Всероссийская олимпиада для школьников по русскому языку

2012-2013

Муниципальный тур

КЛАСС

 

Часть 1. Вопросы и задания

1.Разберите данные слова по составу:

а)небо, сто, радио, соло;

б)судья, друзья, гостья;

2.Вставьте пропущенные орфограммы; укажите, в каких словах пропущенная буква является соединительной гласной:

а)ави…почта;

б) би…логия;

в) такс…парк;

г) авт…биография;

д) громк…говоритель;

ж) сорок…ножка.

3.Определите, допущены ли орфографические ошибки в данных парах слов. Свой ответ обосновать.

а)сервиз – сервис;

б)компания – кампания;

в)колос – колосс;

г)приемник – преемник;

4.Укажите в приведенном перечне заимствованные слова. Из какого языка они заимствованы?

Азбука, алфавит, бал, карандаш, галстук, салат, суп.

5.Установите, в каком значении употреблено слово СВЕЖИЙ в следующих словосочетаниях и предложениях:

а)свежий номер газеты;

б)купил свежий хлеб;

в)дует свежий ветерок;

г)надел свежую рубашку;

Д)налить свежую воду.

6.Найдите и объясните ошибки в данном предложении. Дайте правильный вариант предложения.

  Синоптики заранее предсказали о наступлении холодов.

7.Сформулируйте значение данных фразеологизмов-синонимов:

а)олух царя небесного;

Б)пень березовый.

8.От каких самостоятельных частей речи образованы следующие наречия?

Впервые, ночью, дома, надвое, вкрутую, вслепую.

9.Определите падеж числительных:

а)десять делится на два без остатка;

б)три плюс два будет пять;

В)с работой справились за два дня.

10.Распределите данные слова по частям речи.

Три, тройка, тройня, трое, втроем, в-третьих, третий, тройной, троякий, трешка, тройчатка, треть, трижды, тройник, трехсотый, трехзальный, триста, трио, троечник, троица.

Часть П. Работа с текстом

Прочитайте текст и выполните приведенные ниже задания.

Когда Чичиков взглянул искоса на Собакевича, он ему на этот раз показался весьма похожим насредней величины медведя. Для довершения сходства фрак на нем был совершенно медвежьего цвета, рукава длинны, панталоны длинны, ступнями ступал он вкривь и вкось и наступал беспрестанно на чужие ноги. Цвет лица имел каленый, горячий, какой бывает на медном пятаке. Известно, что есть много на свете таких лиц, над отделкою которых натура немного мудрила, не употребляла никаких мелких инструментов, как-то: напильников, буравчиков и прочего, но просто рубила со всего плеча: хватила топором раз – вышел нос, хватила в другой – вышли губы, большим сверлом ковырнула глаза и, не обскобливши, пустила на свет, сказав: «Живет!». Такой же самый крепкий и на диво стаченный образ был у Собакевича: держал он его более вниз, чем вверх, шеей не ворочал вовсе и в силу такого неповорота редко глядел на того, с которым говорил, но всегда или на угол печки, или на дверь. Чичиков еще раз взглянул на него искоса, когда проходили они столовую: медведь! Совершенный медведь!

(Н.В.Гоголь)

Задания

1.Определите, в рамках какого стиля создан текст. Аргументируйте свой ответ (3 аргумента).

2. Укажите ведущий тип речи в этом тексте. Аргументируйте ответ.

3. Напишите сочинение (объемом 80-100 слов), в котором дается портретное описание известного вам человека в минуту радости. Созданный вами текст озаглавьте.

МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ТУР ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 2013/2014

КЛАСС

(Время выполнения заданий – 90 минут)

 

1. Один из наперсников Пугачева, тщедушный и сгорбленный старичок с седою бородою, не имел ничего замечательного, кроме голубой ленты, надетой через плечо по серому армяку (А.С. Пушкин «Капитанская дочка»).

Какие слова в этом предложении являются устаревшими? Что они обозначают?

2. Разберите по составу слова сгорбленный и надетой. Какие это части речи?

3. Выполните фонетический разбор слова угасший.

4. У некоторых русских слов есть соответствия в старославянском языке, как правило, относящиеся к высокому книжному стилю. Например: берег – брег, борозда – бразда и т.п. Корни в таких парах отличаются так называемым полногласными или неполногласными сочетаниями (- оро - и - ра -; - оло - и - ла -; - ере - и - ре -).

Запишите слова современного русского языка, имеющие старославянские корни с неполногласными сочетаниями.

Берегбрег, … Золотозлато, …, … Холодхлад, …, … Борода – … Воротаврата, … Голосглас, …, …

5. Составьте 2 предложения с союзом или так, чтобы в одном предложении перед союзом стояла запятая, во втором – нет. Объясните пунктуацию в придуманных вами предложениях.

6. 6.1. Определите разряды местоимений. 1) Весь день лил дождь. 2) Сколько времени? 3) Не знаю, сколько времени. 4) Я давно не видел её. 5) Каждый знает, что нужно уважать не только себя, но и других людей. 6) Самому стало совестно. 7) Это был самый прекрасный день в её жизни.

6.2. Местоимения каких разрядов вам не встретились? Приведите по одному примеру на каждый разряд.

6.3. В каких местоимениях количество букв и звуков не совпадает. Почему?

7. Меню, папка, архив, библиотека…

Эти слова объединяет то, что все они относятся к лексике, заимствованной в 19-20 вв., но в 21 в. они обновили своё значение, став компьютерными терминами.

Продолжите ряд 2-3 примерами из компьютерно-интернетовской сферы.

8. Напишите небольшую творческую работу (10 предложений) на тему «Русский язык в Паутине».

УДАЧИ!

Ответы 6 класс:

1. 5 (1б)

2. 3 (1б)

3. Поласкать (1б)

4. 1,2,7,8 (0,5 б за каждый правильный ответ)

5. Торты, позвонишь, положил, красивейший, хвоя, развитой (язык), копировать, добыча, баловать, случай. (0,5 б за каждый правильный ответ)

6. (0,5 б за каждое правильное слово)

7. (0,5 б за каждое правильное слово)

8. На то и печь (сущ), чтобы хлебы печь (гл). Снежное покрывало (сущ) все поле покрывало (гл). Ведро дало течь (сущ), и вода стала течь (гл). (0,5 б за каждый правильный ответ)

9. Яблок, помидоров, телят, килограммов. (0,5 б за каждый правильный ответ)

10. Выздоравливать, ссориться, разрушать, достоинство, тишина. (0,5 б за каждый правильный ответ)

11. 4 (1б)

12. Воспоминания старожила, не спеши отвечать, закаляйся с детства, аккуратная надпись, библиотечные книги, обаятельная улыбка, чувствуешь радость, участвуешь в олимпиаде, запевать в хоре, объединиться в группу, устная речь, гигантские шаги, увядающие цветы.

(0,5 б за каждое правильное слово)

 

Всероссийская олимпиада школьников

 по русскому языку

школьный этап

7-8 класс

2014-2015гг

Ключи

1. Звук [т] встречается – 6 раз (без учета мягкого [т]) - 1балл

2. ПОвод – газопроВОД – 1 балл

3. Синий (в слове лисий – ий – суффикс) - 1балл

4. Капитан и капуста

     Оба слова начинаются с кап- 1 балл

     В языке древних римлян было слово капут. Это слово означало «голова». Капитан стоит во главе 

     команды. А начальников, руководителей нередко называют «голова».

    А плотный, круглый кочан капусты среднего размера отдаленно напоминает человеческую голову.  

     Отдаленное сходство с головой породило такие разные слова, как капитан и капуста - 4 балла за

      развернутый ответ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: