Источники права: обычаи, религиозные нормы, законы.
Право частной собственности было развито в Афинах, но найти положений об абсолютных правах собственников невозможно. Афинское право различало собственность движимую (рабы, утварь, украшения) и недвижимую (земля, строения), видимую и невидимую. К невидимой собственности относились деньги (их можно было спрятать, они могли находиться в торговом или ростовщическом). Договорные отношения достигают высокого уровня развития. Известны договоры купли-продажи, найма, займа, аренды, товарищества, подряда.
Условиями действительности договоров являлись следующие:
1. согласие сторон;
2. законность основания;
3. соответствие нормам морали.
Способами обеспечения договоров были:
ü залог,
ü задаток,
ü поручительство третьих лиц.
Особым видом залога- ипотека (14) – залог недвижимости, при котором заложенная вещь не передавалась кредитору, оставаясь во временном пользовании должника.
Брак и семья – важнейшие институты гражданского права – регулировались в основном обычаями.
|
|
Долгое время брак сохранял черты договора купли-продажи.
Афинянки полностью зависели от мужчин, они не допускались к участию в политической жизни и большую часть жизни проводили в стенах дома.
Мужчина обладал большой властью над детьми (мог отречься от ребенка, изгнать сына из дома, передать его на воспитание властям, выдать дочь замуж, не считаясь с ее мнением).
В период развития афинского права было известно два типа наследования – по закону и по завещанию. Наследование по завещанию возникало в тех случаях, когда законных наследников – детей не было. Законные наследники сыновья и дочери были уравнены в правах.
В уголовно-правовой сфере Афин наблюдается определенный гуманизм:
ü основными наказаниями были штрафы и конфискация имущества;
ü смертная казнь могла быть назначена за небольшое количество преступных деяний (измена, безбожие, обман народа);
ü приговоренный к смерти не только мог сам избрать способ ухода из жизни, но и самостоятельно привести приговор в исполнение;
ü телесные и членовредительские наказания, публичные казни не практиковались;
ü широко применялась атимия (бесчестье) – лишение политических прав.
Причины гумманизма:
· сравнительно невысокий уровень преступности среди граждан;
· высокий уровень благосостояния позволил заменить телесные и членовредительские наказания штрафами;
· граждан было немного, каждый был на счету как воин налогоплательщик и собственник;
· граждане сами устанавливали для себя законы в том числе и уголовные.
В целом система уголовного права в Древних Афинах представляла собой следующее:
|
|
1. преступления против государства (измена, обман народа);
2. преступления против личности (убийство, оскорбление);
3. преступления против собственности (кража, грабеж);
4. преступления против семьи (похищение девушки, измена жены).
Общественный и государственный строй Спарты.
В основе возникновения государства в Спарте- общие закономерности разложения первобытнообщинного строя àсохранение значительных остатков родовой организации.
Общественный строй
-образование классового рабовладельческого общества
v Господствующий класс- спартиаты (полноправные граждане). При сохранении совместной собственности граждан на землю принадлежность к господствующему классу придерживалась представлением каждому спартиату в пользование земельного надела вместе с прикрепленными к нему рабами- илотами, руд которых обеспечивал самого спартиата и его семью.
v Главной обязанностью считалась военная
v С 20 до 60 лет спартиаты несли военную службу
v В целях поддержания единства спартиаты должны были принимать участие в общественных трапезах-сисситиях(организовывались за счет ежемесячных взносов спартиатов)
v Развитие имущественной дифференциации, следовательно, подрывание единства и равенства спартиатов
v Периеки- жители периферийных горных неплодородных районов Спарты (лично свободные, обладали имущественной правоспособностью)
v Илоты- порабощенные жители Мессении- собственность государства, обрабатывали землю, отдавали около ½ урожая, НО они практически вели своё хозяйство и не были товаром, подобно рабам, и свободно распоряжались оставшейся у них частью урожая.
Государственный строй
Сформировался в результате преобразования военной демократии в государственнуюоорганизацию
Во главе государства- два архагета
Каждые 8 лет- гадания по звездам àархагеты могли быть преданы либо суду, либо отстранены от должности (в целом их положение являлось почетным)
Совет старейшин- орган власти, унаследованный от родоплеменной организации
Состав: 28 геронтов, пожизненно избираемых народным собранием из знатных спартиатов, достигших 60-летнего возраста.
В народном собрании участвовали все спартиаты, достигшие 30 лет.
На собрании принимались законы, избирались должностные лица.
Особенности возникновения государства в Риме. Реформы Сервия Туллия.
Периодизация:
1. Царский (753-510 гг. до н.э.)
2. Республиканский (510-30 гг. до н.э.)
3. Имперский (30 гг. до н.э.- 476 гг. н.э.)
Реформы Сервия Туллия
Римская община
Племя(триб):
1. Латинян
2. Сабинян =10 курий=100 родов
3. Этрусков