Доп. Схоластический метод обучения

Программа и методы обучения юридических факультетов в Бо­лонье и других университетах Запада в XII—XIII вв. были основаны на новом способе анализа и синтеза, который позже назвали схоластическим. Этот метод, который впервые был полно разработан в начале 1100-х гг., как в праве, так и в богословии предполагает абсолютный авторитет оп­ределенных книг, в которых, надо понимать, содержится единое и полное учение. Однако парадоксальным образом схоластический метод предпола­гает, что в тексте могут быть и лакуны и противоречия, поэтому он ставит своей главной задачей суммировать текст, закрыть лакуны и разрешить противоречия внутри него. Этот метод называется "диалектическим" в том смысле, который придавался этому слову в XII в., то есть стремящимся примирить противоположности.

И в праве и в богословии, а позже и в философии схоластический метод анализа и синтеза распространялся благодаря методу преподавания в университетах, особенно методу глоссирования текста и постановки вопросов для диспута. "Основные книги по праву и богословию были естественно раз­росшимися университетскими лекциями". Другими словами, наука и уче­ность произошли от учения, а не наоборот.

В то самое время, когда западные юристы создавали, по их мнению, науку права, западные богословы начинали создавать, по их мнению, науку богословия, теологию. Ведь Пьер Абеляр (1079—1142), который первым упот­ребил слово "теология" в его нынешнем значении систематического анализа свидетельств божественного откровения, был и одним из великих пионеров схоластической логики. Его даже часто называют отцом схоластики. Абеляр стремился посредством схоластических методов анализа и синтеза применить рациональные критерии к решению вопроса о том, какие истины откровения имели универсальную ценность, а какие — только относительную. Однако это не был такой фундаментализм, который во всех обстоятельствах прини­мает все слова данного текста за истину; целое считалось истиной, а внутри целого различные части считались обладающими разной степенью истинности. Например, одна из главных книг Абеляра "Sic et Non" ("Да и нет") просто путем последовательных цитат перечисляет более чем 150 разночтений в Биб­лии, произведениях отцов церкви и других авторитетов, считая все эти про­изведения истинными и оставляя читателю задачу привести их в гармонию.

В праве схоластический метод принял форму анализа и синтеза массы доктрин, часто противоречащих друг другу, взятых из кодификации Юсти­ниана и у светских авторитетов. Как и в случае с теологией, сам письменный текст как таковой, Свод цивильного права, точно так же, как Библия и патри­стика, принимался как святая правда, воплощение разума. Однако задача при­мирения противоречий дала возможность западному юристу XII в. обращаться с правовыми понятиями и нормами с большей свободой и гибкостью, чем то было позволено его римскому предшественнику. Разумеется, как и этот пред­шественник, западный юрист заботился (по словам профессора Доусона) о "по­следовательном и упорядоченном рассмотрении отдельных дел", но он также за­ботился (в отличие от римлян) о поиске "подробных обоснований" и "теорети­ческом синтезе". И в поисках обоснований и синтеза он часто жертвовал той более узкой последовательностью, которой так дорожили римляне.

Доп. Профессиональная этика юриста.

Профессиональная этика — это учение о профессиональной морали, представляющей собой исторически сложившуюся систему нравственных принципов, предписаний, заповедей и норм применительно к особенностям определенных профессий.

Показательна в этом смысле структура профессиональной этики юриста, которая включает три элемента:
1) нравственная деятельность юриста и ее специфические особенности;
2) нравственные отношения в сфере права и правоприменения;
3) особенности профессионально-нравственного сознания работников правоохранительных органов.

 





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: