Краткое содержание дисциплины

   Патологическая физиология - 2 по модулям «Дыхательная система», «Сердечно – сосудистая», «Опорно – двигательная система», «Нервная система», «Пищеварительная система», «Эндокринная система», «Мочеполовая система»,  «Кроветворная система» - дисциплина, которая является теоретической базой для клинической практики. Патологическая физиология 2 по  8 модулям, занимаясь исследованием причин и условий, механизмов возникновения, развития и исходов наиболее распространенных  симптомов и синдромов поражения данных систем, на основе принципов диалектического материализма и конкретных данных, получаемых в эксперименте и клинике, формулирует основные принципы патогенетической терапии заболеваний  вышеперечисленных систем.

Тематический план

Тематический план лекций:

Наименование темы Форма проведения Кол-во часов Сферы компетент-ности

Дыхательная система

1 Этиология и патогенез дыхательной недостаточности. Возрастные особенности. проблемная 1 2, 3, 4
 

Сердечно-сосудистая система

1 Артериальная гипертензия: этиология, патогенез, клиника, диагностика, принципы антигипертензивной терапии.   лекция-симпозиум   1 2, 3, 4
2 Недостаточность кровообращения: ее виды и общая характеристика. проблемная 1 2, 3, 4

Опорно-двигательная система

1 Патофизиология воспалительных и дистрофических поражений опорно-двигательного аппарата. проблемная   1 2, 3, 4

Нервная система

1 Общая патология нервной системы. проблемная 1   2, 3, 4
2 Патофизиология боли. проблемная 1 2, 3, 4

Пищеварительная система

1 Язвенная болезнь: этиология, патогенез, клинические проявления, диагностика, особенности фармакотерапии. лекция – симпозиум  1 2, 3, 4
2 Патофизиология печени. проблемная 1 2, 3, 4

Мочеполовая система

1 Иммуновоспалительные заболевания гломерулярного аппарата почек: этиология, патогенез, патоморфология, основные клинические синдромы, особенности фармакотерапии. лекция – симпозиум  1 2, 3, 4

Кроветворная система

1 Патофизиологические механизмы развития анемий. проблемная 1 2, 3, 4
2 Патофизиология гемобластозов. Общая характеристика. Особенности у  детей. проблемная 1 2, 3, 4

Тематический план практических занятий:

Наименование темы Форма проведения Кол-во часов Сферы компетент-ности

Дыхательная система

1 Формы недостаточности внешнего дыхания. Альвеолярная гипо-, гипервентиляция. TBL (командно-ориентированное обучение) 2  2, 3, 4, 6
2 Нарушение центральных механизмов регуляции дыхания. Особенности дыхательных расстройств у новорожденных и детей. практическое занятие 2 2, 3, 4
3 Патогенетические механизмы снижения диффузионной способности альвеолярно-капиллярной мембраны. Гипертензия малого круга кровообращения. Особенности у детей. практическое занятие 2 2, 3, 4

Сердечно-сосудистая система

1 Атеросклероз: этиологические факторы, патогенез. CBL (обучение, основанное на клиническом случае) 2 2, 3, 4
2 Поражения клапанного аппарата сердца: причины и механизмы развития. Особенности у детей. Патофизиология коронарной недостаточности.   RBL  (обучение ориентированное на ислледование) 2 2, 3, 4
3 Патофизиология острой и хронической сердечной недостаточности. Особенности у детей. TBL (командно-ориентированное обучение) 2 2, 3, 4, 6

Опорно-двигательная система

1 Наследственные и приобретенные нарушения костной ткани. семинар 2 2, 3, 4  

Эндокринная система

1 Общая этиология и патогенез эндокринных расстройств. Патофизиологические механизмы гипо- и гипертиреоза, гипо- и гиперкортицизма. CBL (обучение, основанное на клиническом случае) 2 2, 3, 4

Нервная система

1 Нарушения высшей нервной деятельности. Неврозы. Особенности у детей. семинар 2 2, 3, 4
2 Нейрогенные расстройства движений. Нейрогенные нарушения трофики. семинар 2 2, 3, 4

Пищеварительная система

1 Общая этиология и патогенез расстройств пищеварительной системы. Причины и механизмы развития синдрома желудочной диспепсии. Особенности у детей.   практическое  занятие 2 2, 3, 4
2 Патофизиология печени. Особенности у детей. CBL (обучение, основанное на клиническом случае) 2 2, 3, 4

Мочеполовая система

1 Патофизиологическая характеристика воспалительных заболеваний мочевыделительной системы. TBL (командно-ориентированное обучение) 2 2, 3, 4, 6
2 Патофизиологическая характеристика отдельных форм патологии почек (острые и хронические гломерулонефриты, нефротический синдром).   практическое занятие 2 2, 3, 4
3 Патофизиология хронической почечной недостаточности. Особенности развития почечной недостаточности у детей.   практическое занятие 2 2, 3, 4

Кроветворная система

1 Расстройства физиологических функций при анемическом синдроме. PBL  (проблемно-ориентированное обучение) 2 2, 3, 4, 6
2 Патофизиологические особенности кроветворения и клеточного состава периферической крови при различных видах лейкозов.   семинар 2 2, 3, 4

 

Тематический план СРСП (задания по СРСП изложены в методических указаниях СРСП):

Наименование темы Форма проведения Кол-во часов Сферы компетент-ности

Дыхательная система

1 Патофизиология респираторного дистресс-синдрома. Самостоятельное изучение темы, интерпритация данных полученных при работе со спирографом, консультации с преподавателем по возникающим вопросам.   2  2, 3, 4, 5
2 Типы периодического и терминального  дыхания. Одышка, виды и механизмы. Консультации с преподавателем по возникающим вопросам, решение ситуационных задач по теме. 2 2, 3, 4
3 Гипертензия малого круга кровообращения.        Вентилляционно-перфузионные нарушения. Особенности у детей. Самостоятельное изучение темы, консультации с преподавателем по возникающим вопросам, выполнение тестового задания.     2 2, 3, 4

Сердечно-сосудистая система

1 Артериальные гипертензии, этиология и патогенез. Самостоятельное изучение темы, консультации с преподавателем по возникающим вопросам, выполнение тестового задания. 2 2, 3, 4, 5
2 Патофизиология коронарной    недостаточности. Консультации с преподавателем по возникающим вопросам, решение ситуационных задач по теме. 2 2, 3, 4
3 Патофизиология нарушений сердечного ритма. Особенности у детей. Самостоятельное изучение темы, интерпритация данных полученных при работе со стресс-системой, консультации с преподавателем по возникающим вопросам. 2 2, 3, 4

Опорно-двигательная система

1 Роль обмена кальция и фосфора в патогенезе остеопороза и остеомаляции. Консультации с преподавателем по возникающим вопросам, решение ситуационных задач по теме, выполнение тестового задания. 2 2, 3, 4

Эндокринная система

1 Патофизиологические механизмы гипо- и  гипергликемии,                особенности эндокринных расстройств при          сахарном диабете. Самостоятельное изучение темы, консультации с преподавателем по возникающим вопросам, выполнение тестового задания. 2 2, 3, 4

Нервная система

1 Патогенетические особенности поражения нервной системы у новорожденных и детей раннего возраста Самостоятельное изучение темы, консультации с преподавателем по возникающим вопросам, решение ситуационных задач по теме. 2 2, 3, 4
2 Судорожные состояния, их виды, механизмы развития. Консультации с преподавателем по возникающим вопросам, решение ситуационных задач по теме. 1 2, 3, 4
3 Нейрогенные расстройства чувствительности. Самостоятельное изучение темы, консультации с преподавателем по возникающим вопросам, выполнение тестового задания.   2 2, 3, 4
4 Этиология и патогенез мозгового кровообращения (ишемический, геморрагический             инсульт). Самостоятельное изучение темы, интерпритация данных полученных при работе с электроэнцефалографом, консультации с преподавателем по возникающим вопросам. 2 2, 3, 4, 5

Пищеварительная система

1 Причины и механизмы развития синдрома кишечной диспепсии. Особенности у детей. Самостоятельное изучение темы, консультации с преподавателем по возникающим вопросам,решение ситуационных задач по теме. 2 2, 3, 4
2 Нарушения секреторной функции поджелудочной железы. Особенности у детей. Консультации с преподавателем по возникающим вопросам, решение ситуационных задач по теме. 2 2, 3, 4
3 Нарушение обмена билирубина при различных  видах желтух. Самостоятельное изучение темы, консультации с преподавателем по возникающим вопросам, решение ситуационных задач, выполнение тестового задания 2 2, 3, 4
4 Причины и механизмы развития синдрома дисфагии. самостоятельное изучение темы с помощью компьютерной программы, консультации с преподавателем по возникающим вопросам. 1 2, 3, 4

Мочеполовая система

1 Обструктивные уропатии. Причины и механизмы образования камней в почках. Консультации с преподавателем по возникающим вопросам, решение ситуационных задач по теме. 2 2, 3, 4
2 Патофизиологические механизмы острой почечной недостаточности. Самостоятельное изучение темы, консультации с преподавателем по возникающим вопросам, выполнение тестового задания. 2 2, 3, 4
3 Патофизиологические механизмы эндокринных расстройств половой системы. Консультации с преподавателем по возникающим вопросам, решение ситуационных задач по теме. 2 2, 3, 4
4 Гормональные расстройства при синдроме нарушений развития половой и репродуктивных систем (анорхизм, монорхизм, дисменорея). Самостоятельное изучение темы, консультации с преподавателем по возникающим вопросам, выполнение тестового задания.     1 2, 3, 4

Кроветворная система

1 Патофизиология нарушений системы гемостаза. Самостоятельное изучение темы, интерпритация данных полученных при работе с микроскопами, консультации с преподавателем по возникающим вопросам. 2 2, 3, 4, 5
2 Нарушение физико-химических свойств крови. Нарушение общего объема крови. Консультации с преподавателем по возникающим вопросам, решение ситуационных задач по теме. 2 2, 3, 4
3 Лейкоцитозы и лейкопении: виды, механизмы развития, изменения лейкоцитарной формулы. Консультации с преподавателем по возникающим вопросам, решение ситуационных задач, выполнение тестового задания. 2 2, 3, 4

Время консультации: с понедельника по пятницу в учебных комнатах № 334, 339

 с 16.00 до 18 часов. Консультация проводятся еженедельно по расписанию преподавателя

Время рубежного контроля: интегрированный коллоквиум в конце каждого модуля, включающий в том числе оценку результатов проблемно-ориентированного обучения (ПОО). Рубежный контроль вводится в расписание.

Время итогового контроля: интегрированный экзамен по 8 дисциплинам, который проводится после завершения изучения модулей по всем 8 системам органов и включает 2 этапа – комплексное тестирование/собеседование и прием практических навыков. Оценка выставляется отдельно по каждой дисциплине. Экзамен проводится согласно расписанию с выделением не менее 5 дней на подготовку.

Задания для самостоятельной работы студентов отражены в методических указаниях СРС

Тематический план СРС:

Наименование темы Форма проведения Кол-во часов Сфера компетент-ности

Дыхательная система

1 Патофизиология синдрома повышенной воздушности легких. разработка презентации, работа с электронными базами данных, литературой, в Интернете. 3 2, 4
2 Причины и патогенез пневмонии, механизм проявлений у пожилых. Определение последовательности в механизме развития патологического процесса, составление его алгоритма. 3 2, 4

Сердечно-сосудистая система

1 Причины и механизм гипертроничес-кого криза. разработка презентации, работа с электронными базами данных, литературой, в Интернете 3 2, 4
2 Причины, механизм развития гипертрофии сердца. Определение последовательности в механизме развития патологического процесса, составление его алгоритма. 2 2, 4
3 Кардиогенный шок: причины, механизмы, патофизиологические стадии. разработка презентации, работа с электронными базами данных, литературой, в Интернете 3 2, 4

Опорно-двигательная система

1 Патофизиология рахита. разработка презентации, работа с электронными базами данных, литературой, в Интернете 3 2, 4

Эндокринная система

1 Этиология и патогенез эндокринного ожирения. Определение последовательности в механизме развития патологического процесса, составление его алгоритма. 2 2, 4

Нервная система

1 Нейроинфекции. Определение понятия. Синдром поражения мозговых оболочек. Определение последовательности в механизме развития патологического процесса, составление его алгоритма. 3 2, 4
2 Патофизиология коматозных состояний. разработка презентации, работа с электронными базами данных, литературой, в Интернете 3 2, 4

Пищеварительная система

1 Патофизиология гастро-эзофагально-рефлюксной              болезни. Определение последовательности в механизме развития патологического процесса, составление его алгоритма. 3 2, 4
2 Этиология и патогенез раздраженной кишки. разработка презентации, работа с электронными базами данных, литературой, в Интернете 3 2, 4

Мочеполовая система

1 Тубулярная патология. Определение последовательности в механизме развития патологического процесса, составление его алгоритма. 4 2, 4
2 Патогенез амилоидоза. разработка презентации, работа с электронными базами данных, литературой, в Интернете 3 2, 4

Кроветворная система

1 Основные изменения сосудисто-тромбоцитарного и коагуляционного гемостаза при ДВС-синдроме. разработка презентации, работа с электронными базами данных, литературой, в Интернете 3 2, 4
2 Патогенез геморрагического синдрома. Определение последовательности в механизме развития патологического процесса, составление его алгоритма. 3 2, 4

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: