидно

Повод - газопровод             

3. Выпиши слово, в котором нет суффикса –ий, -й:

Придумай, синий, решайте, лисий.

4. Вглядитесь в эти слова: что в них общего? Выскажите предположение, что общего в значениях этих слов?

Капитан - капуста

5. Реши лингвистическую задачу?            

Вчера я видел Миллер, а сегодня – Миллера.

Когда я видел сестру, а когда брата?

6. Слова достоин и удостоен однокоренные. Почему слово удостоен пишется через е?

7. В общественном транспорте звучит объявление: «Уважаемые пассажиры! В целяхобеспечения вашей безопасности, находясь на остановочном пункте, не приближайтесь к

движущемуся транспорту до его полной остановки». Какое слово употреблено здесь неправильно с точки зрения русского языка? Почему?

8. Замените заимствованные слова русскими синонимами.

Креатив, мониторинг, презентация.

9. Расставьте знаки препинания в предложении с учётом различных оттенковв выражении смысла высказывания.

Н.В. Гоголь великий русский писатель автор комедии «Ревизор».

10. Запиши, функцию какого члена предложения выполняет инфинитив в данных примерах:

А) Учиться полезно.

Б) Мы договорились встретиться.

В) Охота странствовать напала на него.

Г) Мы пришли в библиотеку заниматься                                                                                  

11. Творческое задание.

Прочитайте приведенные ниже рекламные тексты.          

Употребление каких прилагательных показалось вам необычным? Укажите разряд этих прилагательных в языке и в данных текстах. Какие признаки помогают определить разряд прилагательных в этих текстах? Порассуждай, с какой целью рекламодатели нестандартно

        употребляют прилагательные?

1) Кефир «Данон» - очень вкусный, очень полезный… и очень фруктовый! 

      2) Руль круглый-круглый, а колеса резиновые-резиновые (реклама автомобиля).

      3) Самая туристическая компания в мире!

Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку -2010.

Школьный этап

Класс

1. В приведённом ниже тексте расставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки, перепишите грамотно текст.

 

Им…на людей часть истори… народа. Уч…ные уст…новили что в им…нах отр…жаются быт вер…ванияча…ния ф…нтазия художестве(н,нн)ое творчество народов их исторические связи.

(Древне)русские им…на были своеобразными х…рактеристиками людей. Имя д…валось человеку как пр…мета по которой можно было бы выд…лить его из семьи или рода по каким(либо) внешним призн…кам или по пол…жению в семье а иногда – по роду его занятий. Им…на д…вались не только в раннем детстве но и в зрелом возр…сте. При этом «взрослое» имя иногда жило одновреме(н,нн)о с «детским». В Древней Руси (н…)какой разн…ц… между им…нем и прозв…щем (не)было.

Им…на пр…несё(н,нн)ые на Русь вместе с хр…стианством были заимствова(н,нн)ы из языков многих восточных и европейских народов. В б…льшинстве своём новые слова были словами (древне)греческого языка. Так, Жданы и Храбры Волки и Леб…ди Прекрасны и Несм…яныст…новились Василиями и Кири(л,лл)амии Аннами и Евд…киями.

 (По В. Волиной)

2. Синтаксический разбор предложения.

Уч…ные уст…новили что в им…нах отр…жаются быт вер…ванияча…ния ф…нтазия художестве(н,нн)ое творчество народов их исторические связи.

3. Поставьте ударение в словах:

квартал, сорит, христианин, досуг, формировать, углубить, щекотно, языковая (норма), цемент, кулинария, нефтепровод, новорожденный, иконопись, столяр, каучук, щавель.

4. В каком ряду во всех словах буква ч обозначает звук [ш]?

1) Яичница, скучно, конечно;

2) тучный, скворечник, почтальон;

3) ничто, чтение, чемпион;

4) пустячный, ночной, чтобы.

5. Определите лексическое значение выделенного слова.

Прилег вздремнуть я у лафета,

И слышно было до рассвета,

Как ликовал француз. (М. Ю. Лермонтов.Бородино)

2) Увидели ляхи, что плохо наконец приходит, выкинули хоругвь и закричали отворять городские ворота. (Н. В. Гоголь.Тарас Бульба)

3) Варька видит опять грязное шоссе, людей с котомками, Пелагею, отца Ефима. (А. П. Чехов.Спать хочется)

 

6. Замените словосочетания фразеологизмами, где одним из компонентов было бы слово «вода».

Имеющий унылый вид; неразлучные друзья; делать бесполезную работу; скрыть следы неблаговидного дела; бесполезно пропасть, исчезнуть; ничем не проймёшь, всё нипочем; разоблачить, уличить кого-либо.

7. Прочитайте отрывок из рассказа В. В. Набокова «Гроза».

 

«Проснулся я оттого, что ночь рушилась. Дикое, бледное блистание летало по небу, как быстрый отсвет исполинских спиц. Грохот за грохотом ломал небо. Широко и шумно шёл дождь».

Подберите синонимы к словам «рушилась», «блистание», «исполинский».  Как Вы думаете, почему автор выбрал именно эти слова, а не другие, сходные по смыслу? Какой изобразительный приём, свойственный поэтической речи, помогает представить грозу? Объясните, как он реализуется в этом отрывке.

Творческое задание.

Напишите две миниатюры на заданную тему в научном и художественном стилях. Тема: «Земля».

Максимальное количество баллов – 50.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: