Тема №3. Рыночное хозяйство. Теория спроса

И предложения

Вопросы практического занятия.

1. Рынок и условия его возникновения. Сущность и основные черты рыночного хозяйства.

2. Спрос на товар и его характеристика: объем и функция спроса, закон спроса, кривая спроса, эластичность спроса.

3. Предложение товара: объем и функция предложения, закон предложения, кривая предложения, эластичность предложения, фактор времени и предложение.

4. Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие.

Доклады:

1. Принцип «невидимой руки» А.Смита.

2. Преимущества и недостатки рыночного механизма. Теорема Коуза.

3. Рыночная трансформация в России.

Самостоятельная работа.

1. Товар и услуга. Стоимость, полезность, ценность.

2. Деньги: происхождение, сущность и функции. Количество денег в обращении.

3. Потребительские предпочтения и предельная полезность (Теории потребительского поведения и предельной полезности).

Основные понятия.

1. Рыночное (товарное) хозяйство

2. Объём спроса

3. Объём предложения

4. Функция спроса

5. Функция предложения

6. Избыток

7. Дефицит

8. Эластичность спроса (предложения)

9. Товар

10. Деньги

 

Подберите для каждого понятия его определение из нижеперечисленных:

а)  количество товаров и услуг, произведенных на продажу при сложившихся условиях обмена;

б) превышение спроса над предложением при сложившихся условиях обмена;

в) тип хозяйства, где блага производятся для обмена;

г) количество товаров и услуг, которые могут приобрести потенциальные покупатели для удовлетворения своих платежеспособных потребностей при сложившихся условиях обмена;

д) формализованная зависимость изменения объёма спроса от определяющих его факторов;

е) реакция спроса (предложения) на изменение цены, определяемая как прирост объёма спроса (предложения) в результате повышения его цены на 1% при условии неизменности всех остальных факторов;

ж) формализованная зависимость изменения объёма предложения от определяющих его факторов;

з) превышение предложения над спросом при сложившихся условиях обмена;

и) ликвидное средство, которое регулярно используется людьми для приобретения товаров и услуг, а также других видов активов;

к) специфическое экономическое благо, предназначенное для обмена.

Тесты и задания

1.Какие черты характеризуют товарное производство:

а) общественное разделение труда;

б) специализация труда;

в) продукты производства не для собственного потребления, а для продажи;

г) экономические связи опосредованы деньгами;

д) все ответы верны.

2. Экономический спрос на товар означает:

а)  желание потребителя приобрести данный товар;

б) форму выражения потребностей;

в) приобретение какого-либо блага, соизмеренное с теми «жертвами», которые приходится делать для его приобретения;

г) платёжеспособная потребность потребителя.

3. Рыночный спрос не испытывает влияния:

а) доходов потребителей;

б) цен на взаимосвязанные товары;

в) цен на ресурсы;

г) численности покупателей.

4. Яблоки и груши являются товарами-заменителями для ряда групп потребителей. Увеличение цены на яблоки при прочих равных условиях обусловит:

а) смещение кривой спроса на груши вниз;

б) уменьшение количества проданных груш;

в) сдвиг кривой спроса на груши вправо;

г) перемещение по кривой спроса на груши, в результате чего повысится их цена и объем продаж.

5. Фотоаппараты и фотопленка являются взаимодополняющими товарами. Снижение цены на фотоаппараты при прочих равных условиях вызовет:

а) увеличение спроса на фотопленку;

б) повышение цены фотопленки;

в) рост количества проданных единиц фотопленки;

г) нет верных ответов.

6. Применяя термин «предложение», экономисты имеют в виду:

а) взаимосвязь величины предложения с изменением технологии производства;

б) конкретную точку на кривой предложения;

в)  всю совокупность различных соотношений цены товара и соответствующих этим ценам величин предложения;

г) падающую кривую, отражающую зависимость цены товара от количества проданных единиц.

7. Кривая предложения показывает зависимость между:

а)  величиной издержек производства и ценой товара;

б)  ростом населения и объемом предложения;

в)  изменением дохода населения и объемом предложения;

г) ценой товара и объемом предложения.

8. График рыночного равновесия цен показывает:

а) цену, при которой по каждому данному товару нет ни дефицита, ни излишков;

б) цену предложения, так как между этой ценой и количеством продаж прямая линейная зависимость;

в) цену спроса, поскольку рынок – это сфера, где покупатель всегда прав и всякая попытка повышать цены приведёт к затовариванию рынков.

9. Попытки установить цены, которые превышают их конкурентный уровень, приведут к возникновению:

а)  ажиотажа среди покупателей и увеличению продаж товара;

б) излишка товара и затруднений с его продажей по этой повышенной цене;

в) дефицита возросшего в цене товара.

10. Найдите правильный ответ на задачу: Спрос и предложение на обеды в студенческой столовой описываются уравнениями: Qd = 2400 – 100Р, Qs = 1000 + 250Р. Какова равновесная цена и равновесный объём продаж?

а) 8;  3400

б) 4;  2000

в) 2;  2500

г) 10;  4200.

Тема №4. Фирма в системе рыночных отношений. Рациональное поведение фирмы

Вопросы практического занятия.

1. Фирма – основной субъект рыночной экономики.

2. Виды и формы предпринимательских фирм.

3. Издержки фирмы. Их классификация. Взаимосвязь общих, средних и предельных издержек.

4. Правило минимизации издержек и условие максимизации прибыли.

Доклады:

1. Антимонопольная политика и эффективность её в российской экономической системе.

2. Коррупция в сфере экономической деятельности: причины, формы и методы борьбы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: