Часть П
1. Художественный стиль. Аргументация должна быть связана с указанием на особую (эстетическую) функцию текста, на главную стилистическую особенность текста (образность) и на наиболее яркие средства ее воплощения (например, это эпитеты, метафоры, ирония, гипербола, обилие художественных деталей, ряды однородных членов, лексико-синтаксический повтор).
Оценивание. Правильно определен стиль – 1 балл; каждый аргумент – по 1 баллу. Максимум – 4 балла.
2. Тип речи – описание (статическое). В тексте изображается целый ряд признаков, предметов, «которые необходимо представить себе все одновременно» (П.С.Коган). Главное назначение – портретизация.
Оценивание. Правильно определен тип речи – 1 балл; аргументация – 2 балла. Максимум – 3 балла.
3. Творческая работа конкурсанта должна представлять собой связный, целостный и завершенный текст, реализованный в жанре эссе (80-100 слов). В нем должен быть «нарисован» портрет человека, переживающего радость, радостное возбуждение. При этом возможно описание его мимики, движений, звучания голоса, т.е. должно быть передано переживаемое человеком чувство радости.
|
|
Заголовок обязателен. Заглавие – важный идейно-тематический и структурно-композиционный компонент текста. Поэтому менее удачными будут заголовки, в которых нет «намека» на идею; более удачными - заголовки, в которых «сквозит» идея
Оценивание. Заглавие приведено – 1 балл, приведено удачное заглавие – 2 балла. При соблюдении всех других необходимых требований ─ 10 баллов; при некорректном построении текста (несоблюдение жанровых требований, связности и других текстовых признаков, наличие большого количества ошибок ─ больше пяти) снимается до 7 баллов. Если радость, радостное состояние описываемого человека передать не удалось, снимается 6 баллов.
Максимум – 12 баллов.
Максимальное количество баллов за вторую часть – 19.
МАКСИМАЛЬНОЕ КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ ЗА ВСЮ РАБОТУ – 56.
-8 КЛАСС
ЗАДАНИЯ и КЛЮЧИ
1. Один из наперсников Пугачева, тщедушный и сгорбленный старичок с седою бородою, не имел ничего замечательного, кроме голубой ленты, надетой через плечо по серому армяку (А.С. Пушкин «Капитанская дочка»).
Что обозначают в этом предложении слова наперсник, армяк, тщедушный?
Какие из них являются устаревшими?
КЛЮЧИ Наперсник – любимец, доверенное лицо; армяк старинная мужская одежда крестьян: долгополый кафтан из грубой шерстяной ткани; тщедушный – хилый, щуплый. Два первых слова являются устаревшими.
2.
7 класс Разберите по составу слова сгорбленный и надетой. Какие это части речи?
КЛЮЧИ с-горбл-енн-ый; на-де-т-ой. Причастия.
|
|
8 класс Составьте предложения по схемам:
I. […, а, деепричастный оборот, …].
II. […, а деепричастный оборот, …].
КЛЮЧИ Он не ушёл, а, слегка покраснев, остался.
Он не торопился уходить, а услышав музыку, совсем уже решил остаться.
3. 7 класс Выполните фонетический разбор слова угасший.
КЛЮЧИ [угашшый]
8 классКроме нас, в комнате никого не было.
Кроме нас в комнате было ещё двое.
Какие смысловые оттенки имеет в этих предложениях предлог кроме?
КЛЮЧИ Предлог кроме может выражать оттенок исключения или, напротив, включения.
4. У некоторых русских слов есть соответствия в старославянском языке, как правило, относящиеся к высокому книжному стилю. Например: берег – брег, борозда – бразда и т.п. Корни в таких парах отличаются так называемым полногласными или неполногласными сочетаниями (- оро - и - ра -; - оло - и - ла -; - ере - и - ре -).
Запишите слова современного русского языка, имеющие старославянские корни с неполногласными сочетаниями.
КЛЮЧИ
Берег – брег, прибрежный
Золото – злато, златотканый, Златовласка, златоглавый
Холод – хлад, прохлада, прохладный, охладить и т.д.
Борода – брадобрей
Ворота – врата, вратарь
Голос – глас, гласный, оглашать и т.д.
5. 7 класс Составьте 2 предложения с союзом или так, чтобы в одном предложении перед союзом стояла запятая, во втором – нет. Объясните пунктуацию в придуманных вами предложениях.
КЛЮЧИ Сложное, состоит из 2-х постых предложений. Простое с однородными членами.
8 класс В пьесе М. Горького «Дачники» есть небольшой диалог двух героев. Вот он:
«СУСЛОВ … Говорят, вы обыграли кого-то в клубе...
ЗАМЫСЛОВ (мягко). Обо мне следует сказать: выиграл. Обыграл – это говорят о шулере».
5.1. Почему собеседник Суслова решил, что слово обыграл неприменимо к порядочному человеку? Попробуйте ответить на этот вопрос, опираясь на морфемный состав глагола.
5.2. Почему в однокоренных глаголах обыграл – выиграл в корне пишутся разные начальные буквы?
КЛЮЧИ 5.1. В слове обыграл та же приставка об -, что и в словах облапошил, объегорил, (исторически) обманул и т.п.
6. 6.1. Определите разряды местоимений.
КЛЮЧИ1) Весь (определительное) день лил дождь. 2) Сколько (вопросит.) времени? 3) Не знаю, сколько (относительное) времени. 4) Я (личное) давно не видел её (личное). 5) Каждый (определительное) знает, что нужно уважать не только себя (возвратное), но и других (определительное) людей. 6) Самому (определительное) стало совестно. 7) Это (указат.) был самый прекрасный день в её (притяжат.) жизни. 6.2.Местоимения каких разрядов вам не встретились? Приведите по одному примеру на каждый разряд.
6.3. 7класс. В каких местоимениях количество букв и звуков не совпадает. Почему?
8 класс. В каких местоимениях количество букв в два раза меньше, чем количество звуков?
7. Меню, папка, архив, библиотека…
Эти слова объединяет то, что все они относятся к лексике, заимствованной в 19-20 вв., но в 21 в. они обновили своё значение, став компьютерными терминами.
Продолжите ряд 2-3 примерами из компьютерно-интернетовской сферы.
КЛЮЧИ Портал, форум, почта…
8. Напишите небольшую творческую работу (10 предложений) на тему «Русский язык в Паутине».