Вопросы практического занятия

1. Зарождение и основные этапы развития экономической теории.

2. Предмет экономической теории, её назначение и функции.

3. Взаимосвязь экономической теории с другими науками.

4. Методы экономической теории.

Доклады:

1. Современные экономические концепции.

2. Человек в мире экономики.

Самостоятельная работа:

1. Основы общественного производства: простые моменты труда.

Основные понятия.

1. Предмет экономической теории

2. Меркантилизм

3. Классическая экономическая теория

4. Маржинализм

5. Кейнсианство

6. Микроэкономика

7. Макроэкономика

8. Позитивная экономика

9. Нормативная экономика

Подберите для каждого понятия его определение из нижеперечисленных:

а) раздел экономической теории, исследующий фирмы, домохозяйства и другие обособленные единицы, а также отдельные рынки и конкретные цены на товары и услуги;

б) направление современной экономической теории, обосновывающее государственное регулирование экономики как способ поддержания эффективного спроса и устойчивых темпов экономического роста;

в) экономическая политика, целью которой было всемерное накопление драгоценных металлов и усиление, таким образом государственной власти;

г) общественная наука об использовании редких экономических ресурсов, которые могут иметь многоцелевое назначение для производства различных благ и услуг с целью максимального удовлетворения неограниченных потребностей общества;

д) исследование фактов или данных для выведения научных обобщений относительно экономического поведения; включает суждения о том, что имеет место в экономике;

е) исследование, включающее ценностные суждения о том, какой должна быть экономика;

ж) теория, определяющая меновую ценность (стоимость) товара на основе трудовых затрат;

з) часть экономической науки, исследующая функционирование экономики как целостной системы;

и) экономическое направление, представляющее экономику как систему взаимосвязанных хозяйствующих субъектов, основывающих свои действия на принципе максимизации полезности.

 

Тесты и задания.

1. К какому виду наук можно отнести экономическую науку:

а) общественная наука;

б) историческая наука;

в) математическая наука;

г) естественная наука.

2. Какое из положений не имеет отношения к определению предмета экономической теории:

а) эффективное использование ресурсов;

б) максимальное удовлетворение потребностей;

в) материальные и духовные потребности;

г) редкость блага;

д) неограниченные производственные ресурсы.

3. Какая из школ экономической теории была исторически первой?

а) марксизм;

б) меркантилизм;

в) кейнсианство;

г) классическая политэкономия;

д) физиократы.

4. Что включает понятие «микроэкономика», а что понятие «макроэкономика»:

а) инфляция;

б) занятость трудоспособного населения;

в) законы денежного обращения;

г) курс доллара в обменных пунктах;

д) принципы налогообложения;

е) уровень цен на московских розничных рынках;

ж) государственный бюджет;

з) экономическая программа правительства на определенный период.

5. Выберите из перечисленных основные направления австрийской школы политической экономии:

а) учение о ценности;

б) теория эластичности;

в) теория субъективной ценности;

г) теория стимулирующей роли инвестиций;

д) теория предельной полезности.

6. Если экономические обобщения основываются на фактах, то такой метод анализа является:

а) гипотетическим;

б) индуктивным;

в) описательным;

г) сравнительным.

7. Экономикс и марксистская политическая экономия — это дисциплины:

а) не имеющие различий;

б) существенно различающиеся по исходным положениям и выводам;

в) являющиеся синтезом двух направлений.

8. Если в экономике исследуются проблемы отрасли, фирмы, домохозяйства, отдельных рынков, то это анализ:

а) микроэкономический;

б) макроэкономический;

в) нормативный;

г) позитивный.

9. Выберите позитивное суждение:

а) цены на продукты, входящие в набор «потребительской корзины», должны быть низкими;

б) высокие пошлины на ввозимые в страну иностранные автомобили выгодны отечественным производителям и поэтому желательны;

в) налоги на малый и средний бизнес должны быть низкими.

10. Выберите нормативное суждение:

а) стипендии, пенсии и заработная плата должны постоянно индексироваться;

б) служащие государственного аппарата имеют привилегии;

в) рыночная организация производства имеет существенные преимущества перед командно-административной.

 

Тема №2. Основные проблемы экономической организации общества

Вопросы практического занятия.

1. Потребность: сущность, динамика. Причины неограниченности потребностей.

2. Ресурсы и их ограниченность.

3. Факторы производства, их взаимодействие и комбинация. Производственная функция.

4. Производственные возможности в экономической системе и проблема выбора. Кривая производственных возможностей.

5. Собственность: сущность, формы, роль в развитии экономической системы.

Доклады:

1. Благо как системообразующая категория хозяйствования.

2. Приватизация: особенности её осуществления в России.

Самостоятельная работа.

1. Экономическая система: сущность, критерии, типы.

 

Основные понятия.

1. Материальные потребности

2. Экономические ресурсы

3. Кривая производственных возможностей

4. Экономический выбор

5. Экономическая система

Подберите для каждого понятия его определение из нижеперечисленных:

а) упорядоченная определенным образом система связей между производителями и потребителями благ и услуг, т.е. отношений, складывающихся по поводу производства, распределения, обмена и потребления;

б) желание потребителей приобрести и использовать блага или услуги, которые доставляют им полезность;

в) материальные и людские ресурсы, используемые в процессе производства товаров и услуг;

г) кривая, каждая точка на которой представляет некий максимальный объём производства двух продуктов (группы продуктов) в условиях полного использования всех факторов производства, технологическая основа и запас ресурсов которой постоянны;

д) выбор наилучшего варианта использования ограниченных ресурсов, при котором достигается максимальное удовлетворение потребностей.

 

Тесты и задания

1. Ограниченность ресурсов означает, что:

а) в обществе они имеются в таком количестве, которого недостаточно для производства необходимых товаров и услуг;

б) с их помощью невозможно одновременное и полное удовлетворение всех имеющихся потребностей;

в) ресурсов хватает только на производство предметов потребления.

2. Эффективность общественного производства — это:

а) рыночная стоимость произведенной в народном хозяйстве продукции;

б) прирост объема производства продукции за определенный период;

в) затраты на создание новых основных производственных фондов;

г) экономия от снижения себестоимости выпускаемой продукции;

д) экономическая категория, характеризующая результативность производства в сопоставлении с затратами производственных ресурсов или общественными потребностями.

3. Альтернативная стоимость — это:

а) трудоемкость изготовления единицы продукции;

б) общая сумма затрат на изготовление единицы продукции;

в) количество продукта, которым необходимо пожертвовать, чтобы увеличить объем производства данного продукта на единицу;

г) экономическая категория, характеристика которой отсутствует среди приведенных выше ответов.

4. Среди перечисленных ниже утверждений определите наиболее полное:

а) каждая точка на кривой производственных возможностей соответствует различным комбинациям максимально возможного выпуска товаров при условии полного использования ресурсов;

б) точки, расположенные правее (выше) границы производственных возможностей, недостижимы для моделируемой экономической системы при данном количестве ресурсов и данной технологии их использования;

в) нисходящий характер кривой производственных возможностей объясняется тем, что экономика функционирует в условиях ограниченности и полной занятости ресурсов;

г) выпуклость (от начала координат) кривой производственных возможностей объясняется действием закона возрастающих альтернативных издержек;

д) действие закона возрастающих альтернативных издержек обусловливается отсутствием абсолютной взаимозаменяемости экономических ресурсов при использовании их при изготовлении различных товаров (услуг);

е) все приведенные выше утверждения верны.

5. Установите, что входит в понятие «факторы производства»:

а) издержки производства и рентабельность продукции;

б) основные и оборотные фонды;

в) труд, земля, капитал;

г) недвижимость, денежные активы;

д) акции, облигации.

6.Установите, что выражает кривая производственных возможностей:

а) взаимосвязь между факторами производства;

б) максимальный объем производства двух продуктов при использовании всех ресурсов;

в) соотношение между ценами товаров;

г) дополнительный выпуск продукции при увеличении ресурсов;

д) соотношение между производственными мощностями и ценами выпускаемой   продукции.

7.Как изменится вид кривой производственных возможностей, если в производстве товара Х и товара Y произойдут серьёзные технологические сдвиги?

а) кривая сместится влево;

б) кривая сместится вправо;

в) кривая станет более крутой;

г) кривая станет менее крутой.

8. Экономическое содержание собственности – это:

а) отношение человека к вещи;

б) сама вещь;

в) отношение людей друг к другу по поводу присвоения вещей.

9. Если производство осуществляется в интересах отдельного индивидуума, то это:

а) коллективная собственность и коллективное присвоение;

б) частная собственность и частное присвоение;

в) общественная собственность общественное присвоение.

10. Если какое-либо имущество взять в аренду, то арендатор:

а) является потенциальным собственником;

б) распоряжается потребительной стоимостью имущества;

в) является полным собственником;

г) распоряжается ценностью данного имущества (может продать или подарить его).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: