История как цивилизационный процесс. Феномены техники и технологии в цивилизационном процессе. Понятие техногенной цивилизации

На сегодня определились два методологических подхода к понятию цивилизации. 1 — монистический ( Марксистская концепция связана с признанием способа производства в качестве основной детерминанты общественного развития ), 2 — цивилизационный или плюралистический. В рамках первого выделяются две концепциимарксистская и теория постиндустриального общества. На основании цивилизационного подхода выделяется множество концепций, построенных на разных основаниях, почему его и называют плюралистическим. Коренная идея первого подхода — единство человеческой истории и ее прогресс в форме стадиального развития. Коренная идея второго — отрицание единства истории человечества и его прогрессирующего развития. По логике го подхода существует множество исторических образований (цивилизаций), слабо или вообще не связанных друг с другом.

Но нелишне дать и более детализированную схему основных подходов: религиозный, естественно-научный, культурно-исторический, социально-экономический технико-технологический. В религиозной картине исторического процесса за исходный пункт принимается идея творения мира богом. В рамках естественно-научного подхода в качестве отправного момента исследования человеческой истории выступает какой-либо природный фактор (географическая среда, народонаселение, биосфера и проч.). Культурно-исторический подход чаще всего выступает в форме цивилизационного в узком смысле го слова. Здесь на первый план выходит культура (в целом или в каких-то конкретных формах).

Техногенная цивилизация родившись в европейском регионе примерно в ХIV-ХVI столетиях, сформировало то ядро системы ценностей, на которых осно­вана современная тех­ногенная циви­лизация. Для уяснения го в социаль­но-гуманитарной мысли, принято разделять понятия раз­витие и прог­ресс. Понятие развитие употребляется в значении социально-эконо­мического развития, а понятие прогресс приме­нительно к научно-тех­ничес­кому прогрессу. В настоящее время существует три точки зрения на процесс развития общества в целом:

1. идея регрессивного развития (начиная с античной Греции);

2. идея прогрессивного развития (марксизм);

3. идея циклического развития (П. Сорокин, О. Шпенглер, А. Тойнби).

Под техникой (от греч. techne — искусство, мастерство, умение) пони­мается система созданных средств и орудий производства, а также приемы и операции, умение и искусство осущест­вления трудового процесса. Фундаментальным свойством техники является свойство быть средством человека и человечества в их деятельности по преобразованию природной и социальной среды и самого человека. В связи с этим развитие техники лежит в основе развития человеческой циви­лизации, ее производства, науки, культуры и искусства.

Потребность в философском осмыслении феномена техники возникла давно. Его рож­дение связывают с появлением на Западе в 1777 году книги И. Бэкмана «Руководство по технологии». Сам же термин «философия техники» был введен в научный оборот – в 1877 году в книге Эрнста Каппа «Основные направления философии техники. К истории воз­никновения культуры с новой точки зрения». В ХХ веке в трудах Ф. Дессауэра, Т. Веб­лена, М.Хай­деггера, Л. Мэмфорда, Х. Ортега-и-Гассета, Э. Тофлера, П.К. Энгель­мейе­ра, К. Ясперса, Н. Бердяева, Ж. Эллюля и ряда других философов и ученых были поставлены проблемы онтологического статуса техники, ее сущности, закономерностей и перспектив развития.

Сложность проблемы отношений человека с техникой вполне осо­зна­валась О. Шпенглером, который в осмыслении самого феномена техники и последствий глобальной технизации жизни далеко опережал современников. В его работе «Человек и техника» обобщены тенденции, многие из которых предс­тавляют непосредственную угрозу жизни человечества. Шпенглер, тем самым, едва ли не первый представил планетарный масш­таб связанных с техникой проблем.

Наиболее глубокий и сущностный анализ феномена техники был дан крупнейшим мыслителем ХХ века, немецким философом-экзистенциалистом Хайдеггером, раскрывшего фундаментальный и одно­временно фатальный характер техники индустриального общества для форм человеческого бытия. Философская концепция техники М. Хайдеггера противостоит антро­пологии техники и ее можно назвать онтологией техники. В центре его работ – онтологическая интерпретация техники, ее связи с бытием, анализ ее в кон­тексте отношения человека с бытием.

В техногенной цивилизации научно-технический прогресс постоянно меняет способы общения, формы коммуникации людей, типы личности и образ жизни. В результате возникает отчетливо выраженная направленность прогресса с ориентацией на будущее. Для культуры техногенных обществ характерно представление о необратимом историческом времени, которое течет от прошлого через настоящее в будущее. В культуре техногенных общества иная ориентация. В них идея социального прогресса стимулирует ожидание перемен и движение к будущему, а будущее полагается как рост цивилизационных завоеваний, обеспечивающих все более счастливое мироустройство.

Техногенная цивилизация в самом своем бытии определена как общество, постоянно изменяющее свои основания. Пому в ее культуре активно поддерживается и ценится постоянная генерация новых образцов, идей, концепций. Лишь некоторые из них могут реализовываться в сегодняшней действительности, а остальные предстают как возможные программы будущей жизнедеятельности, адресованные грядущим поколениям. В культуре техногенных обществ всегда можно обнаружить идеи и ценностные ориентации, альтернативные доминирующим ценностям.

Идея преобразования мира и подчинения человеком природы была доминантой в культуре техногенной цивилизации на всех этапах ее истории, вплоть до нашего времени.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: