Задание 1.
Был полдень. Лучи солнца падали совершенно отвесно, так что тень от моей фигуры ложилась прямо подо мной на ярко сияющий крупнозернистый снег… Странно было сознавать, что в каких-нибудь 27–28 км к северу лежит экватор, а неподалеку сияет величайший шрам на лике Земли…
О какой местности (вершине мира) идет речь? Подробно опишите логику своего ответа. 10баллов
Задание 2.
Люди издавна селились вблизи источников подземных вод, или в местах, где эти воды находятся вблизи земной поверхности. К каким формам рельефа обычно приурочены родники? Какие формы рельефа типичны для поселений, жителям которых приходится копать колодцы? Почему родниковая и колодезная вода, как правило, чистая, прозрачная и холодная? Из-за чего могут иссякнуть запасы подземных (грунтовых) вод? 5 баллов
Задание 3
Если бы распределение температур по поверхности Земли зависело
только от угла падения солнечных лучей, то в каких местах были бы самые низкие температуры на земном шаре, в каких местах – самые высокие? Вдоль каких линий на карте расположились бы тогда изотермы? Отчего в действительности этого не происходит, а изотермы изгибаются к северу и югу, пересекая параллели? Ответ обоснуйте на примере положения изотермы 0ºС самого холодного месяца северного полушария. 10 баллов
Задание 4
На карте расстояние между двумя деревнями составляет 5,2 см. Чему равно расстояние в действительности, если численный масштаб карты 1: 100 000? Вычисления запишите. Переведите данный вид масштаба в именованный и линейный. 4 балла
Задание 5
Мореплаватели, встречая на пути айсберги, неоднократно замечали, что они плыли против ветра. Представьте себе, как льды, гонимые ветром, плывут в одну сторону, а айсберги совершенно в другую и даже против ветра. Как вы думаете, почему это происходит? 4 балла
Задание 6
В поэме А.С. Пушкина «Медный всадник» есть слова
И не пуская тьму ночную
На золотые небеса,
Одна заря сменить другую
Спешит, дав ночи полчаса.
О чем пишет А.С. Пушкин? Где наблюдается подобное явление? Какова его максимальная продолжительность? Могут ли наблюдать его жители Аргентины? 4 балла
Задание 7
Местные жители называли этого россиянина «человеком с Луны». Он прожил всего 42 года и 10 из них посвятил изучению коренного населения одного из районов Земли, расположенного на расстоянии более 13 000 км от его родины. Из его докладов в Русском географическом обществе и собранных им коллекций европейцы впервые узнали об удивительном народе, который в ХIХ веке сохранил родоплеменные отношения и не знал никаких благ цивилизации. В конце ХХ века численность этого народа составляла 4,8 млн. человек – это около одной тысячи племен, говорящих более чем на 700 языках, некоторые из них до сих пор не соприкасаются с внешним миром.
Как звали этого человека? Какой народ, какой расы он изучал? На каком большом острове находится берег, носящий имя исследователя?
Какие природные условия позволили описанному народу сохранить свою самобытность, а отважного ученого довели до жесточайшей лихорадки? 4 балла
Ответы на тестовый раунд:
| Номер задания | Правильный ответ | Количество баллов |
| 1.1. | 3 | 1 |
| 1.2. | 1 | 1 |
| 1.3. | 2 | 1 |
| 1.4. | 2 | 1 |
| 1.5. | 3 | 1 |
| 1.6. | 4 | 1 |
| 1.7. | 4 | 1 |
| 1.8. | 1 | 1 |
| 1.9. | 2 | 1 |
| 1.10. | 3 | 1 |
| 1.11. | 3 | 1 |
| 1.12. | 4 | 1 |
| 1.13. | 2 | 1 |
| 1.14. | 3 | 1 |
| 1.15. | 1 | 1 |
| 1.16. | 1 | 1 |
| 1.17. | 2 | 1 |
| 1.18. | 3 | 1 |
| 1.19. | 2 | 1 |
| 1.20. | 3 | 1 |
| 1.21. | 2 | 1 |
| 1.22. | 4 | 1 |
| 1.23. | 1 | 1 |
| 1.24. | 3 | 1 |
| 1.25. | 3 | 1 |
| 1.26. | 2 | 1 |
| 1.27. | 3 | 1 |
| 1.28. | 2 | 1 |
| 1.29. | 2 | 1 |
| 1.30. | 4 | 1 |
| Итого: | 30 | |
Ответы на аналитический раунд
Задание 1.
Снег в районе экватора может оказаться только на вершинах довольно высоких гор, т.е. в тех районах, где снеговая линия находится на высоте около 5000 м над уровнем моря. Таких гор в непосредственной близости от экватора немного: это или Анды в Южной Америке, или гора Кения в Африке.
В задаче упоминается еще и «величайший шрам на лике Земли». Несомненно, речь идет о полосе Великих Восточно-Африканских разломов.
Следовательно, путешественник находился на покрытой снегом вершине Кения.
| Правильно указывается вершина | 2 балла |
| Указывается логика рассуждений по линии: только высокие горы около экватора могут иметь снежный покров | 2 балла |
| Указан Восточно-Африканские разломы, как «шрам в лике Земли» | 2 балла |
| Дополнительно за указание снеговой линии в горах (если присутствует) и расчете ее высоты (на каждый 1 км высоты температура понижается на 6ºС, следовательно, на этой широте, с учетом температуры у подножия, снеговая линия должна проходить ориентировочно на высоте 5 км, где и могут появиться отрицательные температуры и снежный покров) | 2 балла |
| Поощрительно за достоверный, логичный и полный ответ | 2 балла |
| Итого: | 10 баллов |
Задание 2.
Места выхода грунтовых вод на поверхность зачастую приурочены к склонам холмов, или к понижениям между ними, часто это могут быть обрывы, берега, крупные овраги или балки, речные долины. Выходы артезианских вод зачастую расположены в понижениях.
Колодцы приходится копать, прежде всего, на равнинных участках.
Родниковая и колодезная вода чистая, прозрачная и холодная, т.к. залегает под землей, под слоями водопроницаемых или водоупорных горизонтов, что приводит при просачивании к ее фильтрации.
Грунтовые, подземные воды могут иссякнуть по причине нарушения залегания водоупорных и водоносных горизонтов из-за проведения строительных работ (рытье глубоких котлованов), строительства водохранилищ, добычи полезных ископаемых, большого разбора этих вод, что особенно болезненно отразится на межпластовых водах, пополнение которых достаточно медленно.
| За формы рельефа выхода родников | 1 балл |
| За формы рельефа строительства колодцев | 1 балл |
| За указание причины чистоты, прозрачности и низкой температуры | 1 балл |
| За указание причин исчезновения (в зависимости от полноты их указания) | 2 балла |
| Итого: | 5 баллов |
Задание 3.
Самые низкие температуры – у полюсов, самые высокие – в приэкваториальной области. Изотермы располагались бы вдоль параллелей. В действительности рисунок изотерм зависит также от распределения суши и воды (наиболее холодными и жаркими являются континентальные районы), проявления океанических течений (теплых и холодных) и характера рельефа. Изотерма 0ºС самого холодного месяца над материками проходит в районе 40º с.ш., над океанами отклоняется к северу до 50-60º с.ш., что обусловлено большей теплоемкостью воды (суша быстрее остывает в холодный период). В Атлантическом океане изотерма принимает меридиональный ход на север – отепляющее влияние Северо-Атлантического течения. На западных побережьях материков изотерма располагается севернее, чем во внутриконтинентальных районах – особенности циркуляции – вынос менее холодного морского воздуха с океана на сушу с западным переносом.
10 баллов.
Задание 4.
| Примерные элементы оценивания | Баллы |
| Рассуждения: Численный масштаб 1:100 000 соответствует соотношению в 1 см 100 тыс. см или 1 км. | 1 |
| Вычисления: 5,2 см х 1км =5,2 км | 1 |
| Именованный в 1 см – 1 км | 1 |
| Линейный | 1 |
| Итого | 4 |
Задание 5.
| Примерные элементы оценивания | Баллы |
| Строение айсберга (большую часть подводную) | 1 |
| В зависимости от солености воды она колеблется и порой достигает 7/8. | 1 |
| Поэтому движение айсбергов подчиняется подводным течениям. | 1 |
| Льдины движутся по ветру | 1 |
| Итого | 4 |
Задание 6.
| Примерные элементы оценивания | Баллы |
| А.С. Пушкин описал белые ночи - | 1 |
| Белые ночи наблюдаются в обоих полушариях за 60-ми широтами | 1 |
| Максимальная продолжительность наблюдается на полюсах | 1 |
| В Аргентине белых ночей не бывает, так как ни одна ее точка не располагается близ 60 градусов | 1 |
| Итого | 4 |
Задание 7.
| Примерные элементы оценивания | Баллы |
| Николай Николаевич Миклухо-Маклай | 1 |
| Изучал папуасов – представителей экваториальной или негро-австралоидной расы | 1 |
| На острове Новая Гвинея есть «берег Маклая» | 1 |
| Господствующие здесь влажные леса называют «зеленым адом» | 1 |
| Итого | 4 |






