Безопасность горных работ и охрана труда

Источники возникновения опасности.

При принятой технологии разработки и существующем карьерного оборудовании в атмосферу карьера поступают следующие газы: окись углерода и окислы азота. Основными источниками их образования являются взрывные работы и работа автомобильного транспорта. В пылеобразовании атмосферы карьера участвуют весьма интенсивные и многочисленные источники. К ним относятся: буровые и экскаваторные работы; транспортирование горной массы; взрывные работы; операции по зачистке и профилированию карьерных площадей и другие работы, выполняемые бульдозерами; накопление и сдувание пыли с поверхности бортов карьера, отвалов и временных внутрикарьерных складов горной массы.Технологические процессы по добыче полезного ископаемого связаны с применением разнообразных машин, механизмов и инструментов, которые являются обычно агрегатами динамически неуравновешенными (электродвигатели, пневматические инструменты, буровые станки, экскаваторы, дробилки, грохота и т.п.). Работа этих агрегатов сопровождается сильным шумом и вибрацией, систематическое воздействие которых на работающих приводит к снижению производительности труда, ослаблению внимания к опасностям, а также вызывает профессиональные заболевания.

При работе буровых станков потенциальные опасности возникновения несчастных случаев представляют собой:

а)      движущийся рабочий инструмент ставка:

б)      размещение бурового станка близко от бровки уступа, что может привести к обрушиванию уступа или к соскальзыванию станка с уступа вниз;

в)      недостаточное устойчивое состояние бурового станка при его перемещении на другое место с поднятой мачтой и при навешенном буровом инструменте.

Основными причинами производственного травматизма при работе одноковшовых экскаваторов, применяемых в условиях карьера “Мурунтау являются:

­ нахождение людей в радиусе вращения поворотной платформы и в радиусе действия ковша экскаватора;

­ обрушение уступов или падение с них кусков руды или породы при экскавации;

­ нахождение людей вблизи ходовой части кузова экскаватора во время его переездов.

Анализ производственного травматизма при работе автотранспорта позволил установить основные причины несчастных случаев:

­ нарушение Правил безопасности при установке дорожных автосамосвалов под погрузку и при погрузке в кузов;

­ опрокидывание автосамосвалов под откос отвалов при разгрузке или падение с уступов во время движения вблизи их верхней бровки;

­ нарушение Правил безопасности при ремонте.

Условия работы и эксплуатации электротехнического оборудования карьера, электрических сетей и карьерных подстанций имеют свою специфику*- передвижной характер работы машин и механизмов, работа на открытом воздухе, наличие взрывных работ и т.п. Все это усложняет эксплуатацию электротехнического хозяйства карьера, создает тяжелые условия работы машин, электрических сетей и оборудования подстанций, вызывает сравнительно частые аварии и повреждение электрооборудования и может быть одной из причин возникновения электротравм.

Мероприятия по обеспечению безопасности ведения горных работ.

К основным мерам борьбы с ядовитыми газами, образующимися при массовых взрывах в карьере, относятся: эффективное использование естественных схем проветривания и орошения взорванной горной массы Применение принудительного проветривания признано нецелесообразным из-за больших размеров карьера: длина - 3.2 км, ширина - 2.5 км, глубина- около 520 метров.

Практика эксплуатации бурового оборудования показывает, что добиться существенного снижения запыленности атмосферы карьера путем совершенствования режимов и технологии бурения не представляется возможным, В связи с этим, основным методом борьбы с пылью на буровых установках является применение пылеулавливающих установок и использование методов пылеподавления в забое скважины с помощью воды.

Основным фактором, влияющим на снижение пылеобразования при экскавации, является влажность экскавируемой горной массы. Поэтому широко применяется искусственное орошение взорванной горной массы, особенно в сухое время. Орошение взорванной горной массы осуществляется при помощи гидромониторов на базе БелАЗ-548А.

В настоящее время на карьере “М” применяемым средством борьбы с пылью на автодорогах является их систематическая поливка водой или водным раствором ЛCT (лингосульфанат). В зимнее время чаще используется вода, а в летнее - ЛCT 30-40 %-ной концентрации. Перед ее нанесением полотно дороги уплотняют с помощью виброкатов, срок действия раствора 20-30 дней.

К мерам борьбы с шумом относятся его ослабление и замена более глухим шумом. Например, для уменьшения шума, излучаемого вибрирующими поверхностями, они покрываются вибропоглощающими материалами с большим внутренним трением - резиной, рубероидом и т.п.

Снижение шума на карьерном оборудовании достигается также своевременной и полноценной смазкой, заключением в масляные ванны вибрирующих и создающих шум деталей, например шестеренчатых редукторов, содержанием в исправности машин и механизмов, тщательной пригонкой движущихся частей механизмов. Также стоит отметить и другие меры борьбы с шумом - замена соударяющихся деталей, деталями, вызывающими при ударе меньший шум, уменьшение веса соударяющихся частей, уменьшение твердости трущихся поверхностей, замена ударных действий безударными. Для защиты органов слуха применяются внутренние и наружные противошумы (антифоны). Наружные противошумы (наушники) закрывают ушную раковину. Внутренние противошумы (заглушки, вкладыши) вставляют в наружный слуховой проход; они бывают сплошные - с каналом и мембраной, тина воздушных фильтров. В качестве фильтра применяется губка, вата, марля.

Меры борьбы с вибрацией карьерного оборудования направлены на снижение амплитуды и частоты колебаний. Сиденье машиниста экскаватора, автосамосвала устанавливается на амортизирующей прокладке, Педали и рукоятки рычагов снабжены амортизаторами. Также для защиты от вибраций используют рукавицы с двойным слоем (внутренний - хлопчатобумажный, наружный - резиновый) и рукавицы из поролона. Применяют антивибрационные пояса, подушки, прокладки, виброгасящую обувь, виброгасящие коврики.

На основе рассмотренных опасностей на карьере “М” разработаны следующие меры безопасности при работе буровых станков.

1.      Буровой станок должен быть установлен на спланированной площадке так, чтобы гусеница станка на уступе находилась не ближе 3 м от бровки уступа. При работе по неустойчивым породам станок должен быть закреплен стальными канатами.

2.      При бурении первого ряда скважин, когда продольная ось бурового ставка перпендикулярна борту уступа, станок должен быть расположен так, чтобы при самопроизвольном включении механизма он двигался в направлении от бровки уступа.

3.      Перемещение бурового станка с поднятой мачтой допускается на расстояние не более 100 м. При передвижении станка под электролиниями мачта должна быть опущена. При спуске и подъеме мачты не допускается нахождение людей спереди или сзади станка. При подъеме или спуске телескопической мачты верхнее звено ее должно быть закреплено в нижнем.

4.      При работе на станках шарошечного бурения машинист и помощник машиниста станка должны руководствоваться следующими указаниями:

­ если станок требуется перегнать на расстояние более 100 м или с подъемом (уклоном), превышающим 15°, то мачту станка нужно опустить и принять предохранительные меры на случай порыва цепи ходового механизма на уклоне (подъеме);

­ до начала взрывных работ станок должен быть угнан в безопасное место на расстояние не ближе 50 м от одного из флажков взрыва, а при фронтальном расположении станка от места взрыва - на расстояние не ближе 100 м;

­ до начала.бурения необходимо проверить исправность бурового инструмента, прочность канатов, надежность крепления каната в канатном замке и плотность соединения отдельных частей бурового снаряжения. Запрещается бурить на связанных рабочих канатах. Забуривание скважины должно производиться обязательно с применением забурной трубы;

Станок шарошечного бурения должен устанавливаться строго горизонтально. При бурении, подъеме и опускании мачты станка ходовой механизм должен быть заторможен;

Механизация горных работ.

При применении в качестве выемочного - погрузочного оборудования экскаваторов, погрузчиков, скреперов, бульдозеров необходимо указать:

­ безопасное расположение механизмов на уступе карьера или отвала в рабочее и не рабочее время;

­ безопасные уклоны, съезды в грузовом и порожняковом направлениях;

­ места нахождения людей во время работы механизмов; условия применения систем автоматики;

­ устройства для аварийной остановки конвейерной ленты, места прохода или перехода над конвейером или под ним;

­ устройство блокировки от поражения электрическим током.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: