Философско-методологические проблемы социального прогнозирования. Философия и футурология

Что нас может ожидать в будущем? вопрос постоянно будоражил и тревожил людей любых времен, эпох, культур и обществ. Каждый человек рано или поздно задумывается над ним. Способность предвосхищать будущее – одна из древнейших способностей человека, о чем свидетельствует наличие разного рода прорицателей и предсказателей у самых древних народов. Сегодня интерес к будущему не остыл, а наоборот, сущес твует большое количество различных организаций, объединяющих специалистов по самым разным отраслям знания, которые занимаются обоснованными прогнозами будущего развития. сегодня этим занимается футурология, которая даёт возможность более эффективно корректировать прогнозы в отдельных областях, создаёт более надёжную основу для прогнозирования событий в отдаленном будущем Футурология - обобщенное название концепций о будущем человечества; в узком значении - область научных знаний, охватывающая перспективы социальных процессов и явлений (в м смысле футурология синонимична прогнозированию и прогностике). Термин " футурология " был предложен немецким социологом О. Флехтхеймом как название " философии будущего ". В м значении термин не получил распространения. С начала 1960 -х под футурологией понималась "наука о будущем", "история будущего", ориентированная на познание перспектив всех явлений, и, прежде всего социальных. Такое понимание футурологии было связано с появлением в т период специальных учреждений, разрабатывавших научно-технические и социально-экономические прогнозы, и содержало претензию на монополизацию прогностических функций существовавших научных дисциплин. На смену ему пришла трактовка футурологии как комплекса широко понимаемого социального прогнозирования (тесно взаимосвязанной совокупности прогностических функций общественных наук и прогностики как науки о законах прогнозирования). С начала 1970 -х ввиду многозначности и неопределенности термин "футурология" вытесняется термином "исследование будущего". В к 1960-х - н 1970-х на первый план в футурологии выходит изучение глобальных проблем. Ведущей организацией данного направления стал Римский клуб (А. Печчеи, А. Кинг, Д. Медоуз, Э. Пестель и др.), инициировавший компьютерное глобальное моделирование перспектив развития человечества и "пределов роста" технологической цивилизации. В целом в рамках футурологии последней трети 20 в. можно выделить направления " экологического пессимизма " (Форрестер, Медоуз, Р. Хейлбронер), прогнозирующего негативные последствия наличных перспектив развития человечества, и научно- технического оптимизма (Тоффлер, Месарович, Ласло, Пестель), обосновывающего возможность реализации позитивных потенций технологического развития. В настоящее время невозможно найти такой вид деятельности, занимаясь которым человек не испытывал бы на себе ощутимое давление ряда глобальных проблем. Глобальные проблемы – проблемы широкого планетарного масштаба, решение которых возможно только общими усилиями всего человечества. Прогнозирование (от греческого слова prognose – предвиденье, предсказание), разработка прогнозавероятного суждения о состоянии какого-либо явления в будущем. 4 основных типа прогнозов: поисковые, нормативные, аналитические, прогнозы-предосттереж Поисковые прогнозы составляются для того, чтобы выявить, каким может быть будущее исходя из реальных оценок существующих тенденций. Таким путем составляются прогнозы социально-экономического развития, занятости трудоспособности населения, роста общей численности населения и т.д. Нормативные прогнозы ориентируют на достижение в будущем оптимального положения в определенной сфере на основе заданных критериев. Они в большей степени, чем поисковые прогнозы носят прагматический характер, поскольку сопряжены с конкретным вариантом действий, создающих ситуацию, признанную оптимальной. Здесь учитываются тупиковые направления существующих тенденций развития тех или иных процессов, которые выявляются путем поисковых прогнозов, и разрабатывается целостное системное представление о желаемом положении вещей. Аналитические прогнозы ориентированы на определение познавательной ценности различных методов и средств познания будущего и разработку адекватного инструментария го процесса. Они дают возможность более детально проанализировать показатели, относящиеся к исследуемому явлению и к прогнозному фону, а также динамику их взаимодействия. Прогнозы-предостережения составляются с целью воздействия на сознание и поведение людей для предотвращения нежелательного положения вещей в будущем. По гносеологическим параметрам они фактически не отличаются от поисковых прогнозов. В самостоятельный вид их выделяют на основе прагматического критерия.

К основным методам прогнозирования относятся экстраполяция – основана на перенесении в будущее тенденций, закономерности которых достаточно хорошо изучены в прошлом и настоящем, компьютерное моделирование предполагает представление исследуемого объекта в упрощенном виде, удобном для изучения прогнозируемых процессов с учетом возможностей ЭВМ, историческая аналогия метод, базирующийся на учете общности некоторых характеристик различных исторических ситуаций и использовании выявленных ранее закономерностей развития событий для прогнозирования будущих общественных процессов, экспертная оценка мнение компетентного специалиста о возможном положении вещей.

Теория и практика прогнозирования часто называется прогностикой, но в узком смысле прогностиканаука о законах и способах разработки прогнозов. Ее общеметодологические основы заложены в трудах К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина. Основная задача прогностики – развитие специальной (частной) методологии прогнозирования с целью повышения эффективности методов и техники разработки прогнозов. Учрежд-я, занимающ. футорологией: Институт прогнозирования технологии в Нью-Йорке и Александрии, а также фирма в Виржинии с интригующим названием «Объединение кибернетиков», Римский клуб, Комиссия 2000-го года Американской Академии искусств и наук, Гудзоновский институт, общество «Фютюрибль» и др. Результаты их работы показывают, что у человечества есть необходимые природные и интеллектуальные ресурсы для прогрессивного развития и в отдаленном будущем. Но их реализация потребует новой программы человеческой деятельности. Прежняя программа была основана на технократическом отношении человека к природе. В содержании го подхода неоправданной оказалась вторая часть, акцентирующая силовой вариант взаимодействия человека с природой посредством техники. Новая программа – техноаксиологическая – будет по-прежнему основана на использовании техники как посредника между человеком и природой, а также между людьми. Принципиально новым в ней будет «несиловой», а ценностный (аксиологический) характер, требующий бере жного отношения к природе, человеку и к самой технике. Философская база футурологии заложена в трудах Джона Мак-Хейла «Будущее будущего», Джеральда Фейнберга «Проект Прометея», Бертрана Джувенеля «Искусство догадок» и Дениса Габора «Изобретение будущего». К наиболее известным футурологам относится Гордон Мур - основатель компании Intel, ее бывший президент и почетный председатель. Но имя Мура стало известно по другой причине – в 1965 году он опубликовал закон, согласно которому количество транзисторов в микропроцессоре будет удваиваться ежегодно. Закон был изменен автором в 1995 году, теперь удвоение происходит каждые 2 года. По предсказанному Муром сценарию, компьютерный мир живет до сих пор, а Гордон, заработав состояние в 5,5 миллиардов долларов, проводит пенсионные будни где-то на побережье Атлантического океана.Еще один известный футуролог из США, в отличие от Мура специализировавшийся не на компьютерах, а на глобальных ситуациях, - Элвин Тоффлер, автор концепции о «сверхиндустриальной цивилизации». Концепция представляет собой развитие теории о «трех волнах», когда после первой (аграрной цивилизации) и второй (индустриального общества) волны, следует третья волна - научно-техническая революция, которая построит сверхиндустриальную цивилизацию. Во время формирования й цивилизации мы, собственно, и живем. Тоффлер много писал на тему проблем и конфликтов, которые повлечет за собой цивилизация в начале XXI столетия. которые повлечет за собой цивилизация в начале XXI столетия. Польский фантаст Станислав Лем активно издавался на русском еще в СССР. Он жестко критиковал американскую фантастику, выступал с футурологическими статьями, получил ученую степень в Вроцлавском технологическом университете. Наиболее известен он по книгам «Солярис» (экранизированной Тарковским, а позже и Стивеном Содербергом) и «Сумма технологии». Специализированные вузы по подготовке футурологов существуют лишь в Хьюстоне (США) и на Гавайях.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: