Принципы деятельности полиции

Статья 5. Соблюдение и уважение прав и свобод человека и гражданина

1. Полиция осуществляет свою деятельность на основе соблюдения и уважения прав и свобод человека и гражданина.

2. Деятельность полиции, ограничивающая права и свободы граждан, немедленно прекращается, если достигнута законная цель или выяснилось, что эта цель не может или не должна достигаться путем ограничения прав и свобод граждан.

3. Сотруднику полиции запрещается прибегать к пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению. Сотрудник полиции обязан пресекать действия, которыми гражданину умышленно причиняются боль, физическое или нравственное страдание.

Статья 7. Беспристрастность

 

1. Полиция защищает права, свободы и законные интересы человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

 

Статья 8. Открытость и публичность

 

1. Деятельность полиции является открытой для общества в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве, о производстве по делам об административных правонарушениях, об оперативно-разыскной деятельности, о защите государственной и иной охраняемой законом тайны, а также не нарушает прав граждан, общественных объединений и организаций.

Статья 10. Взаимодействие и сотрудничество

1. Полиция при осуществлении своей деятельности взаимодействует с другими правоохранительными органами, государственными и муниципальными органами, общественными объединениями, организациями и гражданами.

2. Полиция при выполнении возложенных на нее обязанностей может использовать возможности государственных и муниципальных органов, общественных объединений и организаций в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Структура

В структуре органов внутренних дел, как правило, существуют следующие виды подразделений, на основе которых строятся структуры управления[20]:

  • Министерство внутренних дел (МВД) — центральный орган управления в системе правоохранительных органов Российской Федерации. Федеральное министерство, подчинённое напрямую Президенту Российской Федерации. Осуществляет общее централизованное руководство всеми органами внутренних дел и внутренними войсками в стране. Во главе — Министр внутренних дел Российской Федерации, воинское (специальное) звание, соответствующее штатной должности — генерал-полковник — генерал армии.
  • Департамент, Главное управление, Управление — подразделение Министерства, осуществляющее руководство органами и войсками внутренних дел в пределах функциональной компетенции: Департамент уголовного розыска, Департамент собственной безопасности, Департамент охраны общественного порядка, Департамент по борьбе с организованной преступностью, Департамент экономической безопасности, Организационно-инспекторский департамент, Правовой департамент, Департамент тыла, Финансово-экономический департамент, Главное командование (Главкомат) внутренних войск МВД РФ (на правах департамента). Департамент осуществляет руководство подчинёнными подразделениями органов и войск внутренних дел: Округами внутренних войск, Главными управлениями, Управлениями и отделами внутренних дел.
  • Главное управление МВД России (ГУ МВД России) — осуществляет руководство органами внутренних дел в пределах своей компетенции, ограниченной либо территориально (ГУ МВД по субъекту Федерации), либо функционально (отвечает за определённый круг задач органов внутренних дел:Главное управление по борьбе с экономическим преступлениями — подразделение в составе центрального аппарата министерства). ГУ МВД стоят над управлениями (УМВД) или отделами МВД России (ОМВД). В Субъектах РФ, имеющих численность населения более 2-х млн. человек или особый статус в силу определённых обстоятельств, как правило, осуществляют свою деятельность Главные управления МВД России (ГУ МВД по г. Москве, ГУ МВД по Московской области и т. п.). Округа внутренних войск приравниваются по оргштатной структуре ГУ МВД. Руководитель ГУ МВД, как правило, имеет специальное звание генерал-лейтенант — генерал-полковник.
  • Управление МВД России (УМВД) — орган управления в системе внутренних дел, имеет статус ниже ГУ МВД, но выше отделов МВД России. Бывают территориальные, функциональные в составе Министерства или ГУ МВД. По своей штатной структуре приравниваются, как правило дивизии внутренних войск, во главе: генерал-майор (редко — генерал-лейтенант). Если УМВД входит в состав вышестоящего ГУ МВД, тогда по штату равны бригаде, начальник УВД — полковник.
  • Министерство внутренних дел субъекта Российской Федерации — осуществляет общее руководство органами внутренних дел в пределах данного субъекта федерации. В зависимости от штатной структуры, определяемой численностью населения и прочими факторами, приравнивается к ГУ МВД или УМВД субъектов федерации.
  • Отдел МВД России (ОМВД). Основной орган управления в системе внутренних дел РФ. Подчиняется вышестоящему территориальному УМВД,или напрямую УМВД (ГУ МВД) субъекта федерации как правило являются территориальными (ОМВД района, города областного подчинения), осуществляет руководство всей деятельностью по обеспечению правопорядка в пределах компетенции органов внутренних дел в пределах административной территории;
  • Отдел полиции (ОП) — территориальное подразделение внутри отдела или управления МВД России.

26. 1.Федеральные арбитражные суды округов и их полномочия

Статья 24. Федеральные арбитражные суды округов

1. Федеральные арбитражные суды округов являются судами по проверке в кассационной инстанции законности вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов субъектов Российской Федерации и арбитражных апелляционных судов, а в случаях, установленных федеральными законами, - судебных актов, принятых судами кассационной инстанции, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом. Федеральные арбитражные суды округов являются также судами первой инстанции по рассмотрению заявлений о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок по делам, рассматриваемым арбитражными судами, или за нарушение права на исполнение судебных актов в разумный срок, принятых арбитражными судами.

Статья 26. Полномочия федерального арбитражного суда округа

 

Федеральный арбитражный суд округа:

проверяет в кассационной инстанции законность судебных актов по делам, рассмотренным арбитражными судами субъектов Российской Федерации и арбитражными апелляционными судами, а в случаях, установленных федеральными законами, - судебных актов, принятых судами кассационной инстанции, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом;

(в ред. Федеральных конституционных законов от 04.07.2003 N 4-ФКЗ, от 30.04.2010 N 3-ФКЗ, от 06.12.2011 N 4-ФКЗ)

пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты;

обращается в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в рассматриваемом им деле;

изучает и обобщает судебную практику;

подготавливает предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов;

анализирует судебную статистику;

рассматривает в качестве суда первой инстанции заявления о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок по делам, рассматриваемым арбитражными судами, или за нарушение права на исполнение судебных актов в разумный срок, принятых арбитражными судами.

2.Система и основные направления деятельности органов внутренних дел.

Систему органов МВД РФ составляют:

1. Органы внутренних дел, составными частями которой являются:

  • 1.1. Криминальная милиция;
  • 1.2. Милиция общественной безопасности;
  • 1.3. Органы предварительного следствия МВД РФ.

2. Внутренние войска (ВВ МВД РФ), состоящие из округов, соединений, воинских частей, военных образовательных учреждений, учреждений обеспечения деятельности ВВ, органов управления ВВ.

В управленческом аспекте систему органов внутренних дел РФ составляют:

  • МВД республик в составе РФ;
  • главные управления, управления и отделы внутренних дел субъектов РФ;
  • УВД городов, районов, линейные УВД и ОВД, отделения внутренних дел на железнодорожном, водном и воздушном транспорте;
  • УВД и ОВД на особо важных и режимных объектах.

В систему органов внутренних дел РФ также входят: территориальные органы управления учреждениями с особыми условиями хозяйственной деятельности, окружные управления материально-технического и военного снабжения, образовательные, научно-исследовательские учреждения и иные подразделения, созданные для осуществления задач, возложенных на органы внутренних дел и внутренние войска.

Основные задачи МВД РФ1:

  • разработка и принятие в пределах своей компетенции мер по защите прав и свобод человека и гражданина, защита объектов независимо от форм собственности, обеспечение общественного порядка и общественной безопасности;
  • организация и осуществление мер по предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений, выявление, раскрытие и расследование преступлений;
  • руководство ОВД и ВВ в целях выполнения возложенных на них задач и принятие мер по совершенствованию их деятельности;
  • совершенствование нормативной правовой основы деятельности ОВД и ВВ, обеспечение законности их деятельности;
  • совершенствование работы с кадрами, их профессиональной подготовки, обеспечение правовой и социальной защищенности сотрудников и военнослужащих системы МВД РФ;
  • развитие и укрепление материально-технической базы ОВД и ВВ.

МВД РФ возглавляет министр внутренних дел, который, так же как и его первые заместители и заместители, назначается на должность и освобождается от нее Президентом РФ по предложению Председателя Правительства РФ. Руководители Главных управлений МВД РФ по федеральным округам назначаются на должность и освобождаются от нее Президентом РФ по представлению министра внутренних дел РФ.

В состав центрального аппарата МВД РФ входят:

  • Служба криминальной милиции;
  • Служба общественной безопасности;
  • Служба тыла;
  • Главное управление кадров;
  • Главное организационно-инспекторское управление;
  • Главное правовое управление;
  • Главное управление собственной безопасности;
  • Управление делами;
  • Управление информации;
  • Управление региональных и общественных связей;
  • Управление международного сотрудничества;
  • Управление мобилизационной подготовки;
  • Следственный комитет при МВД РФ;
  • Главное командование ВВ.

Сотрудники органов внутренних дел являются государственными служащими, имеют статус лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел. Порядок прохождения службы сотрудниками МВД РФ регулируется Положением о службе в ОВД РФ1. Во внутренних войсках МВД РФ законом предусмотрена военная служба.

В соответствии с ч. 1 ст. 1 Закона РФ "О милиции" милиция в РФ - это система государственных органов исполнительной власти, призванных в пределах своей компетенции защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, интересы общества и государства от противоправных посягательств.

Криминальная милиция подчиняется МВД РФ и содержится за счет федерального бюджета. Милиция общественной безопасности подчиняется МВД РФ и соответствующим органам исполнительной власти субъектов Федерации, содержится за счет федерального бюджета и бюджета субъекта РФ.

Основные задачи криминальной милиции2:

  • 1) выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, по делам о которых производство предварительного следствия обязательно;
  • 2) организация и осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания, без вести пропавших и иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством РФ;
  • 3) производство дознания по уголовным делам;

27. 1.Понятие и общая характеристика органов судейского сообщества, порядок их деятельности.

Независимость, самостоятельность и определенная обособленность в устройстве и деятельности судебной власти продиктованы потребностью законного и справедливого осуществления правосудия. Указанные качества не исчерпывают отличительных характеристик судебной власти и ее носителей от других ветвей государственной власти и их органов. Их наличие по отношению к судебной власти важно не только применительно к ее процессуальной деятельности, но и по отношению к организации судебной власти. От решения как раз организационных вопросов во многом зависит надлежащее судопроизводство? Стороны в судопроизводстве и иные заинтересованные лица, в том числе и вне производства по конкретному делу, используют различные возможности (иногда и незаконного характера), чтобы повлиять на суд, судью и добиться вынесения решения в свою пользу. Эти и другие обстоятельства учитываются законодателем, и поэтому вопросы, касающиеся внутренней организации, функционирования, кадровой политики, обеспечения качественного осуществления правосудия отнесены к ведению и решаются самим судейским сообществом в лице его органов. С учетом важности внутренней, организационной составляющей существования судебной власти принят Федеральный закон от

14 февраля 2002 г. "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации"1.

Под судейским сообществом согласно названному закону понимается организация судей федеральных судов и судов субъектов Российской Федерации, составляющих судебную систему Российской Федерации.

Основной "ячейкой" судейского сообщества является судья. Нахождение в судейском сообществе определяется с момента принесения присяги судьей и до вступления в силу решения о прекращении полномочий судьи. Исключение составляет прекращение полномочий в связи с почетным уходом или почетным удалением судьи в отставку. Находящийся в отставке судья остается пребывать в судейском сообществе до прекращения отставки. Пребывающий в отставке судья является полноправным членом судейского сообщества. Однако он не вправе избирать членов квалификационных коллегий судей и не может быть избранным в состав квалификационных коллегий судей от судейского сообщества.

Судейское сообщество вправе формировать для выражения интересов судей органы судейского сообщества. Высшим органом судейского сообщества в соответствии со ст. 1 Закона о судебной системе выступает Всероссийский съезд судей, который формирует в свою очередь Совет судей Российской Федерации и Высшую квалификационную коллегию судей Российской Федерации. Кроме того, к органам судейского сообщества относятся: конференции судей субъектов Российской Федерации; советы судей субъектов Российской Федерации; общие собрания судей судов; квалификационные коллегии судей субъектов Российской Федерации (ст. 3 Закона об органах судейского сообщества).

Законодательством определены принципы организации и деятельности органов судейского сообщества. Основным содержанием принципов является их демократизм в выработке,

принятии решений и проведении их в жизнь. К первой из двух групп принципов отнесены выборность, сменяемость и подотчетность органам, их избравшим. Квалификационные коллегии судей не подотчетны органам, их избравшим, за принятые решения. Деятельность органов судейского сообщества основывается на коллегиальности, гласности, при неукоснительном соблюдении принципов независимости судей и невмешательства в судебную деятельность.

Основными задачами органов судейского сообщества являются1:

  • 1) содействие в совершенствовании судебной системы и судопроизводства;
  • 2) защита прав и законных интересов судей;
  • 3) участие в организационном, кадровом и ресурсном обеспечении судебной деятельности;
  • 4) утверждение авторитета судебной власти, обеспечение выполнения судьями требований, предъявляемых кодексом судейской этики. На современном этапе, как отмечалось в постановлении V Всероссийского съезда судей РФ, усилия федеральных органов государственной власти и судейского сообщества должны быть направлены на:
  • укрепление независимости и самостоятельности судов при тесном взаимодействии органов судейского сообщества с органами законодательной и исполнительной власти как в центре, так и на местах;
  • завершение с учетом общепризнанных принципов и норм международного права работы по созданию полноценной законодательной базы о деятельности судов и статусе судей, включая необходимость внесения изменений и дополнений в действующие законодательные акты, в том числе в Федеральные законы "О народных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации" (в части порядка формирования корпуса народных заседателей) и "О мировых судьях в Российской Федерации" (в части организационного обеспечения деятельности мировых судей);
  • совершенствование уголовно-процессуального законодательства, введение сокращенного порядка судебногг следствия и института "соглашения о признании вины" в предусмотренных законом случаях (в настоящее время введен в новом УПК РФ); утверждение состязательности процесса, при которой обязанность по сбору доказательств обвинения, представлению их суду и обеспечению возможности исследования этих доказательств в судебном заседании возлагается на прокурора (реализовано в новом УПК РФ);
  • совершенствование гражданского и арбитражного процессуального законодательства, предусмотрев процедуры досудебного урегулирования споров, упрощение судебной процедуры по указанным в законе категориям дел;
  • разработку и принятие Административно-процессуального кодекса Российской Федерации;
  • принятие законодательных актов, обеспечивающих реализацию положений ст. 48 Конституции РФ о праве каждого на получение квалифицированной юридической помощи, предусмотрев многообразие форм ее оказания, в том числе путем учреждения муниципальной адвокатуры как гарантии доступности юридической помощи для неимущих и малоимущих;
  • развертывание повсеместно работы судов присяжных и мировых судей, создание административной юстиции и совершенствование процедуры рассмотрения дел, вытекающих из административно-правовых отношений;
  • укрепление судебной системы высококвалифицированными кадрами судей и работников аппаратов судов;
  • обеспечение судов необходимыми финансовыми средствами и материально-техническими ресурсами;
  • обеспечение охраны судов и безопасности судей не только путем практической реализации положений Федерального закона "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов", включая необходимость формирования специальных подразделений МВД России в целях обеспечения безопасности судей, но и путем передачи Судебному департаменту при Верховном Суде РФ из ведения Минюста России службы судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов;
  • разрешение проблем, связанных со страхованием, с выплатой денежного содержания семьям погибших (умерших) судей, в том числе пребывавших в отставке;
  • обеспечение судей жилыми помещениями в установленном законом порядке;
  • повышение требовательности к судьям по выполнению ими своего профессионального долга и соблюдению кодекса чести судьи Российской Федерации;
  • обеспечение реализации принципа гласности правосудия, в том числе путем взаимодействия судов со средствами массовой информации.

2. Понятие и формы предварительного расследования.

Предварительное расследование — вторая стадия уголовного процесса, следующая за стадией возбуждения уголовного дела.Органы предварительного расследования обязаны выяснить обстоятельства совершенного преступления: личность обвиняемого; степень его вины; мотив преступления; размер причиненного ущерба; причины и условия, способствующие совершению преступления и др. Установление названных обстоятельств и их оценка являются предварительными, поскольку лицо в соответствии со ст.49 Конституции Российской Федерации может быть признано виновным только вступившим в законную силу приговором Суда.

Частью 1 ст. 150 УПК РФ определяется, что предварительное расследование производится в одной из двух форм —предварительного следствия или дознания.

Дознание имеет упрощенную по сравнению с предварительным следствием процедуру и применяется для менее тяжких преступлений. Та же 150-я статья УПК устанавливает правила, по которым выбирается одна из этих форм. В частности, 3-я часть этой статьи задает список преступлений (путём перечисления соответствующих статей УК РФ), расследование которых, как правило, производится в форме дознания.

28. 1.Высший арбитражный Суд РФ, его состав и полномочия.

Статья 9. Высший Арбитражный Суд Российской Федерации

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Статья 10. Полномочия Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации

Постановлением Конституционного Суда РФ от 17.01.2008 N 1-П пункт 1 статьи 10 данного документа признан не противоречащим Конституции РФ в части, не допускающей обжалование в кассационном порядке решений и определений ВАС РФ, вынесенных им в качестве суда первой инстанции, по делам об оспаривании нормативных правовых актов Президента РФ, Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

1. Высший Арбитражный Суд Российской Федерации:

1) рассматривает в пределах своей компетенции, определенной федеральным законом, дела в качестве суда первой инстанции;

(пп. 1 в ред. Федерального конституционного закона от 06.12.2011 N 4-ФКЗ)

2) рассматривает в порядке надзора дела по проверке вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов в Российской Федерации;

(пп. 2 в ред. Федерального конституционного закона от 04.07.2003 N 4-ФКЗ)

3) пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты;

4) обращается в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности указанных в части 2 статьи 125 Конституции Российской Федерации законов, иных нормативных актов и договоров;

обращается в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в деле, рассматриваемом им в любой инстанции;

5) изучает и обобщает практику применения арбитражными судами законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, дает разъяснения по вопросам судебной практики;

6) разрабатывает предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

7) ведет судебную статистику и организует работу по ее ведению в арбитражных судах;

8) осуществляет меры по созданию условий для судебной деятельности арбитражных судов, в том числе по их кадровому, организационному, материально-техническому и иным видам обеспечения;

9) решает в пределах своей компетенции вопросы, вытекающие из международных договоров Российской Федерации;

9.1) решает вопросы образования постоянных судебных присутствий арбитражных судов;

(пп. 9.1 введен Федеральным конституционным законом от 04.07.2003 N 4-ФКЗ)

10) осуществляет другие полномочия, предоставленные ему Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным конституционным законом и другими федеральными конституционными законами.

2. Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации принадлежит право законодательной инициативы по вопросам его ведения.

3. По вопросам внутренней деятельности арбитражных судов в Российской Федерации и взаимоотношений между ними Высший Арбитражный Суд Российской Федерации принимает регламент, обязательный для арбитражных судов в Российской Федерации.

Статья 11. Состав Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации

1. Высший Арбитражный Суд Российской Федерации действует в составе:(в ред. Федерального конституционного закона от 04.07.2003 N 4-ФКЗ)

Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;

Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;

судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений;

судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений.

2. В составе Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по решению Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации могут быть образованы иные судебные коллегии по рассмотрению отдельных категорий дел.

(п. 2 введен Федеральным конституционным законом от 04.07.2003 N 4-ФКЗ)

2.Основания и порядок прекращения полномочий Уполномоченного по правам человека.

1. Уполномоченный не может являться депутатом Государственной Думы, членом Совета Федерации или депутатом законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации, находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой или неоплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной либо иной творческой деятельности.

2. Уполномоченный не вправе заниматься политической деятельностью, быть членом политической партии или иного общественного объединения, преследующего политические цели.

3. Уполномоченный обязан прекратить деятельность, несовместимую с его статусом, не позднее 14 дней со дня вступления в должность. В случае, если в течение указанного срока Уполномоченный не выполнит установленные требования, его полномочия прекращаются и Государственная Дума назначает нового Уполномоченного.

Статья 12

1. Уполномоченный обладает неприкосновенностью в течение всего срока его полномочий. Он не может быть без согласия Государственной Думы привлечен к уголовной или административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, задержан, арестован, подвергнут обыску, за исключением случаев задержания на месте преступления, а также подвергнут личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других лиц. Неприкосновенность Уполномоченного распространяется на его жилое и служебное помещения, багаж, личное и служебное транспортные средства, переписку, используемые им средства связи, а также на принадлежащие ему документы.

2. В случае задержания Уполномоченного на месте преступления должностное лицо, произведшее задержание, немедленно уведомляет об этом Государственную Думу, которая должна принять решение о даче согласия на дальнейшее применение этой процессуальной меры. При неполучении в течение 24 часов согласия Государственной Думы на задержание Уполномоченный должен быть немедленно освобожден.

Статья 13

1. Уполномоченный досрочно освобождается от должности в случаях:

1) нарушения требований статьи 11 настоящего Федерального конституционного закона;

2) вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении Уполномоченного.

2. Полномочия Уполномоченного могут быть прекращены Государственной Думой также ввиду его неспособности по состоянию здоровья или по иным причинам в течение длительного времени (не менее четырех месяцев подряд) исполнять свои обязанности.

3. Уполномоченный может быть освобожден от должности также в случае подачи им заявления о сложении полномочий.

4. Досрочное освобождение Уполномоченного от должности производится постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

Статья 14

В случае досрочного освобождения Уполномоченного от должности новый Уполномоченный должен быть назначен Государственной Думой в течение двух месяцев со дня досрочного освобождения предыдущего Уполномоченного от должности в порядке, установленном статьями 6 - 10 настоящего Федерального конституционного закона.

29. 1.Предмет и система дисциплины «Правоохранительные органы»

Предметом изучения учебной дисциплины «Правоохранительные органы Российской Федерации» выступают государственные и негосударственные образования, деятельность которых связана с охраной правовой системы государства, а также с защитой прав, свобод и законных интересов граждан. Цель данной учебной дисциплины – информировать студентов о ключевых моментах деятельности и регулирующих ее нормативных правовых актах.

Структурно дисциплину «Правоохранительные органы Российской Федерации» можно представить в виде трех органически связанных между собой разделов. Первый раздел включает следующие основные понятия: понятие правоохранительных органов, их система, принципы, нормативные основы деятельности и т. д. Без их тщательного изучения невозможно составить системное представление о правоохранительных органах России и основных тенденциях и закономерностях их развития.

Второй раздел содержит информацию о судебной системе Российской Федерации: о действующих в стране судах, их задачах, компетенции, структуре, а также о правовом статусе судей и органов судейского сообщества.

Третий раздел охватывает все иные правоохранительные органы, выходящие за рамки судебной системы. Так же как и в предыдущем разделе, рассматриваются задачи, принципы деятельности, компетенция, структура и особенности формирования кадровой политики в этих правоохранительных структурах.

Освоение студентами учебной дисциплины «Правоохранительные органы Российской Федерации» способствует лучшему пониманию положений специальных юридических дисциплин: уголовного права и уголовного процесса, административного права и административной деятельности, оперативно-розыскной деятельности, гражданского процесса, конституционного права и др.

2.Компетенция Уполномоченного по правам человека.

Статья 15

Уполномоченный рассматривает жалобы граждан Российской Федерации и находящихся на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства (далее - заявители).

Статья 16

1. Уполномоченный рассматривает жалобы на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих, если ранее заявитель обжаловал эти решения или действия (бездействие) в судебном либо административном порядке, но не согласен с решениями, принятыми по его жалобе.

2. Уполномоченный не рассматривает жалобы на решения палат Федерального Собрания Российской Федерации и законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

3. Подача жалобы Уполномоченному по правам человека в субъекте Российской Федерации не является основанием для отказа в принятии аналогичной жалобы к рассмотрению Уполномоченным.

Статья 17

1. Жалоба должна быть подана Уполномоченному не позднее истечения года со дня нарушения прав и свобод заявителя или с того дня, когда заявителю стало известно об их нарушении.

2. Жалоба должна содержать фамилию, имя, отчество и адрес заявителя, изложение существа решений или действий (бездействия), нарушивших или нарушающих, по мнению заявителя, его права и свободы, а также сопровождаться копиями решений, принятых по его жалобе, рассмотренной в судебном или административном порядке.

Статья 18

Жалоба, направляемая Уполномоченному, не облагается государственной пошлиной.

Статья 19

Жалобы, адресованные Уполномоченному лицами, находящимися в местах принудительного содержания, просмотру администрацией мест принудительного содержания не подлежат и в течение 24 часов направляются Уполномоченному.

Статья 20

1. Получив жалобу, Уполномоченный имеет право:

1) принять жалобу к рассмотрению;

2) разъяснить заявителю средства, которые тот вправе использовать для защиты своих прав и свобод;

3) передать жалобу государственному органу, органу местного самоуправления или должностному лицу, к компетенции которых относится разрешение жалобы по существу;

4) отказать в принятии жалобы к рассмотрению.

2. О принятом решении Уполномоченный в десятидневный срок уведомляет заявителя. В случае начала рассмотрения жалобы Уполномоченный информирует также государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо, решения или действия (бездействие) которых обжалуются.

3. Отказ в принятии жалобы к рассмотрению должен быть мотивирован. Отказ в принятии жалобы к рассмотрению обжалованию не подлежит.

Статья 21

При наличии информации о массовых или грубых нарушениях прав и свобод граждан либо в случаях, имеющих особое общественное значение или связанных с необходимостью защиты интересов лиц, не способных самостоятельно использовать правовые средства защиты, Уполномоченный вправе принять по собственной инициативе соответствующие меры в пределах своей компетенции.

Статья 22

1. Приступив к рассмотрению жалобы, Уполномоченный вправе обратиться к компетентным государственным органам или должностным лицам за содействием в проведении проверки обстоятельств, подлежащих выяснению.

2. Проверка не может быть поручена государственному органу, органу местного самоуправления или должностному лицу, решения или действия (бездействие) которых обжалуются.

Статья 23

1. При проведении проверки по жалобе Уполномоченный вправе:

1) беспрепятственно посещать все органы государственной власти, органы местного самоуправления, присутствовать на заседаниях их коллегиальных органов, а также беспрепятственно посещать предприятия, учреждения и организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, воинские части, общественные объединения;

2) запрашивать и получать от государственных органов, органов местного самоуправления и у должностных лиц и государственных служащих сведения, документы и материалы, необходимые для рассмотрения жалобы;

3) получать объяснения должностных лиц и государственных служащих, исключая судей, по вопросам, подлежащим выяснению в ходе рассмотрения жалобы;

4) проводить самостоятельно или совместно с компетентными государственными органами, должностными лицами и государственными служащими проверку деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц;

30. 1.Понятие и виды прокурорского надзора.

Прокурорский надзор – понятие, характеризующее: 1) основную функцию прокуратуры как специфического вида государственной деятельности; 2) отрасль юридической науки и 3) учебную дисциплину

Для осуществления надзора за исполнением законов прокуроры наделены определенными полномочиями. Эти полномочия реализуются в результате конкретных действий и актов, которые именуются средствами прокурорского надзора.

Средства прокурорского надзора по целевому назначению можно классифицировать на средства выявления нарушений законности и средства реагирования на нарушения законности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: