Задачи органов прокуратуры

Органы прокуратуры выполняют задачи, сформулированные в Конст.РФ, в З-не «О прокуратуре», иных нормат.актах РФ и республ. в ее сосоаве, а также в приказах и указаниях Ген.прокурора. Задачи: осуществл.надзора за точным и единообразныи исполнением действующих на терр.РФ з-ов органами мест.самоупр. краев, областей, автоном.области, автоном.округов,Москвы и С-П и т.д. Также осуществл. Надзора за исполнением з-ов министерствами и ведомствами, иными органами гос. и хоз.управления и контроля, должност. лицами и гражданами. Задачи ОП по осуществлению надзора за точным и единообразным исполнением з-ов конкретизированы в З-не «о рпокуратуре». Они имеют задачей обеспечить верховенство з-на, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод чел-ка и гражданина, а также интересов

2. Требования, предъявляемые к сотрудникам налоговых органов.

-граждане России,способные по своим деловым и личным качествам исполнять служебные обязаности

-работники подлежат обязательному гос.личному страхованию а счет средств фед.бюджета

-работники подлежат обязательной гос.дактилоскопической регистрации в соотвюсрос.закон-ом.

12. 1.Особенности правового статуса судьи Конституционного Суда РФ.

Судьей КС РФ может быть гражданин РФ, достигший не менее 40 летнего возраста, с безупречной репутацией, имеющий высшее юрид.образование и стаж работы не менее 15 лет, обладающий признанной высокой квалификацией в области права.

 

Каждый судья назначается в индивидуальном порядке тайным голосованием. Назначенным считается лицо, получившее большинство голосов от общего числа членов Совета Федерации.

Судья не может быть членом совета федерации, депутатом гос.думы, он не может занимать государственные и общественные должности, иметь частную практику, заниматься предпринимательской деятельностью, но может заниматься преподавательской, научной и творческой деятельностью.

Судья не может принадлежать к какой либо политической партии, участвовать в полит.акциях, не может входить в руководящий состав общественных объединений.

Полномочия прекращаются на основании ст.18 закона о КС РФ.

Судья не имеет право выступать в СМИ, публично высказывать свое мнение о вопросе, который может стать предметом рассмотрения в КС РФ.

Предельный возраст – 70 лет

Материальные гарантии судьи связанные с оплатой труда, предоставлением ему ежегодного отпуска, обеспечением жильем, обязательное страхование жизни и здоровья, устанавливаются применительно к соответствующим гарантиям, предусмотренным законодательством для судей и иных высших федеральных судов.

 

2.Система органов прокуратуры в Российской Федерации.

Прокуратура Российской Федерации — единая централизованная система органов и учреждений с подчинением нижестоящихпрокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации.

Систему прокуратуры Российской Федерации составляют:

§ Генеральная прокуратура Российской Федерации

§ Прокуратуры субъектов Российской Федерации

§ Прокуратуры городов и районов (и другие территориальные прокуратуры)

§ Военная прокуратура

§ Специализированные (транспортные, природоохранные и иные) прокуратуры

§ Научные и учебные учреждения прокуратуры

§ Редакции печатных изданий

В Генеральной прокуратуре Российской Федерации:

§ Генеральный прокурор

§ Первый заместитель Генерального прокурора

§ Заместитель Генерального прокурора

§ Старший помощник Генерального прокурора (Начальники главных управлений, управлений, отделов на правах управлений, советники, старшие помощники и старшие помощники по особым поручениям)

§ Помощник Генерального прокурора (Заместители начальников главных управлений, управлений, отделов на правах управлений, начальники отделов в составе управлений, помощники и помощники по особым поручениям, помощники по особым поручениям первого заместителя Генерального прокурора и заместителей Генерального прокурора)

§ Старший прокурор и прокурор (В главных управлениях, управлениях и отделах)

В прокуратурах субъектов Российской Федерации и приравненных к ним прокуратурах:

§ Прокурор

§ Первый заместитель прокурора

§ Заместитель прокурора

§ Старший помощник прокурора (Начальники управлений, отделов на правах управлений, старшие помощники прокурора)

§ Помощник прокурора (Заместители начальников управлений, начальники отделов в составе управлений, помощники прокурора, помощники прокурора по особым поручениям)

§ Старший прокурор и прокурор (В управлениях и отделах)

В прокуратурах городов, районов и приравненных к ним прокуратурах:

§ Прокурор

§ Первый заместитель прокурора

§ Заместитель прокурора

§ Начальник отдела

§ Старший помощник прокурора

§ Помощник прокурора

13. 1.Конституционные (уставные) суды субъектов РФ: законодательное закрепление и полномочия.

Согласно ст. 27 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» конституционный (уставный) суд субъекта РФ.

может создаваться субъектом Российской Федерации для рассмотрения вопросов соответствия законов субъекта Российской Федерации, нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления субъекта Российской Федерации конституции (уставу) субъекта РФ, а также для толкования конституции (устава) субъекта Российской Федерации. Финансирование конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации производится за счёт средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации. Конституционный (уставный) суд субъекта Российской Федерации рассматривает отнесённые к его компетенции вопросы в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации. Решение конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации, принятое в пределах его полномочий, не может быть пересмотрено иным судом.

Компетенция конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации включает:
контроль за соответствием правовых актов субъектов Российской Федерации их конституциям (уставам), а также за конституционностью договоров с Российской Федерацией и иными субъектами, включая и международные договоры;
официальное толкование конституций или уставов субъектов Российской Федерации;
разрешение споров о компетенции между органами власти субъектов Российской Федерации, а также между ними и органами местного самоуправления;
защиту конституционных прав и свобод граждан по их жалобам и по запросам судов о конституционности закона субъекта Российской Федерации, примененного или подлежащего применению в конкретном деле;
контроль за проведением выборов руководителей исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации и решениями о проведении региональных референдумов;
участие в законодательном процессе субъекта Российской Федерации путем осуществления права на законодательную инициативу.

2.Федеральная служба судебных приставов России и основные задачи

Федера́льнаяслу́жбасуде́бныхпри́ставов (ФССП Росси́и) — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по обеспечению установленного порядка деятельностисудов, исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а также правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности.

ФССП России подведомственна Минюсту России.

§ обеспечение установленного порядка деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, судов общей юрисдикции иарбитражных судов;

  • осуществление принудительного исполнения судебных актов, а также предусмотренных Федеральным законом «Об исполнительном производстве» актов других органов и должностных лиц;
  • исполнение законодательства об уголовном судопроизводстве по делам, отнесённым уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации к подследственности федерального органа исполнительной власти по обеспечению установленного порядка деятельности судов и исполнению судебных актов и актов других органов.

14. 1.Система судов общей юрисдикции.

Систему судов общей юрисдикции в Российской Федерации составляют федеральные суды общей юрисдикции и суды общей юрисдикции субъектов Российской Федерации.

 К федеральным судам общей юрисдикции относятся:

1) Верховный Суд Российской Федерации;

2) верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суд автономной области, суды автономных округов;

3) районные суды, городские суды, межрайонные суды (далее - районные суды);

4) военные суды, полномочия, порядок образования и деятельности которых устанавливаются федеральным конституционным законом;

5) специализированные суды, полномочия, порядок образования и деятельности которых устанавливаются федеральным конституционным законом.

3. К судам общей юрисдикции субъектов Российской Федерации относятся мировые судьи.

2.Прокурорский надзор. Принципы организации и деятельности прокуратуры

Прокурорский надзор — форма реализации полномочий прокурора по выявлению, устранению и предупреждению нарушений закона.

В соответствии с разделом 3 Федерального закона РФ «О прокуратуре Российской Федерации»[1], выделяют следующие отрасли прокурорского надзора:

  • Надзор за исполнением законов федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) иисполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, военного управления, органами контроля, ихдолжностными лицами, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов, осуществляемый органами прокуратуры
  • Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина органами государственной власти и местного самоуправления, руководителями коммерческих и некоммерческих организаций
  • Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие
  • Надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу

Принципы:

1. Принцип законности.

Принцип законности, присущий всем видам государственной деятельности, применительно к про­курорскому надзору имеет особое содержание, отличное, чем в других видах государственной деятельности, и получает свое выражение в том, что не только вся деятельность прокуратуры строится на основе закона и допустима лишь в формах, предписанных законом, но и сама деятельность должна осуществляться законными методами и протекать в законных формах.

2.Принцип единства прокурорского надзора.

Принцип единства проявляется, во-первых, в единстве задач, которые выполняют Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры, осуществляя надзор за точным и единообразным испол­нением законов. Независимо от того, Генеральный это прокурор РФ или прокурор района, все они обя­заны выполнять задачи по охране политической и экономической системы государства, законных инте­ресов граждан, а также предприятий: учреждений и организаций.

3. Принцип централизации прокурорского надзора.

С принципом единства тесно связан принцип централизации прокурорского надзора, который оз­начает, что подчиненность органов прокуратуры идет только по вертикали— каждый нижестоящий прокурор подчинен вышестоящему, а все прокуроры — Генеральному прокурору РФ.

4. Принцип независимости.

15. 1.Полномочия районного суда.

Уголовные дела от 3 до 15 лет,имущественные споры при цене более 50тыс.,о наследовании имущества,в качестве аппеляционной инстанции по вопросам усыновления,установлении отцовства и материнства,о лишении родит.прав,о признании отцовства,дела с иностр.гражданами и лицами без гражданства,оспаривание третейских судов,процессуальные вопросы,связанные с исполнением приговора,Решения о производстве следственных действий,органовпредварит.расследования.

 

Основное полномочие районного суда - рассмотрение и разрешение уголовных, гражданских и административных дел по первой инстанции, т.е. принятие решения по существу тех преступлений и спорных правонарушений, которые затронуты в соответствующих делах.
По уголовным делам районному суду под судны все дела о преступлениях небольшой, средней тяжести и тяжких преступлениях, кроме рассмотрения некоторых дел об особо тяжких преступлениях: го сударственной измене, терроризме, диверсиях, преступлениях против право судия, убийствах и изнасилований при отягчающих обстоятельствах, отнесенных к ведению вышестоящих судов, а также дел, под судных военным судам и мировым судьям (ст. 31 Уголовно-процессуального кодекса РФ).
Существенно повышены контрольные полномочия районного суда в ходе до судебного производства. Только суд правомочен принимать решения; об аресте и продлении срока содержания под стражей; производстве осмотра жилья при отсутствии согласия проживающих в нем лиц; наложении ареста на корреспонденцию и контроле телефонных переговоров; производстве обыска и наложении ареста на имущество; помещении подозреваемого, обвиняемого, не
находящегося под стражей, в медицинский или психиатрический стационар для проведения экспертизы; временном отстранении обвиняемого от должности (ст. 29 Уголовно-процессуального кодекса РФ).
Во исполнение требований Конституции РФ о праве граждан на тайну телефонных переговоров, почтовых и иных отправлений (п. 2 ст. 23), обеспечении неприкосновенности ЮР жилища (ст. 25) негласные оперативно-розыскные действия в этой сфере могут проводиться только на основании судебного решения.

Значительна по объему работа районного суда по рассмотрению гражданских дел. Прежде всего к ним относятся дела по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых отношений: о взыскании имущественного ущерба, споры по договорам купли-продажи, жилищные споры, о взыскании алиментов на содержание детей, споры о наследстве, восстановлении на работе, взыскании ушерба за причиненный вред и др.

2.Правовой статус адвоката.

Адвокатом является лицо, получившее статус адвоката и право осуществлять адвокатскую деятельность в порядке, установленном Законом об адвокатуре. Статус адвокатской профессии присваивается от имени государства решением квалификационной комиссии, адвокат является независимым советником по правовым вопросам. Статус адвоката присваивается на неопределенный срок – пожизненно.

Территориальные органы Минюста России ведут региональный реестр адвокатов субъекта РФ и выдают им удостоверение, подтверждающее статус адвоката.

Законом установлены основания приостановления и прекращения статуса адвоката.

Приостанавливается статус адвоката по следующим основаниям: его избрание в орган государственной власти или местного самоуправления на период работы на постоянной основе; призыв на военную службу; неспособность более шести месяцев исполнять свои профессиональные обязанности; признание адвоката судом безвестно отсутствующим; принятие судом решения о применении к адвокату принудительных мер медицинского характера.

Прекращается статус адвоката по следующим основаниям: личное заявление в письменной форме о прекращении статуса адвоката; вступление в законную силу решения суда о признании адвоката недееспособным или ограниченно дееспособным; смерть адвоката или вступление в законную силу решения об объявлении его умершим.

Статус адвоката обеспечивается государственными гарантиями его независимости, в частности: запрещается вмешательство в адвокатскую деятельность, осуществляемую в рамках закона, либо препятствование ей.

Уголовное преследование адвоката осуществляется с соблюдением гарантий, предусмотренных УПК.

Главная обязанность адвоката – точно и неуклонно соблюдать требования действующего законодательства, использовать все предусмотренные законом средства и способы защиты прав и законных интересов юридических и физических лиц, обратившихся к нему за помощью.

16. 1.Структура и полномочия суда среднего звена.

К числу судов среднего звена среди судов общей юрисдикции, являющихся общегражданскими судами, относятся: верховный суд республики, краевой (областной) суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа. Всего в Российской Федерации действует 89 судов среднего звена по числу субъектов федерации.

Данные суды являются непосредственно вышестоящими судебными инстанциями по отношению к районным судам, действующим на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Верховный суд республики, краевой (областной) суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа в пределах своей компетенции:

  • рассматривают дела в качестве суда первой и второй инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам;
  • осуществляют надзор за судебной деятельностью районных (городских) народных судов, также изучают и обобщают судебную практику, анализируют судебную статистику;
  • осуществляют другие полномочия, предоставленные им законодательством.

В качестве суда первой инстанции суды среднего звена рассматривают уголовные дела о преступлениях, предусмотренных ч. 2 ст. 105 УК РФ (убийство при отягчающих обстоятельствах), ч. 3 ст. 126 УК РФ (похищение человека, повлекшее тяжкие последствия), ч. 3 ст. 131 УК РФ (изнасилование при особо отягчающих обстоятельствах), ч. 3 ст. 152 (торговля несовершеннолетними, повлекшая тяжкие последствия), ст. 205 УК РФ (терроризм), ст. 275 УК РФ (государственная измена), ст. 276 УК РФ (шпионаж), ст. 279 УК РФ (вооруженный мятеж) и другие, предусмотренные п. 1 ч. 3 ст. 31 УПК РФ.

Суды среднего звена рассматривают в качестве суда первой инстанции также иные уголовные дела, переданные им в порядке ст. 34 и 35 УПК РФ1 в связи с передачей уголовных дел по подсудности, а также изменением территориальной подсудности уголовного дела.

Гражданские дела в качестве судов первой инстанции суды среднего звена могут рассматривать по ходатайству сторон.

Кроме того, суды среднего звена рассматривают по первой инстанции все уголовные и гражданские дела, связанные с государственной тайной.

Рассматривая дела в качестве суда первой инстанции, областной, краевой и иные приравненные к ним суды руководствуются теми же процессуальными нормами и правилами гражданского и уголовного судопроизводства, что и нижестоящие суды, и разрешают дела по существу.

Выступая в качестве судов второй - кассационной - инстанции суды среднего звена осуществляют проверку законности и обоснованности не вступивших в законную силу решений районных и приравненных к ним судов по гражданским и уголовным делам, а также приговоров, вынесенных судами апелляционной инстанции. Поводом для рассмотрения дела в кассационной инстанции является подача жалобы либо представления прокурора на незаконное и необоснованное решение суда первой либо апелляционной инстанции.

Областной, краевой и приравненные к ним суды могут выступать и в качестве надзорной инстанции. При этом они проверяют законность и обоснованность вступивших в силу судебных решений по гражданским и уголовным делам судов первой инстанции, приговоров, вынесенных судами первого звена в качестве апелляционной инстанции, а также кассационных определений, вступивших в законную силу. Эти функции возлагаются на президиум соответствующего суда.

Суды среднего звена вправе проверять законность и обоснованность вступивших в законную силу судебных решений по гражданским и уголовным делам по вновь открывшимся обстоятельствам.

С принятием нового уголовно-процессуального законодательства областной, краевой и приравненные к ним суды приобрели дополнительные полномочия.

Это обусловлено повышением роли суда в уголовном судопроизводстве и расширением его полномочий применительно к досудебным стадиям уголовного судопроизводства.

Так, в соответствии с ч. 3 ст. 109 и ч. 2 ст. 107 УПК РФ только судья областного, краевого и приравненных к ним судам может продлить содержание обвиняемого в совершении особо тяжкого преступления под стражей либо домашний арест на срок свыше 12 месяцев.

Возможность обжалования судебных решений, принятых судьями районных судов в порядке досудебного производства по уголовному делу, предопределила и еще одну функцию судов среднего звена, ранее им не свойственную. Теперь в соответствии с ч. 1 ст. 127 УПК РФ в областной, краевой и приравненные к ним суды могут быть направлены в установленном законом порядке жалобы на судебные решения, принимаемые в ходе досудебного производства по делу, и они должны рассматривать их по существу.

2.Основные задачи Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков.

Основными задачами ФСКН России являются:

1) обеспечение контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и осуществление мер по противодействию их незаконному обороту;
2) выявление, предупреждение, пресечение, раскрытие и предварительное расследование преступлений, а также осуществление производства по делам об административных правонарушениях, которые отнесены законодательством Российской Федерации соответственно к подследственности либо к компетенции органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (далее - органы наркоконтроля);
3) координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту;
4) участие в разработке и реализации государственной политики в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту;
5) создание и ведение единого банка данных по вопросам, касающимся оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также противодействия их незаконному обороту;
6) осуществление в соответствии с международными договорами Российской Федерации взаимодействия и информационного обмена с международными организациями и компетентными органами иностранных государств в области противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также представление интересов Российской Федерации по вопросам противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров в международных организациях.

17. 1.Подсистема военных судов в судебной системе РФ.

Система военных судов Российской Федерации и их полномочия в настоящее время определяются правовыми нормами, содержащимися в главе II Федерального конституционного закона Российской Федерации "О военных судах Российской Федерации".

Военные суды создаются по территориальному принципу по месту дислокации воинских частей и учреждений Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов. То есть они, в отличие от общих судов, организованы не применительно к административно-территориальному делению страны, а в соответствии с устройством и дислокацией Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований.

Военные суды создаются и упраздняются федеральным законом. Они располагаются в открытых для свободного доступа местах. Никакой военный суд не может быть упразднен, если отнесенные законом к его ведению вопросы не были одновременно переданы в юрисдикцию другого суда.

В систему военных судов входят окружные (флотские) военные суды и гарнизонные военные суды (ст. 8 Закона о военных судах). В случае, если воинская часть или воинское формирование дислоцируется за пределами Российской Федерации, по месту их дислокации могут быть созданы военные суды, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации.

В процессуальном отношении система военных судов включает три звена - гарнизонные военные суды, окружные (флотские) военные суды и Военную коллегию Верховного Суда Российской Федерации. В определенных ст. 9 Закона о военных судах случаях решения, принятые военными судами и Военной коллегией, могут быть предметом рассмотрения Кассационной коллегии или Президиума Верховного Суда Российской Федерации.

Основным звеном системы военных судов являются гарнизонные военные суды, которые рассматривают подавляющее большинство дел и материалов, отнесенных законом к компетенции военных судов. Гарнизонные военные суды

наиболее доступны для военнослужащих и теснее других судов связаны с воинскими частями.

Статья 22 Закона о военных судах устанавливает, что гарнизонный военный суд рассматривает в первой инстанции гражданские, административные и уголовные дела, не отнесенные Законом о военных судах к подсудности Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации или окружного (флотского) военного суда.

Также гарнизонный военный суд:

  • 1) рассматривает дела по вновь открывшимся обстоятельствам в отношении решений, приговоров, определений и постановлений, принятых им и вступивших в силу;
  • 2) принимает решения об аресте, о заключении под стражу, содержании под стражей, об ограничении прав на тайну переписки, телефонных и иных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, на неприкосновенность жилища;
  • 3) рассматривает жалобы на действия (бездействие) лица, производящего дознание, следователя, прокурора и принятые ими решения в случаях и порядке, которые установлены федеральным уголовно-процессуальным законом.

Гарнизонный военный суд действует на территории, на которой дислоцируются один или несколько военных гарнизонов.

Окружной (флотский) военный суд действует на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации, на которой дислоцируются воинские части и учреждения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований, входящих в состав военного округа.

Подсудность дел окружному (флотскому) военному суду определена ст. 14 Закона о военных судах. В подсудность судам этого звена уголовные дела отнесены с учетом тяжести возможного уголовного наказания и необходимости обеспечить охрану государственной тайны.

Окружной (флотский) военный суд является судом кассационной инстанции по отношению к гарнизонным военным

судам. Он рассматривает дела по жалобам и протестам на решения, приговоры, определения и постановления гарнизонных военных судов, принятые ими в первой инстанции и не вступившие в силу.

Суды этого звена являются и судами надзорной инстанции по отношению к гарнизонным военным судам. Президиум окружного (флотского) военного суда в соответствии с п. 3 ст. 14 Закона о военных судах рассматривает дела по протестам на решения, приговоры, определения и постановления гарнизонных военных судов, вступившие в силу. Кроме того, этот же суд рассматривает дела по протестам на определения и постановления окружного (флотского) военного суда, вступившие в силу.

Подсудность дел Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации определена ст. 9 Закона о военных судах.

Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в качестве суда кассационной инстанции рассматривает дела по жалобам и протестам на решения, приговоры, определения и постановления окружных (флотских) военных судов, принятые ими в первой инстанции и не вступившие в силу.

В качестве суда надзорной инстанции Военная коллегия рассматривает дела по протестам на приговоры, решения, определения и постановления военных судов, вступившие в силу.

Военная коллегия рассматривает дела по вновь открывшимся обстоятельствам, в отношении решений и приговоров Военной коллегии, вступивших в силу.

Решения, приговоры, определения и постановления Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, принятые ею в первой инстанции и не вступившие в законную силу, по жалобам и представлениям в кассационном порядке рассматривает Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации. Право участников процесса на обжалование в кассационном и апелляционном порядке судебных решений и полномочия прокурора на принесение представления на незаконное и необоснованное решение суда в гражданском и уголовном судопроизводстве определены соответственно в ст. 282 ГПК РСФСР и в ст. 354 УПК РФ.

Вступившие в законную силу судебные решения Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, а также соответствующие акты военных судов в соответствии с процессуальным законодательством могут быть пересмотрены по надзорным представлениям тех должностных лиц, которым такое право предоставлено.

Так, в соответствии со ст. 402 УПК РФ пересмотр в порядке надзора вступивших в законную силу приговоров, определений и постановлений суда по уголовному делу допускается по надзорному представлению прокурора. С учетом предусмотренных ч. 2 и 5 ст. 407 УПК РФ обязательного участия прокурора в судебном заседании, его выступления в обоснование своего представления и дачи заключения по надзорным жалобам других участников процесса можно сделать вывод, что приносить надзорные представления вправе прокуроры, равные по уровню и территориальной юрисдикции судам, в которых эти представления подлежат рассмотрению, либо вышестоящие прокуроры: в президиум верховногосуда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа надзорное представление вносит прокурор соответствующего субъекта РФ или его заместители, в Судебную коллегию по уголовным делам и Военную коллегию Верховного Суда РФ - Генеральный прокурор или его заместители, в Президиум Верховного Суда РФ - Генеральный прокурор РФ.

В порядке надзора может быть пересмотрено любое судебное решение по уголовному делу, кроме:

  • постановления Президиума Верховного Суда РФ;
  • оправдательного приговора, определения или постановления о прекращении уголовного дела (ст. 405 УПК РФ);
  • постановлений судьи Верховного Суда РФ о направлении дела по подсудности, о назначении предварительного слушания, о возвращении уголовного дела прокурору, о приостановлении производства по уголовному делу (ст. 403 УПК РФ).

Аналогичным образом регламентированы полномочия соответствующих должностных лиц по принесению протеста на вступившие в законную силу судебные решения и в Гражданском процессуальном кодексе РСФСР (ст. 320).

Статья 11 (ч. 2 п. 1, 2) Закона о военных судах наделяет председателя Военной коллегии полномочиями приносить протесты:

  • в Президиум Верховного Суда Российской Федерации на решения, приговоры, определения и постановления Военной коллегии, вступившие в законную силу:
  • в Военную коллегию и президиумы окружных (флотских) военных судов на решения, приговоры, определения и постановления военных судов, вступившие в силу.

В соответствии со ст. 19 Закона о военных судах председатель окружного (флотского) военного суда приносит протесты на решения, приговоры, определения и постановления соответствующих гарнизонных военных судов и окружных (флотских) военных судов, вступившие в силу.

Право пересмотра вступивших в силу решений, приговоров, определений и постановлений Военной коллегии принадлежит Президиуму Верховного Суда Российской Федерации.

Вступившие в силу решения, приговоры, определения и постановления военных судов вправе пересматривать соответствующие вышестоящие судебные учреждения (см. ст. 403 УПК РФ, ст. 321 ГПК РСФСР). Дела по вновь открывшимся обстоятельствам в отношении решений, приговоров, определений и постановлений, вступивших в силу, рассматриваются тем же военным судом, который их принимал (ст. 9, 14, 22 Закона о военных судах).

Глава II Закона о военных судах определяет полномочия должностных лиц, возглавляющих соответствующие суды или их структурные подразделения.

В соответствии со ст. 11 Закона о военных судах председатель Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации является заместителем Председателя Верховного Суда Российской Федерации и назначается на должность Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

Закон о военных судах следующим образом определяет внутреннюю структуру Военной коллегии и военных судов.

Военная коллегия Верховного Суда образуется в составе председателя, его заместителя, председателей судебных составов и других судей Верховного Суда Российской Федерации, входящих в Военную коллегию. В Военной коллегии могут быть образованы судебные составы.

Окружной (флотский) военный суд образуется в составе председателя, его заместителей, заместителей председателя - председателей судебных коллегий и судебных составов и других судей. В окружном (флотском) военном суде имеются президиум, а также могут быть образованы судебные коллегии и (или) судебные составы.

В гарнизонном военном суде, который образуется в составе председателя, его заместителей и других судей, внутренних подразделений, обладающих разными процессуальными полномочиями, не имеется.

Состав Военной коллегии и военных судов при рассмотрении судебных дел регулируют ст. 10, 15, 23 Закона о военных судах.

Выполняя возложенные законом полномочия, окружной (флотский) военный суд в первой инстанции рассматривает дела в следующем составе: гражданские и административные дела рассматривает судья единолично либо коллегия, состоящая из трех судей; уголовные дела рассматривают.

коллегия, состоящая из трех судей, либо судья и коллегия из двенадцати присяжных заседателей.

Окружной (флотский) военный суд рассматривает дела по жалобам и протестам на решения, приговоры, определения и постановления гарнизонных военных судов, принятые ими в первой инстанции и не вступившие в силу, а также жалобы и протесты на решения гарнизонных военных судов об аресте, о заключении под стражу, содержании под стражей, об ограничении прав на тайну переписки, телефонных и иных переговоров, почтовых, телеграфныхи иных сообщений, на неприкосновенность жилища, на действия (бездействие) лица, производящего дознание, следователя, прокурора, принятые ими решения, коллегией, состоящей из трех судей. Окружной (флотский) военный суд рассматривает на заседаниях президиума дела по протестам на решения, приговоры, определения и постановления гарнизонных военных судов, вступившие в силу, а также на определения и постановления, принятые окружным (флотским) военным судом во второй инстанции.

Гарнизонный военный суд рассматривает подсудные ему гражданские и административные дела в составе одного судьи либо коллегии, состоящей из судьи и народных заседателей, если какая-либо из сторон заявит соответствующее ходатайство. Уголовные дела в гарнизонном военном суде рассматривает судья единолично либо коллегия, состоящая из трех судей, при наличии заявленного до начала судебного следствия ходатайства подсудимого. Судья гарнизонного военного суда единолично принимает решения об аресте, о заключении под стражу, содержании под стражей, об ограничении прав на тайну переписки, телефонных и иных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, на неприкосновенность жилища, а также рассматривает жалобы на действия (бездействие) лица, производящего дознание, следователя, прокурора и принятые ими решения в случаях и в порядке, которые установлены федеральным уголовно-процессуальным законом.

2.Правовой статус сотрудников органов по контролю за оборотом наркотиков.

 

18. 1.Верховный Суд Российской Федерации: структура и полномочия.

Структура Верховного Суда Российской Федерации. Верховный Суд действует в составе следующих судебных структур: Пленума, Президиума, Кассационной коллегии, Судебной коллегии по гражданским делам, Судебной коллегии по уголовным делам, Военной коллегии и судебных составов.

Создаваемые в судебных коллегиях составы для рассмотрения судебных дел могут образовываться по предметному или территориальному признаку.

В состав Пленума включаются Председатель Верховного Суда Российской Федерации, его заместители, все члены Верховного Суда Российской Федерации. В заседаниях Пленума участвуют Генеральный прокурор Российской Федерации и Министр юстиции Российской Федерации.

Пленум созывается не реже одного раза в четыре месяца. Заседания Пленума правомочны при наличии не менее двух третей его состава.

Основной задачей Пленума Верховного Суда Российской Федерации является дача разъяснений по вопросам практики применения законодательства.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации в соответствии с ч. 1 ст. 93 Конституции дает заключение о наличии либо отсутствии в действиях Президента Российской Федерации признаков государственной измены или иного тяжкого преступления. Федеральный конституционный закон "О Верховном Суде Российской Федерации" должен установить процессуальный порядок исполнения Пленумом Верховного Суда Российской Федерации указанной конституционной обязанности.

Президиум Верховного Суда Российской Федерации - высшая судебная инстанция в системе судов общей юрисдикции. Президиум состоит из 13 судей и утверждается Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации, основанному на представлении Председателя Верховного Суда Российской Федерации и заключении квалификационной коллегии судей этого суда. Председатель Верховного Суда и его заместители, председатели Кассационной коллегии, Судебной коллегии по гражданским делам, Судебной коллегии по уголовным делам, Военной коллегии входят в состав Президиума по должности, остальные члены Президиума назначаются Советом Федерации в указанном выше порядке.

Заседания Президиума Верховного Суда Российской Федерации проводятся не реже одного раза в месяц и правомочны при наличии большинства членов Президиума.

Президиум Верховного Суда Российской Федерации определяет количественный состав верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, а также военных судов по представлению Генерального директора Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, согласованном с президиумом соответствующего суда.

Структурными подразделениями, выполняющими основной объем судебной работы в Верховном Суде Российской Федерации, являются: Кассационная коллегия, Судебная

коллегия по гражданским делам, Судебная коллегия по уголовным делам и Военная коллегия. Составы судебных коллегий утверждаются по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации Пленумом Верховного Суда Российской Федерации из числа судей Верховного Суда Российской Федерации.

Судебные коллегии рассматривают в пределах своих полномочий дела в качестве суда первой инстанции, в кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам; вправе обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о конституционности закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле; обобщают судебную практику и анализируют судебную статистику.

Согласно ст. 62 Закона о судоустройстве Кассационная коллегия Верховного Суда Российский Федерации состоит из председателя Кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, 12 членов из числа судей Верховного Суда Российской Федерации и утверждается Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации, основанному на представлении Председателя Верховного Суда Российской Федерации и положительном заключении квалификационной коллегии судей Верховного Суда Российской Федерации.

Реализуя предоставленные ей полномочия, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации:

  • 1) рассматривает в качестве суда второй инстанции гражданские и уголовные дела по жалобам и протестам на решения, приговоры, определения, вынесенные Судебной коллегией по гражданским делам, Судебной коллегией по уголовным делам и Военной коллегией Верховного Суда Российской Федерации в качестве суда первой инстанции, и на постановления судей этого суда;
  • 2) рассматривает в пределах своих полномочий судебные дела по вновь открывшимся обстоятельствам.

По гражданским делам Верховный Суд Российской Федерации может изъять любое дело из нижестоящего суда и принять его к своему производству в качестве суда первой инстанции.

Организация и компетенция Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации детально регулируются Федеральным конституционным законом от 23 июня 1999 г. № 1-ФКЗ "О военных судах Российской Федерации". В ст. 9-12 указанного Закона рассмотрены все основные вопросы деятельности этого высшего звена системы военных судов.

Председатель Верховного Суда Российской Федерации наделен широкими полномочиями по направлению и организации работы возглавляемого им суда.

Судьи Верховного Суда Российской Федерации вправе осуществлять следующие полномочия:

  • 1) рассматривать дела по первой и второй инстанции, в порядке надзора и ввиду вновь открывшихся обстоятельств;
  • 2) председательствовать по поручению председателей либо заместителей председателей в судебных составах судебной коллегии при рассмотрении дел по второй инстанции, в порядке надзора и ввиду вновь открывшихся обстоятельств, а также по поручению Председателя Верховного Суда Российской Федерации либо председателя соответствующей судебной коллегии председательствовать в рассмотрении дел по первой инстанции;
  • 3) по поручению Председателя Верховного Суда Российской Федерации докладывать дела на заседаниях Президиума Верховного Суда Российской Федерации;
  • 4) участвовать в обобщении судебной практики и анализе судебной статистики; знакомиться непосредственно в судах общей юрисдикции с практикой применения федерального законодательства;
  • 5) участвовать в подготовке законопроектов и иных материалов, выносимых на рассмотрение Пленума Верховного Суда Российской Федерации, и по поручению Председателя Верховного Суда Российской Федерации докладывать их на заседании Пленума Верховного Суда Российской Федерации.

Компетенция Верховного Суда Российской Федерации. Являясь высшим судебным органом Российской Федерации по гражданским, административным, уголовным делам, подсудным судам общей юрисдикции, Верховный Суд Российской Федерации вправе осуществлять и иные функции, отнесенные к его компетенции Конституцией, Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации".

Осуществляя правосудие, Верховный Суд Российской Федерации выступает в качестве суда первой инстанции по делам, отнесенным к его подсудности, в качестве суда

второй инстанции по делам, рассмотренным по первой инстанции судебными коллегиями Верховного Суда Российской Федерации и высшими судами субъектов Федерации, в качестве суда надзорной инстанции по рассмотрению судебных актов, вступивших в законную силу, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам.

К подсудности Верховного Суда Российской Федерации в качестве суда первой инстанции закон относит следующие дела:

  • 1) о преступлениях, в совершении которых обвиняется судья, если судьей заявлено соответствующее ходатайство, а также уголовные дела особой важности или особого общественного значения, которые Верховный Суд Российской Федерации вправе принять к своему рассмотрению при наличии ходатайства обвиняемого;
  • 2) об оспаривании как несоответствующих федеральному закону нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, а также нормативных правовых актов иных федеральных органов исполнительной власти, федеральных государственных органов, касающихся прав, свобод и охраняемых законом интересов граждан и объединений;
  • 3) об оспаривании постановления о приостановлении или прекращении полномочий судьи либо прекращении отставки судьи;
  • 4) о приостановлении или прекращении деятельности российских и международных общественных объединений;
  • 5) об оспаривании решений и действий (бездействия) Центральной избирательной комиссии Российской Федерации по подготовке и проведению референдума Российской Федерации, выборов Президента Российской Федерации и депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (за исключением решений, принимаемых по жалобам на решения и действия (бездействие) нижестоящих избирательных комиссий);
  • 6) по разрешению разногласий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также между органами государственной власти субъектов Российской Федерации, переданных Верховному Суду Российской Федерации Президентом Российской Федерации в соответствии со ст. 85 Конституции;
  • 7) иные гражданские и административные дела, имеющие важное государственное или международное значение, которые Верховный Суд вправе принять к своему производству по собственной инициативе.

Верховный Суд Российской Федерации рассматривает в качестве суда второй инстанции дела по жалобам и протестам на решения верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, окружных военных судов, принятые ими в качестве суда первой инстанции и не вступившие в силу. Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации рассматривает как суд второй инстанции решения Верховного Суда Российской Федерации, принятые им в качестве суда первой инстанции и не вступившие в силу.

Верховный Суд Российской Федерации рассматривает дела по жалобам и протестам на решения судов общей юрисдикции, вступившие в силу; рассматривает по вновь открывшимся обстоятельствам дела в отношении решений Верховного Суда Российской Федерации, вступивших в законную силу.

Научно-консультативный совет и Судебный департамент
при Верховном Суде Российской Федерации

Особую структуру, обеспечивающую деятельность Верховного Суда Российской Федерации, представляет Научно-консультативный совет. Правовой основой его деятельности является Положение о Научно-консультативном совете при Верховном Суде Российской Федерации, утвержденное

постановлением Пленума от 11 декабря 1968 г. № 45 (с изменениями, внесенными постановлением Пленума от 20 декабря 1983 г. № 10, в редакции постановления Пленума от 21 декабря 1993 г. № 11, с изменениями и дополнениями, внесенными постановлением Пленума от 25 октября 1996 г. № 10).

Научно-консультативный совет при Верховном Суде Российской Федерации представляет собой совещательный орган, в задачу которого входит разработка научно обоснованных рекомендаций по принципиальным вопросам судебной практики. Деятельность Научно-консультативного совета призвана содействовать укреплению законности при осуществлении правосудия. Его задачи состоят в изучении вопросов, возникающих в судебной практике, и разработке соответствующих рекомендаций:

  • а) по проектам разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по применению действующего законодательства, по материалам обобщений судебной практики и судебной статистики;
  • б) по проектам представлений по вопросам, подлежащим разрешению в законодательном порядке или в порядке толкования законов;
  • в) по проектам инструкций, методических писем и иных документов, разрабатываемых Верховным Судом Российской Федерации;
  • г) по вопросам правового характера, возникающим в судебной практике.

2.Органы внешней разведки: Разведывательная деятельность.

Слу́жбавне́шнейразве́дки Российской Федерации (СВР России) — основной орган внешней разведки Российской Федерации

Федеральный закон "О внешней разведке"10 января 1996 года № 5-ФЗ


















Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: