Учение о человеке в структуре философского знания; основные направления современной философской антропологии

Вопрос о сущности человека, его природе, происхождении, предназначении, месте в мире, ценностях, смысле человеческой жизни – одна из основных проблем философской мысли. Особенно остро философское осмысление человека встаёт в переломные кризисные периоды жизни человеческого общества, требующих максимального напряжения духовных и физических сил человека.

Каждый отдельный человек соединяет в себе черты, существующие в тесной взаимосвязи друг с другом.: а) общечело­веческие, б) социально-типические, свойственные в) индивидуальные, Соответственно этим началам сформировались 4 основных интерпретации человека: натурализаторская (человек понимается как часть природы, подчинённый вместе с ней единым законам функционирования), рационалистическая (связывает особенности человека с наличием у него разума, сознания и целеполагающей деятельности), экзистенцианально- персоналистическая (человек – особое начало в мире, не сводимое к внешним законам), социалагизаторская (рассматривает человека как продукт социальной эволюции).

Согласно определению Абушенко В. Л. (Всемирная энциклопедия. Философия ХХ в.), философская антропология –:

1). Специальная философская дисциплина, занимающаяся проблематикой человека. В таком качестве она активно конституируется на протяжении последней четверти ХХ

2). Совокупность антропологических концепций, возникших в неклассической и постклассической философии в результате так называемого «антропологического поворота».

3). В более строгом и собственном смысле слова направление в немецкоязычной философии, конституировавшее себя в конце 1920-х как принципиально новый тип неклассического «философствования» (позднее были оформлены как относительно самостоятельные антропобиологический, социологический, культурологический «развороты»), предлагающий и реализующий программу философской антропологии как единственно возможной в современной философии.

Сейчас философская антропология является одним из наиболее влиятельных направлений в западной философии.

Существует множество различных направлений Ф. А., из которых выделяются два основных: биологическое и функциональное. Разделяются эти направления философской антропологии по следующему критерию: познание человека или по его сущности, или по его проявлениям.

Биологическое направление философской антропологии

Сущность человека многогранна. И сам Шелер говорил, что человека невозможно познать, человек слишком широк. Поэтому последующие направления философской антропологии стали разрабатывать учение о человеке с точки зрения биологической, находя сущность человека в его жизненном начале. Человек — это прежде всего начало жизненное (но не следует сводить его только к животному началу). Основным представителем биологического направления в философской антропологии является немецкий философ Арнольд Гелен (1904—1976). Согласно этому направлению, человек — это животное, но животное особое в силу своего биологического и социального предназначения. Это животное, способное создавать совершенно особые творения. Поэтому человек отличается от других животных, и это свое отличие от них он ощущает как некоторую ущербность. Отсюда извечное недовольство человека своими творениями, будь то культура, наука и т. п. Человек вечно недоволен, он отчуждается от этих творений и в прямом смысле воюет с этими своими творениями.

Функциональное направление философской антропологии

Однако большинство представителей философской антропологии после Шелера (и одновременно с Шелером) рассматривали человека с точки зрения не его сущности, а с точки зрения его проявлений. Так возникает функциональная, или функционалистская школа философской антропологии, одним из основных представителей которой является Эрнст Кассирер (1874—1945). Он утверждал, что поскольку сущность человека непознаваема, то познать его можно через его проявления, через те функции, которые человек выполняет. Основное отличие человека от животного — это его деятельный труд. Трудовая деятельность может быть самой разнообразной. Человек создает вещественные предметы, создает науки, религию, искусство, язык и т. п. — все это есть продукты человеческой деятельности. Поэтому познание человека возможно через его функциональные проявления, то есть через его культурную и творческую деятельность. Объединяет всю деятельность и все проявления человека то, что все они — и язык, и наука, и религия — есть символы некоей действительности. Но, в отличие от Шелера, Кассирер утверждает, что человеку доступны только символы. Что бы за этими символами ни скрывалось, доступны человеку только они, и познание человека возможно только через познание символов. В отличие от Шелера, Кассирер не призывает восходить через символы к бытию Бога.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: