Перспективы развития и новые методологические ориентиры современной науки: новейшие тенденции Парадигмальные сдвиги в современном естественнонаучном и гуманитарном познании

Томас Кун (1922) американский историк и философ науки. Наука - социальный институт, в котором действуют определенные социальные группы и организации. Главное объединяющее началом общества ученых Кун назвал парадигмами. Парадигмы - признанные всеми научные достижения, которые в течение определенного времени дают научному сообществу модель постановки проблем и их решения. Парадигмы имеют как познавательную, так и нормативную функции. Они дают ученым основные принципы их познавательной деятельности и формы реализации этих принципов. Более низким уровнем организации научного познания, по сравнению с парадигмой, является научная теория.

Каждая теория создается в рамках той или иной парадигмы. Теории, существующие в рамках различных парадигм, не сопоставимы. Позднее Кун называет парадигмы дисциплинарными матрицами. Они дисциплинарны, потому что принуждают ученых к определенному поведению, стилю мышления, а матрицы – потому что стоят из упорядоченных элементов различного рода.

Дисциплинарная матрица по Куну состоит из следующих элементов:

1) символические обобщения или формализованные конструкции, используемые членами сообществами ученых без разногласия; 2) метафизические общеметодологические представления, концептуальные модели; 3) цементирующие данное научное сообщество ценности; 4) образцы – признанные примеры.

Развитие науки Кун представляет как скачкообразный, революционный процесс, сущность которого выражается в смене парадигм. Переход к новой парадигме не может основываться на чисто рациональных доводах, хотя т элемент значителен. Здесь необходимы волевые факторы – убеждение и вера.

Ученые «зомбированы» своими теориями, между ними пропасть.

2 типа проблем: puzzles – относ легко решаемые пробл, anomalies – jx сложные пробл.

Карл Поппер. Методология верификации в науке построена на убеждении абсолютности истины, а иллюзорное представление. Рано или поздно на место старой теории приходит новая, и старое знание признается заблуждением. Рост знаний достигается в процессе рациональной дискуссии, которая неизменно выступает критикой существующего знания. Отсюда название теории критичекий рационализм. Поппер считает, что ученые делают открытия, восходя не от фактов к теории, а от гипотез к единичным высказываниям. Если ученые пришли к согласию, то теория считается временно подтвержденной. Так как ни одна теория не может быть подтверждена окончательно, то она по определению имеет гипотетический характер, ее образуют не законы, а правдоподобные утверждения. всякая теория ненадежна и подвержена ошибкам (принцип фаллибализма - направление постпозитивизма, согласно которому любое научное знание принципиально не является окончательным, а есть лишь промежуточная интерпретация истины, подразумевающая последующую замену на лучшую интерпретацию. Принцип фаллибилизма пересекается с принципом толерантности Поппера.). Окончательно подтвердить теорию нельзя, зато ее можно опровергнуть (фальсифицировать). Теория фальсифицирована, если она противоречит хотя бы одному опытному факту.

Для обоснования своей концепции он пользуется общими идеями эволюционизма. Научной признается концепция, которая поддается сопоставлению с опытными данными, следовательно, она в любой момент может быть сфальсифицирована. в отличие от науки, фил. не поддается фальсификации, то есть не имеет научного характера. Но, не обладая научным статусом, она обладает смыслом, без нее не обойтись.

В настоящий момент практически всем, кто интересуется состоянием современной науки, очевидно, что из-за специализации ученых в узких областях знаний развитие научной мысли зашло в тупик. Человечество в процессе своей эволюции создало несколько сотен различных наук, исследующих объективные, субъективные и даже мнимые процессы, происходящие в природе и обществе. При м произошло деление на науки естественные (точные), технические (прикладные), и общественные (гуманитарные). Все эти научные ветви в методологическом плане практически никак не взаимосвязаны, хотя в их основе лежат одни и те же закономерности. Такой итог закономерен и справедливо как для всей науки в целом, так и для ее отдельно взятой области. Характерно, что весь XX век ознаменовался дроблением знаний. Углубляясь в детали, ученые видят все меньший кусочек общего «леса». У них вырабатывается свой «птичий» язык, непонятный непосвященным. Бытует мнение, что чем абстрактнее теории, тем ближе они соответствуют реальности. Но в тоже время все сильнее нарастает потребность в создании общей концепции видения мира. История знает несколько таких переломных моментов в развитии науки. Достаточно вспомнить пример из астрономии, когда господствующей была теория, в которой все планеты солнечной системы вращались вокруг Земли. По мере выявления противоречий в движении планет приходилось вводить все более и более абстрактные циклы и эпициклы, пока не пришло понимание того, что не Солнце вращается вокруг Земли, а Земля вокруг Солнца. В античное время задачу синтеза всех научных знаний решил Аристотель, в средние века — Фома Аквинский, в XYIII — XIX веках уже потребовался труд целой плеяды Фов — от Канта до Энгельса.

В настоящее время создалась аналогичная ситуация — нужен полный синтез накопленных знаний. Пришло время для создания сверхнауки. Пришло время нового этапа интеграции научных знаний. Анализ окружающей действительности интуитивно наталкивают нас на мысль, что число фундаментальных закономерностей крайне ограничено. И вот на м уровне мы приходим к необходимости создания новой теории, призванной называть разные вещи одним и тем же именем, теории, которая по своей всеобщности может конкурировать лишь с диалектическим материализмом.

Однако в отличие от него, новая теория носит не только качественно — Фское описание окружающей нас действительности, но способна давать во многих случаях и количественную оценку свойств этих объектов. Конечно, новая наука о мироздании не дает окончательный ответ на вопрос «Почему Мир устроен так, а не иначе», но такая постановка вопроса становится уже не бесполезной, а актуальной, так как в этих основах изложены многие фундаментальные принципы строения материи, что многие научные законы, открытые до сир пор, имеют общую основу и свойства.

Какие же общие свойства имеют все науки, и вообще все явления и объекты окружающей нас действительности? В первую очередь, свойства иерархии. Пому и милогия –, в первую очередь, наука об иерархии, о принципах построения иерархических систем, об основных фундаментальных закономерностях, присущих таким системам. С единых методологических позиций новая наука описывает основные закономерности строения материи. Что же еще является самым общим свойством, присущим всем явлениям окружающей нас действительности? Конечно, законы симметрии и потому милогия – наука о симметрии, имеющей многоуровневое строение.(Милогия — фундаментальная наука 3-го тысячелетия, в основу которой заложен один единственный постулат о существовании Единого Закона эволюции двойственного отношения (монады), который невозможно отвергнуть (фальсифицировать), как и невозможно доказать, или вывести из других постулатов и аксиом.)

Милогии в иерархии наук следует выделить ведущее положение, причислив ее к фундаменту всех наших знаний о мире, наряду с такой наукой как диалектика. Однако в отличие от диалектики, которая служит методологической компонентой новой науки, милогия является основным стволом «дерева», от которого произрастают все остальные «ветви» знания, занимающиеся изучением окружающего нас Мира, изучением строения материи.

Следовательно, в самом общем случае можно сказать, что милогия является наукой строении не только о строении материи, но и о ее творении, ибо в основе милогии лежит единый план творения материи. единый план творения позволяет материализовывать любой замысел творения по единому плану.

Создание Единой теории эволюции материи подтвердит вывод новой науки о том, что граница между живой и не живой материей является призрачной, что «разум» имеет сложную многоуровневую структуру, а интеллект человека становится самостоятельным компонентом эволюции живой материи, эволюции Коллективного разума. Таковы на взгляд автора основные проблемы и задачи Фской глобалистики на современном этапе, вытекающие из основ новой науки. Новая наука должна стать методологическим фундаментом современной Фской глобалистики.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: