Реклама в средние века

Среди характерных черт рекламной деятельности данного периода исследователи[38] отмечают следующее:

· ведущей формой рекламирования являются устные и фольклорные тексты;

· изобразительная реклама воплощена геральдикой, цеховой и торговой эмблематикой, гравировкой;

· развитие церковной и светской живописи;

· наращивание вербальной письменной рекламы, развитие на этой основе жанров листовки, афиши и каталога манускриптов.

Рассмотрим более подробно эти направления.

Для развитого Средневековья характерно укрепление феодализма и активное развитие торговли. Большую роль в городской жизни продолжают играть глашатаи. «В средневековом городе, не менее, чем в античном, со специально уполномоченными официальными вестниками соперничало разноголосье «вольных» торговцев и ремесленников. Роль «криков Парижа» в площадной и уличной жизни города была громадной. Улицы и площади буквально звенели от этих разнообразнейших криков. Для каждого товара – еды, вина или вещи – были свои слова и своя мелодия крика, своя интонация, т.е. свой словесный и музыкальный образ»[39].

Среди «криков улицы» можно выделить несколько направлений. Это массовое информирование административно-правового характера; «крики» торговцев и стационарных зазывал; «крики» трупп бродячих артистов со звуками барабанов, пением, декламацией.

Во Франции с XII в. известны профессиональные объединения глашатаев в корпорации. К числу обязанностей глашатаев относились публичные сообщения на всех перекрестках городов и пригородов под звуки трубы. Помимо этого информация наносилась на пергаментные листы большими буквами и расклеивалась в самых людных местах.

Призывные крики торговцев нередко сопровождались музыкальным дополнением, характерной одеждой, наличием предметов торговли в руках или на лотках. Как правило, пешеходу трудно было пройти, каждый норовил привлечь его своим товаром на лотке или завлечь в лавку.

Результатом активного развития товарооборота стали ярмарки. Первоначально они созывались раз в год, но завершение ярмарки в одном месте продолжалось открытием новой в соседнем городе. Ярмарочная сутолока рождала собой эмоциональное возбуждение продавцов и покупателей, а также приемы обманной рекламы, которая встречалась и за пределами ярмарки. Нередко для получения большей прибыли продавцы старались ублажить покупателя разными вещицами небольшой ценности, придумывали всяческие средства, чтобы их товар покупали.

Стремление людей к демонстрации своих отличий от себе подобных реализуется благодаря применению символов, знаков отличия. Геральдика – совокупность знаков отличия, которые составляются по определенным правилам и присваиваются государствам, частям их территорий, корпорациям, родам или отдельным лицам [40]. Именно создание своих отличительных знаков было целью репрезентации товаров, цеховых объединений, купеческих гильдий и т.д. Мастера ставили отличительные знаки на своей продукции. Как правило, подмастерья, проучившись определенное время, получали свой знак, который были обязаны ставить на свои изделия, что служило своего рода также и знаком для контроля качества.

Наряду с развитием цеховых объединений наблюдается процветание монастырей и приходских храмов. Много внимания уделялось архитектуре и украшению храмов настенными художественными росписями, фресками. Появляются и так называемые записки на дверях храма, в которых предлагается обучение слову Божьему или педагогические услуги.

Несколько позже на стенах домов стали наклеивать тексты с оповещением, где и когда состоятся какие-либо события, например выступления бродячих артистов. Такие афиши можно было увидеть на постоялых дворах и почтовых станциях.

Таким образом, для средневековья характерна устная форма рекламной деятельности в виде призывных криков торговцев и ремесленников, а также развитие изобразительной формы рекламы в виде церковной и светской живописи, листовок и афиш.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: