Патологическая физиология - 2 по модулям «Дыхательная система», «Сердечно – сосудистая», «Опорно – двигательная система», «Нервная система», «Пищеварительная система», «Эндокринная система», «Мочеполовая система», «Кроветворная система» - дисциплина, которая является теоретической базой для клинической практики. Патологическая физиология 2 по 8 модулям, занимаясь исследованием причин и условий, механизмов возникновения, развития и исходов наиболее распространенных симптомов и синдромов поражения данных систем, на основе принципов диалектического материализма и конкретных данных, получаемых в эксперименте и клинике, формулирует основные принципы патогенетической терапии заболеваний вышеперечисленных систем.
Тематический план
Тематический план лекций:
№ | Наименование темы | Форма проведения | Кол-во часов | Сферы компетент-ности |
Дыхательная система | ||||
1 | Этиология и патогенез дыхательной недостаточности. Возрастные особенности. | проблемная | 1 | 2, 3, 4 |
Сердечно-сосудистая система | ||||
1 | Артериальная гипертензия: этиология, патогенез, клиника, диагностика, принципы антигипертензивной терапии. | лекция-симпозиум | 1 | 2, 3, 4 |
2 | Недостаточность кровообращения: ее виды и общая характеристика. | проблемная | 1 | 2, 3, 4 |
Опорно-двигательная система | ||||
1 | Патофизиология воспалительных и дистрофических поражений опорно-двигательного аппарата. | проблемная | 1 | 2, 3, 4 |
Нервная система | ||||
1 | Общая патология нервной системы. | проблемная | 1 | 2, 3, 4 |
2 | Патофизиология боли. | проблемная | 1 | 2, 3, 4 |
Пищеварительная система | ||||
1 | Язвенная болезнь: этиология, патогенез, клинические проявления, диагностика, особенности фармакотерапии. | лекция – симпозиум | 1 | 2, 3, 4 |
2 | Патофизиология печени. | проблемная | 1 | 2, 3, 4 |
Мочеполовая система | ||||
1 | Иммуновоспалительные заболевания гломерулярного аппарата почек: этиология, патогенез, патоморфология, основные клинические синдромы, особенности фармакотерапии. | лекция – симпозиум | 1 | 2, 3, 4 |
Кроветворная система | ||||
1 | Патофизиологические механизмы развития анемий. | проблемная | 1 | 2, 3, 4 |
2 | Патофизиология гемобластозов. Общая характеристика. Особенности у детей. | проблемная | 1 | 2, 3, 4 |
Тематический план практических занятий:
№ | Наименование темы | Форма проведения | Кол-во часов | Сферы компетент-ности |
Дыхательная система | ||||
1 | Формы недостаточности внешнего дыхания. Альвеолярная гипо-, гипервентиляция. | TBL (командно-ориентированное обучение) | 2 | 2, 3, 4, 6 |
2 | Нарушение центральных механизмов регуляции дыхания. Особенности дыхательных расстройств у новорожденных и детей. | практическое занятие | 2 | 2, 3, 4 |
3 | Патогенетические механизмы снижения диффузионной способности альвеолярно-капиллярной мембраны. Гипертензия малого круга кровообращения. Особенности у детей. | практическое занятие | 2 | 2, 3, 4 |
Сердечно-сосудистая система | ||||
1 | Атеросклероз: этиологические факторы, патогенез. | CBL (обучение, основанное на клиническом случае) | 2 | 2, 3, 4 |
2 | Поражения клапанного аппарата сердца: причины и механизмы развития. Особенности у детей. Патофизиология коронарной недостаточности. | RBL (обучение ориентированное на ислледование) | 2 | 2, 3, 4 |
3 | Патофизиология острой и хронической сердечной недостаточности. Особенности у детей. | TBL (командно-ориентированное обучение) | 2 | 2, 3, 4, 6 |
Опорно-двигательная система | ||||
1 | Наследственные и приобретенные нарушения костной ткани. | семинар | 2 | 2, 3, 4 |
Эндокринная система | ||||
1 | Общая этиология и патогенез эндокринных расстройств. Патофизиологические механизмы гипо- и гипертиреоза, гипо- и гиперкортицизма. | CBL (обучение, основанное на клиническом случае) | 2 | 2, 3, 4 |
Нервная система | ||||
1 | Нарушения высшей нервной деятельности. Неврозы. Особенности у детей. | семинар | 2 | 2, 3, 4 |
2 | Нейрогенные расстройства движений. Нейрогенные нарушения трофики. | семинар | 2 | 2, 3, 4 |
Пищеварительная система | ||||
1 | Общая этиология и патогенез расстройств пищеварительной системы. Причины и механизмы развития синдрома желудочной диспепсии. Особенности у детей. | практическое занятие | 2 | 2, 3, 4 |
2 | Патофизиология печени. Особенности у детей. | CBL (обучение, основанное на клиническом случае) | 2 | 2, 3, 4 |
Мочеполовая система | ||||
1 | Патофизиологическая характеристика воспалительных заболеваний мочевыделительной системы. | TBL (командно-ориентированное обучение) | 2 | 2, 3, 4, 6 |
2 | Патофизиологическая характеристика отдельных форм патологии почек (острые и хронические гломерулонефриты, нефротический синдром). | практическое занятие | 2 | 2, 3, 4 |
3 | Патофизиология хронической почечной недостаточности. Особенности развития почечной недостаточности у детей. | практическое занятие | 2 | 2, 3, 4 |
Кроветворная система | ||||
1 | Расстройства физиологических функций при анемическом синдроме. | PBL (проблемно-ориентированное обучение) | 2 | 2, 3, 4, 6 |
2 | Патофизиологические особенности кроветворения и клеточного состава периферической крови при различных видах лейкозов. | семинар | 2 | 2, 3, 4 |
Тематический план СРСП (задания по СРСП изложены в методических указаниях СРСП):
№ | Наименование темы | Форма проведения | Кол-во часов | Сферы компетент-ности |
Дыхательная система | ||||
1 | Патофизиология респираторного дистресс-синдрома. | Самостоятельное изучение темы, интерпритация данных полученных при работе со спирографом, консультации с преподавателем по возникающим вопросам. | 2 | 2, 3, 4, 5 |
2 | Типы периодического и терминального дыхания. Одышка, виды и механизмы. | Консультации с преподавателем по возникающим вопросам, решение ситуационных задач по теме. | 2 | 2, 3, 4 |
3 | Гипертензия малого круга кровообращения. Вентилляционно-перфузионные нарушения. Особенности у детей. | Самостоятельное изучение темы, консультации с преподавателем по возникающим вопросам, выполнение тестового задания. | 2 | 2, 3, 4 |
Сердечно-сосудистая система | ||||
1 | Артериальные гипертензии, этиология и патогенез. | Самостоятельное изучение темы, консультации с преподавателем по возникающим вопросам, выполнение тестового задания. | 2 | 2, 3, 4, 5 |
2 | Патофизиология коронарной недостаточности. | Консультации с преподавателем по возникающим вопросам, решение ситуационных задач по теме. | 2 | 2, 3, 4 |
3 | Патофизиология нарушений сердечного ритма. Особенности у детей. | Самостоятельное изучение темы, интерпритация данных полученных при работе со стресс-системой, консультации с преподавателем по возникающим вопросам. | 2 | 2, 3, 4 |
Опорно-двигательная система | ||||
1 | Роль обмена кальция и фосфора в патогенезе остеопороза и остеомаляции. | Консультации с преподавателем по возникающим вопросам, решение ситуационных задач по теме, выполнение тестового задания. | 2 | 2, 3, 4 |
Эндокринная система | ||||
1 | Патофизиологические механизмы гипо- и гипергликемии, особенности эндокринных расстройств при сахарном диабете. | Самостоятельное изучение темы, консультации с преподавателем по возникающим вопросам, выполнение тестового задания. | 2 | 2, 3, 4 |
Нервная система | ||||
1 | Патогенетические особенности поражения нервной системы у новорожденных и детей раннего возраста | Самостоятельное изучение темы, консультации с преподавателем по возникающим вопросам, решение ситуационных задач по теме. | 2 | 2, 3, 4 |
2 | Судорожные состояния, их виды, механизмы развития. | Консультации с преподавателем по возникающим вопросам, решение ситуационных задач по теме. | 1 | 2, 3, 4 |
3 | Нейрогенные расстройства чувствительности. | Самостоятельное изучение темы, консультации с преподавателем по возникающим вопросам, выполнение тестового задания. | 2 | 2, 3, 4 |
4 | Этиология и патогенез мозгового кровообращения (ишемический, геморрагический инсульт). | Самостоятельное изучение темы, интерпритация данных полученных при работе с электроэнцефалографом, консультации с преподавателем по возникающим вопросам. | 2 | 2, 3, 4, 5 |
Пищеварительная система | ||||
1 | Причины и механизмы развития синдрома кишечной диспепсии. Особенности у детей. | Самостоятельное изучение темы, консультации с преподавателем по возникающим вопросам,решение ситуационных задач по теме. | 2 | 2, 3, 4 |
2 | Нарушения секреторной функции поджелудочной железы. Особенности у детей. | Консультации с преподавателем по возникающим вопросам, решение ситуационных задач по теме. | 2 | 2, 3, 4 |
3 | Нарушение обмена билирубина при различных видах желтух. | Самостоятельное изучение темы, консультации с преподавателем по возникающим вопросам, решение ситуационных задач, выполнение тестового задания | 2 | 2, 3, 4 |
4 | Причины и механизмы развития синдрома дисфагии. | самостоятельное изучение темы с помощью компьютерной программы, консультации с преподавателем по возникающим вопросам. | 1 | 2, 3, 4 |
Мочеполовая система | ||||
1 | Обструктивные уропатии. Причины и механизмы образования камней в почках. | Консультации с преподавателем по возникающим вопросам, решение ситуационных задач по теме. | 2 | 2, 3, 4 |
2 | Патофизиологические механизмы острой почечной недостаточности. | Самостоятельное изучение темы, консультации с преподавателем по возникающим вопросам, выполнение тестового задания. | 2 | 2, 3, 4 |
3 | Патофизиологические механизмы эндокринных расстройств половой системы. | Консультации с преподавателем по возникающим вопросам, решение ситуационных задач по теме. | 2 | 2, 3, 4 |
4 | Гормональные расстройства при синдроме нарушений развития половой и репродуктивных систем (анорхизм, монорхизм, дисменорея). | Самостоятельное изучение темы, консультации с преподавателем по возникающим вопросам, выполнение тестового задания. | 1 | 2, 3, 4 |
Кроветворная система | ||||
1 | Патофизиология нарушений системы гемостаза. | Самостоятельное изучение темы, интерпритация данных полученных при работе с микроскопами, консультации с преподавателем по возникающим вопросам. | 2 | 2, 3, 4, 5 |
2 | Нарушение физико-химических свойств крови. Нарушение общего объема крови. | Консультации с преподавателем по возникающим вопросам, решение ситуационных задач по теме. | 2 | 2, 3, 4 |
3 | Лейкоцитозы и лейкопении: виды, механизмы развития, изменения лейкоцитарной формулы. | Консультации с преподавателем по возникающим вопросам, решение ситуационных задач, выполнение тестового задания. | 2 | 2, 3, 4 |
Время консультации: с понедельника по пятницу в учебных комнатах № 334, 339
с 16.00 до 18 часов. Консультация проводятся еженедельно по расписанию преподавателя
Время рубежного контроля: интегрированный коллоквиум в конце каждого модуля, включающий в том числе оценку результатов проблемно-ориентированного обучения (ПОО). Рубежный контроль вводится в расписание.
Время итогового контроля: интегрированный экзамен по 8 дисциплинам, который проводится после завершения изучения модулей по всем 8 системам органов и включает 2 этапа – комплексное тестирование/собеседование и прием практических навыков. Оценка выставляется отдельно по каждой дисциплине. Экзамен проводится согласно расписанию с выделением не менее 5 дней на подготовку.
Задания для самостоятельной работы студентов отражены в методических указаниях СРС
Тематический план СРС:
№ | Наименование темы | Форма проведения | Кол-во часов | Сфера компетент-ности |
Дыхательная система | ||||
1 | Патофизиология синдрома повышенной воздушности легких. | разработка презентации, работа с электронными базами данных, литературой, в Интернете. | 3 | 2, 4 |
2 | Причины и патогенез пневмонии, механизм проявлений у пожилых. | Определение последовательности в механизме развития патологического процесса, составление его алгоритма. | 3 | 2, 4 |
Сердечно-сосудистая система | ||||
1 | Причины и механизм гипертроничес-кого криза. | разработка презентации, работа с электронными базами данных, литературой, в Интернете | 3 | 2, 4 |
2 | Причины, механизм развития гипертрофии сердца. | Определение последовательности в механизме развития патологического процесса, составление его алгоритма. | 2 | 2, 4 |
3 | Кардиогенный шок: причины, механизмы, патофизиологические стадии. | разработка презентации, работа с электронными базами данных, литературой, в Интернете | 3 | 2, 4 |
Опорно-двигательная система | ||||
1 | Патофизиология рахита. | разработка презентации, работа с электронными базами данных, литературой, в Интернете | 3 | 2, 4 |
Эндокринная система | ||||
1 | Этиология и патогенез эндокринного ожирения. | Определение последовательности в механизме развития патологического процесса, составление его алгоритма. | 2 | 2, 4 |
Нервная система | ||||
1 | Нейроинфекции. Определение понятия. Синдром поражения мозговых оболочек. | Определение последовательности в механизме развития патологического процесса, составление его алгоритма. | 3 | 2, 4 |
2 | Патофизиология коматозных состояний. | разработка презентации, работа с электронными базами данных, литературой, в Интернете | 3 | 2, 4 |
Пищеварительная система | ||||
1 | Патофизиология гастро-эзофагально-рефлюксной болезни. | Определение последовательности в механизме развития патологического процесса, составление его алгоритма. | 3 | 2, 4 |
2 | Этиология и патогенез раздраженной кишки. | разработка презентации, работа с электронными базами данных, литературой, в Интернете | 3 | 2, 4 |
Мочеполовая система | ||||
1 | Тубулярная патология. | Определение последовательности в механизме развития патологического процесса, составление его алгоритма. | 4 | 2, 4 |
2 | Патогенез амилоидоза. | разработка презентации, работа с электронными базами данных, литературой, в Интернете | 3 | 2, 4 |
Кроветворная система | ||||
1 | Основные изменения сосудисто-тромбоцитарного и коагуляционного гемостаза при ДВС-синдроме. | разработка презентации, работа с электронными базами данных, литературой, в Интернете | 3 | 2, 4 |
2 | Патогенез геморрагического синдрома. | Определение последовательности в механизме развития патологического процесса, составление его алгоритма. | 3 | 2, 4 |