И предложения
Вопросы практического занятия.
1. Рынок и условия его возникновения. Сущность и основные черты рыночного хозяйства.
2. Спрос на товар и его характеристика: объем и функция спроса, закон спроса, кривая спроса, эластичность спроса.
3. Предложение товара: объем и функция предложения, закон предложения, кривая предложения, эластичность предложения, фактор времени и предложение.
4. Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие.
Доклады:
1. Принцип «невидимой руки» А.Смита.
2. Преимущества и недостатки рыночного механизма. Теорема Коуза.
3. Рыночная трансформация в России.
Самостоятельная работа.
1. Товар и услуга. Стоимость, полезность, ценность.
2. Деньги: происхождение, сущность и функции. Количество денег в обращении.
3. Потребительские предпочтения и предельная полезность (Теории потребительского поведения и предельной полезности).
Основные понятия.
1. Рыночное (товарное) хозяйство
2. Объём спроса
3. Объём предложения
4. Функция спроса
|
|
5. Функция предложения
6. Избыток
7. Дефицит
8. Эластичность спроса (предложения)
9. Товар
10. Деньги
Подберите для каждого понятия его определение из нижеперечисленных:
а) количество товаров и услуг, произведенных на продажу при сложившихся условиях обмена;
б) превышение спроса над предложением при сложившихся условиях обмена;
в) тип хозяйства, где блага производятся для обмена;
г) количество товаров и услуг, которые могут приобрести потенциальные покупатели для удовлетворения своих платежеспособных потребностей при сложившихся условиях обмена;
д) формализованная зависимость изменения объёма спроса от определяющих его факторов;
е) реакция спроса (предложения) на изменение цены, определяемая как прирост объёма спроса (предложения) в результате повышения его цены на 1% при условии неизменности всех остальных факторов;
ж) формализованная зависимость изменения объёма предложения от определяющих его факторов;
з) превышение предложения над спросом при сложившихся условиях обмена;
и) ликвидное средство, которое регулярно используется людьми для приобретения товаров и услуг, а также других видов активов;
к) специфическое экономическое благо, предназначенное для обмена.
Тесты и задания
1.Какие черты характеризуют товарное производство:
а) общественное разделение труда;
б) специализация труда;
в) продукты производства не для собственного потребления, а для продажи;
г) экономические связи опосредованы деньгами;
д) все ответы верны.
2. Экономический спрос на товар означает:
а) желание потребителя приобрести данный товар;
|
|
б) форму выражения потребностей;
в) приобретение какого-либо блага, соизмеренное с теми «жертвами», которые приходится делать для его приобретения;
г) платёжеспособная потребность потребителя.
3. Рыночный спрос не испытывает влияния:
а) доходов потребителей;
б) цен на взаимосвязанные товары;
в) цен на ресурсы;
г) численности покупателей.
4. Яблоки и груши являются товарами-заменителями для ряда групп потребителей. Увеличение цены на яблоки при прочих равных условиях обусловит:
а) смещение кривой спроса на груши вниз;
б) уменьшение количества проданных груш;
в) сдвиг кривой спроса на груши вправо;
г) перемещение по кривой спроса на груши, в результате чего повысится их цена и объем продаж.
5. Фотоаппараты и фотопленка являются взаимодополняющими товарами. Снижение цены на фотоаппараты при прочих равных условиях вызовет:
а) увеличение спроса на фотопленку;
б) повышение цены фотопленки;
в) рост количества проданных единиц фотопленки;
г) нет верных ответов.
6. Применяя термин «предложение», экономисты имеют в виду:
а) взаимосвязь величины предложения с изменением технологии производства;
б) конкретную точку на кривой предложения;
в) всю совокупность различных соотношений цены товара и соответствующих этим ценам величин предложения;
г) падающую кривую, отражающую зависимость цены товара от количества проданных единиц.
7. Кривая предложения показывает зависимость между:
а) величиной издержек производства и ценой товара;
б) ростом населения и объемом предложения;
в) изменением дохода населения и объемом предложения;
г) ценой товара и объемом предложения.
8. График рыночного равновесия цен показывает:
а) цену, при которой по каждому данному товару нет ни дефицита, ни излишков;
б) цену предложения, так как между этой ценой и количеством продаж прямая линейная зависимость;
в) цену спроса, поскольку рынок – это сфера, где покупатель всегда прав и всякая попытка повышать цены приведёт к затовариванию рынков.
9. Попытки установить цены, которые превышают их конкурентный уровень, приведут к возникновению:
а) ажиотажа среди покупателей и увеличению продаж товара;
б) излишка товара и затруднений с его продажей по этой повышенной цене;
в) дефицита возросшего в цене товара.
10. Найдите правильный ответ на задачу: Спрос и предложение на обеды в студенческой столовой описываются уравнениями: Qd = 2400 – 100Р, Qs = 1000 + 250Р. Какова равновесная цена и равновесный объём продаж?
а) 8; 3400
б) 4; 2000
в) 2; 2500
г) 10; 4200.
Тема №4. Фирма в системе рыночных отношений. Рациональное поведение фирмы
Вопросы практического занятия.
1. Фирма – основной субъект рыночной экономики.
2. Виды и формы предпринимательских фирм.
3. Издержки фирмы. Их классификация. Взаимосвязь общих, средних и предельных издержек.
4. Правило минимизации издержек и условие максимизации прибыли.
Доклады:
1. Антимонопольная политика и эффективность её в российской экономической системе.
2. Коррупция в сфере экономической деятельности: причины, формы и методы борьбы.