Проблема бытия в системе современного философского знания

В современной европейской философии проблема бытия по-прежнему остается самой фундаментальной проблемой, как и во всей предшествующей истории философии. Занимаясь поисками бытия, философия отстаивает свою специфику перед наукой, религией, искусством, обнаруживает уникальный и своеобразный предмет своих исследований, не сводимый ни к знанию, ни к вере, не открывающийся адекватно ни в рациональных абстракциях ни в мистической интуиции. Бытиесуществование во всех его многообразных формах. Онтология - учение о бытии как таковом. Иногда онтология отождествляется с метафизикой, но чаще всего рассматривается как ее основополагающая часть, как метафизика бытия (раздел философии, занимающийся исследованиями первоначальной природы реальности, мира и бытиякак такового., Первоначально слово «Метафизика» использовалось как обозначение сборника 14 трактатов Аристотеля с рассуждениями о первых причинах («первых родах сущего»), оставшихся после него в необработанном виде). Впервые термин "онтология" стал употребляться Вольфом. В философии со времен античности различают бытие и сущее. Сущее - совокупность окружающих вещей. Но среди многообразия вещей можно найти то, что является общим им всем, такой "нейтральный" признак всего мира (сущего вообще), заключающийся в том, что он - мир вообще - существует. выражено в понятии бытия.

Слово "бытие" введено Парменидом. До го предметом изучения в античной науке и философии были сущие вещи, но не сущее как таковое. Бытие, по Пармениду, не возникает и не исчезает, оно существует всегда, иначе оно не было бы бытием, а зависело бы от чего-то, что дало ему возможность возникнуть. Бытие - чистое существование, не имеющее причины, бытие - причина самого себя, самодостаточное, ни к чему не сводимое, ни из чего не выводимое. действительность в полном смысле слова, ибо все остальное, имеющее внешние причины, - не в полном смысле слова действительность, не в полном смысле слова существует. Поскольку бытие открывается только человеку и через его мышление, то постижение бытия - попытка приобщиться к истинному существованию, обретение самобытности, свободы.

20 век дал самые глубокие и самые интересные концепции бытия. -- Н. А.Бердяев, С. Л.Франк, Э.Гартман, М.Хайдеггер, К. Ясперс и мн.др. Для современной философии Бытие - тайна, то есть не что-то глубоко спрятанное, что нужно открыть, чего нужно добиться; тайна лежит на поверхности, ее нужно пережить или прожить, и тогда она в какой-то степени станет понятна (не знаема, но понятна).

Начиная с Парменида, истинно метафизическая философия говорит, что бытие и мысль о нем - одно и то же. Мышление - извлечение себя из себя. Мыслить - не представить себе что-то, а стать, стать живым. Мышление у Декарта - особая жизнь, особый режим бытия, не идеальное представление, а действие, в котором человек находит свое незаместимое место в мире и встает на него. Бытие, по Хайдеггеру, есть особый способ разговора о нем. Мамардашвили в своей книге о Декарте говорит, что продуктом предметной мысли является знание, а чистой - понимание. Я существую не просто как стул или стол, а я живой, я бытийствую. Ведь можно существовать, но не быть, и наоборот. Истинное мышление - попадание в структуру бытия. Согласно религиозно-философским концепциям бытие не сводится к бытию мира, ибо есть ещё бытие вне мира, бытие Бога. А мир – бытие травное, оно имеет начало и конец как во времени, так и в пространстве. Творение – действие свободной божественной воли, не связанной никакой необходимостью, которое даёт место иному, небожественному бытию, разворачивающемуся в пространстве и времени. Само пространство и время творятся вместе с миром как формы его организации. Пому постановка вопроса о том, что делал Бог до сотворения мира не корректна, так как “до” временная категория, не применимая (как и все временные и пространственные характеристики) к Абсолюту, который существует не во времени, а в вечности.

Категория бытия объединяет по признаку существования самые различные явления, предметы, процессы. Многие философские системы стремятся рассматривать мир как некую целостность. Для выражения единства бытия имеется особая категория – субстанция - внутреннее единство многообразия вещей, существующее через них и посредствам их. Философский анализ бытия конкретных вещей и бытия мира приводит к идее субстанции. Конкретные вещи изменчивы, преходящи, возникают и исчезают. Философская мысль ещё в древности поставила вопрос о существовании непреходящей, пребывающей, сохраняющейся первоосновы всего существующего многообразия вещей, из которой возникают и в которую возвращаются конкретные многообразные вещи. Эта первооснова получила название субстанции. Субстанция характеризуется самодостаточностью, не обусловленность ничем другим. Субстанция – причина самой себя (Спиноза).

Содержание категории Бытие она объединяет основные идеи, выделенные в ходе последовательного осмысления вопроса о существовании мира:

1. мир есть, существует как беспредельная и непреходящая ценность;

2. природное и духовное, индивиды и общество равно существуют, хотя и в разных формах;

3. их различное по форме существование – предпосылка единства мира;

4. мир развивается по свое объективной логике, он создаёт реальность, которая существует прежде сознания, его людей.

Основные формы Бытия

1. Бытие вещей (тел), процессов, которые в свою очередь делится на Бытие вещей, процессов, состояние природы, Бытие природы как целого и Бытие вещей и процессов, сотворённых человеком;

2. Бытие человека (Бытие человека в мире вещей и собственно специфическое Бытие);

3. Бытие духовного (идеального), которое делится на индивидуализированное духовное и объективированное (внеиндивидуальное) духовное;

4. Бытие социального, которое делится на индивидуальное Бытие (Бытие отдельного человека в обществе и в процессе истории) и Бытие общества.

Реальное и кажущееся Бытие Реальное Бытие, т.е. само по себе, независимо от субъективного отражения, обозначается ещё как ноуменальное Бытие (ноумен – умопостигаемая сущность, от греческого «поитепоп»), вещь сама по себе, «действительное». Кажущееся Бытие, т.е. такое бытие, каким оно нам предсиавляется в плане существование, выражается термином феноменальное Бытие (феномен – явление, данное нам в опыте, от греческого являющееся), «иллюзорное», или просто «явление». Восприятие мира таким, каков он есть в ощущениях человека, заставляет нас с доверием относиться к данным опыта.

Но далее мы сталкиваемся с проблемами типа «геоцентрическая» система мира. Проблема кажущегося и действительности упирается в поиски критериев. Часть философов считает, что критерий не может быть найден. Он следует из рассуждений И. Канта: разум должен принимать на веру существование вещей вне нас.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: