Проблема единства исторического процесса. Концепция всемирной истории и ее альтернативы

Поиск цели, смысла истории имеет свою собственную длительную эволюцию в социально-философской мысли человечества. Условно можно выделить несколько подходов в социально-философской мысли. Прежде всего — западноевропейская христианская философия, которая начиная с Аврелия Августина стремилась показать единство исторического процесса, усматривая отправной пункт развития человечества в явлении Христа. С самого начала христианское понимание истории включало в себя идею — конца мира, его завершения в Страшном суде. Христиаество:начало истории — грехопадение, ее поворотный пункт — явление Христа (искупление), завершение истории — Страшный суд. Эти вехи, в которых соединялись небесная и земная истории, определяли общее пространство истории, ее временной интервал, в рамках которого человеческое бытие предстало как неподлинное, телеологическое, подчиненное реализации заранее заданной извне цели.

 Проблемой периодизации исторического процесса занимались Д. Вико, Ж. Кондорсе, Г. Гегель, К. Маркс, О. Конт, теоретики индустриального и информационного обществ. Опираясь на представление о циклическом характере исторического процесса, Д. Вико выделяет три эпохи, которые проходит в своем развитии каждая нация: век богов, век героев и век людей. Основанием для представленной периодизации является степень осознания человеком своего естественного права. В век богов право человека зависит от воли Бога. В век героев господствует право силы, а век людей характеризуется естественным правом человека. Руссо, Кондорсе видели смысл истории в прогрессе человеческого разума и соответственно история человечества рассматривал как движение по ступеням го прогресса. Согласно Канту, история как целостная и единая, никогда не дается в опыте. Пому в поисках смысла истории следует исходить не из «начала», а из «конца» истории, из ее предполагаемых результатов, которые природа наметила своей высшей целью. Согласно концепции Гердера, все исторические события равноценны, они совершаются не ради каких-либо других, а для себя самих, в силу «культурной традиции и органической силы». А потому учение о конечной цели истории — золотом веке человечества, не применимо в исследовании исторического процесса. Г. Гегель выделяет Восточный мир – царство деспотизма, в котором свободным является лишь сам деспот; Греко-римский мир, в котором не один, но лишь некоторые свободны; и, наконец, Германский мир, знающий о том, что свободны все. Периодизациям, основанным на абстрактных принципах (концепции Д. Вико и Г. Гегеля), были противопоставлены теории исторического процесса, строящиеся с учетом конкретно-исторических факторов, таких как, например, географическая среда, экономические отношения, научно-технические достижения. Особо следует выделить цивилизационные и культурологические концепции, в которых в противовес идее единства исторического процесса выступает принцип культурологического плюрализма. К относительно современным концепциям такого типа принадлежит теория П. Сорокина. В его культурологической концепции выделяется три типа, или три сверхсистемы культуры: идеациональная, чувственная и идеалистическая. Авторы культурологических концепций, выделяя типы культур и цивилизаций, стремятся избежать представлений об истории как о прогрессивном, закономерном развитии..

Исследуя проблему движущих сил исторического процесса, основатели исторического материализма выделили материальное производство в качестве главной детерминанты исторического развития и разработали категорию общественно-экономической формации. К. Маркс и Ф. Энгельс подразделяли историю на племенную, античную и феодальную формы собственности. Позже К. Маркс уже использует понятие общественно-экономической формации для характеристики различных ступеней развития общества.

Цивилизационный подход к периодизации исторического процесса направлен против взгляда на историю как на единый мировой процесс. При таком подходе историю цивилизаций представляют в виде калейдоскопа локальных культур или цивилизаций. Так Н.Я. Данилевский, рассматривая развитие истории как естественный процесс, выделял основные культурно-исторические типы развития, которые всегда присутствуют в истории человечества: египетский, китайский, ассирийско-вавилоно-финикийский, халдейский, или древнесемитический, индийский, иранский, еврейский, греческий, римский, аравийский, европейский. Именно эти основные типы определили развитие человеческой истории. Причем некоторые из них развивались локализовано, стараясь не выходить на контакт с другими, например, китайский. Пому они не оказали существенного влияния на тенденции исторического развития. Другие же, напротив, за счет коммуникации и преемственности с другими типами обеспечивали взаимовлияние, определяя магистральные пути развития человечества. Шпенглер (Закат Европы) отрицает целостность и единство всемирной истории, наличие в ней «постоянного и всеобщего». Рассматривая мировую историю как существование в разное время «множества мощных культур» (основные восемь культур: египетская, индийская, вавилонская, китайская, майя и др), Шпенглер различает расцветающие и стареющие культуры. Каждая из культур исполнена глубочайшего смысла, но судьба их ждет одна — «своя собственная цивилизация» как «завершение и исход культуры». Тойнби: нет единой истории человечества, а есть лишь история локальных цивилизаций. Рассматривая цивилизации как «динамические образования эволюционного типа», Тойнби выделяет в каждой цивилизации основные фазы исторического существования: возникновение, рост, надлом, упадок и разложение. Смысл всемирной истории Тойнби видит в религиозной эволюции и духовном совершенствовании человечества.

Наряду с культурологическим подходом, в первой половине XX в. зарождается и экзистенциальный подход, который стремится очень тесно увязать смысл истории с целью и смыслом человеческого существования. Ясперс выделяет в истории человечества три свойства. 1, она обладает границами, отделяющими ее от других реальностей, — от природы и космоса. 2, история есть переход от одной эпохи к другой. 3, «история становится идеей целого» при выяснении места человека в обществе и смысла его жизни. По мнению Ясперса, истоки человеческого единства следует искать не в биологической природе человека, а в человеческой сущности «как единстве высшего порядка.

 Сущность антиисторицизма Поппера в том, что он отрицает существование каких-либо универсальных исторических законов, цель и смысл истории, а также «единую историю человечества». История не имеет смысла и к ней не применимы никакие универсальные высказывания и обобщения. Антиисторицизм Поппера нашел свое проявление в отрицании исторического прогресса. Поппер считает, что прогрессировать могут только человеческие индивидуумы, защищая демократические институты, от которых зависит свобода

 Смысл философии " конца истории" Фукуяма усматривает в том, что либеральные социальные принципы являются окончательной истиной истории, которой отныне не могут противостоять ни коммунизм, ни какая-либо еще идеология, о которой мы пока не знаем. Тем самым история приходит к своему концу в смысле ее завершения если и не в идеальном состоянии общества, то во всяком случае в плане отсутствия реальных альтернатив западному образу жизни. Типичным примером довольно пессимистических взглядов на исторические перспективы цивилизации может служить работа известного западного политолога С. Хантингтона "Столкновение цивилизаций", где будущее человечества изображается ареной ожесточенных столкновений между западной, исламской и другими цивилизациями. Фролов: у поступательного развития человечества не может быть "конца истории", ибо всякий конец одной эпохи открывает начало следующей, которую мы пока можем лишь предвосхищать. О конце истории мы в состоянии рассуждать лишь так же, как о смысле истории. Ибо ответы на оба эти вопроса равнозначны. Если техногенной цивилизации суждено погибнуть спустя тысячу лет, как полагает немало ученых, вследствие экологического кризиса, то смысл истории человечества будет в его самоуничтожении; если же человечеству удастся создать на нашей планете общество благосостояния, то его история приобретет противоположный смысл.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: