Проблемы истины и интерпретации в современной гуманитаристике

Конечной целью всей познавательной деятельности является истина. Вопрос об истине — один из центральных в теории познания. Платон и Аристотель считаются родоначальниками концепции истины. В их представлении истина - соответствие мыслей действительности, и может быть достигнута сравнительно просто. То есть имеется некоторый интуитивно ясный и не вызывающий сомнений критерий, позволяющий установить, соответствуют мысли реальности или нет. Это убеждение основывается на вере в возможность приведе ния мыслей в простое однозначное соответствие с действительностью. Однако совсем не очевидно, что у человека действительно присутствует такая возможность; напротив, это скорее недостижимый идеал познавательного процесса.

В реальности человек в процессе познания постоянно сталкивается с большим количеством проблем, само существование которых опровергает классическую концепцию истины, как-то: Проблема природы познаваемой реальности и субъективности мышления. Человек в своем познании непосредственно имеет дело не с объективным миром “самим по себе”, а с миром в том его виде, как он им чувственно воспринимается и осмысливается. То есть в человеческом понимании истины изначально заложена субъективность Проблема характера соответствия мыслей реальности. Классическая концепция истины в ее “наивной” форме рассматривает это соответствие как простое копирование реальности мыслями. Исследования соответствия знаний действительности показывают, однако, что это соответствие не является простым и однозначным. Ведь всегда есть свойства предмета, которые, возможно, люди просто не могут понять непосредственно. Относительность и абсолютность истины. Каждый человек в своём суждении об истине всё же сугубо субъективен, и поэтому необходимо разграничивать понятие общей, иными словами, абсолютной истины от понятия истины каждого конкретного индивида. А в классической теории такое разграничение фактически отсутствует.

наиболее известны концепции: 1) истинно то, что полезно (прагматизм); 2) истинное суждение - продукт компромисса (конвенционализм); 3) истинно только психологическое состояние личного переживания (экзистенциализм).

В диалектико-материалистическом подходе выделены понятия объективной, абсолютной и относительной истины. Объективная истина соответствует объективному миру, который лежит вне человека и не зависит от него. Поэтому объективно-истинное знание неопровержимо.. Она находится в постоянном развитии, становится более полной с каждым новым научным открытием. Относительная истина - это знание, которое приближенно и неполно воспроизводит объективный мир. Приближенность и неполнота, эти специфические свойства относительной истины, органически присущи человеческому познанию, так как человек, познавая мир, фиксирует свое внимание на одних его сторонах и отвлекается от других. Абсолютная истина складывается из относительных истин, но это никогда не достижимое знание о действительности в целом. Абсолютная истина содержит в себе предпосылки для дальнейшего развития познания. Принцип конкретности - один из главных принципов диалектического подхода к познанию. В соответствии с данным принципом требуется учитывать все условия, в которых находится объект познания, рассматривать его связи, свойства и тенденции его развития. Благодаря истине совершается переход от незнания к знанию или от знания менее полного и точного к знанию более полному и точному.

Критерии истины. Природа заблуждений Представления об истине восходят к истокам философского мышления. Эта проблема ставилась одновременно с проблемой о заблуждении еще в античной философии. Так как истина всегда в той или иной форме окружена заблуждением и содержит его в себе.=> необхо димость поиска наиболее строгого критерия истины. Аристотель,, утверждал, что " не все представляемое истинно ". Но тогда возникает задача отделить ложное от истинного. В качестве критерия он вводит закон непротиворечия, согласно которому невозможно, чтобы отрицание и утверждение в одном и том же отношении и в одно и то же время были ложными или истинными. То есть все вещи не могут быть одновременно истинными или ложными. Философы Нового времени так или иначе связывали свое понимание вопроса с идеями Аристотеля. Но одновременно исходили из разума, который все освещает и определяет истинность или ложность существующего. "Разум, – писал Декарт, – универсальное орудие, могущее служить при самых разных обстоятельствах". Этот же гимн разуму проявляется и в философии Гегеля: "Что разумно, то действительно; и что действительно, то разумно". Критерий истинности, по Декарту, наиболее действен через отчетливость, которая позволяет четко различать факты и обеспечивать ясность. Иначе говоря, обеспечивать силу переживания. интуиция в качестве критерия истины – это состояние умственной самоочевидности. Однако признать разум в качестве критерия истины не представляется возможным уже потому, что он становится судьей себе самому.

Альтернативная точка зрения предложена сенсуалистами. Так, идеалистический сенсуализм выдвигает четыре критерия истинности. 1) исходит из яркости или тусклости ощущений. 2) в одновременности приблизительно одинаковых восприятий у нескольких людей (так называемая интерсубъективность). 3) в согласованности ощущений. 4) истинной бывает не всякая согласованность, но только такая, которая проста, обозрима и удобна для усвоения. Краткость и точность теории имеет определенное значение, если теория к тому же верно отражает объективную реальность. Беркли

Кант считал, что единый критерий истины относительно содержания знания не может быть дан. Критерий истины может быть найден лишь в отношении формы знания. Им могут быть необходимые и всеобщие правила логики. Все, что этим правилам противоречит, ложно. «Чем больше имеется истинных следствий из данного понятия, – говорит Кант, – тем больше признаков его объективной реальности».

Now становятся популярными критерии: Научная истина. это знание, которое отвечает двойному требованию: 1) соответствует действительности; 2) оно удовлетворяет ряду критериев научности. К этим критериям относится: логическая стройность; эмпирическая проверяемость, в том числе проверка временем; возможность предсказывать на основе этих знаний новые факты; непротиворечивость тем знаниям, чья истинность уже достоверно установлена и прочее. Истина в повседневной жизни. Проблема критерия истины имеет большую важность даже в повседневной жизни людей, так как является одной из основ системы мировоззрения человека. Отвечая на вопрос о том, что же является критерием истины, человек во многом определяет свое собственное место в мире и свои идеалы и ценности.Для многих понятие «истинность» (как правосудие, справедливость и полнота знаний) тесно связано с понятиями «искренность, спокойствие, благополучие, счастье». Так образом эта так называемая повседневная истина является высшей социальной и личной ценностью.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: