Архитектура и изобразительное искусство Древней Руси (IX–первая третьXII в.)

История как наука: методы и источники изучения истории; отечественная

Историография и функции исторического знания.

История – неотъемлемая составляющая общей культуры. У человека, изучающего историю, в процессе познавательной деятельности и накопления исторических знаний формируется историческое сознание, которое является элементом общественного сознания.

Исторический метод заключается в следовании принципам и правилам работы с первоисточниками и другими доказательствами, найденными в ходе исследования и затем используемыми при написании исторического труда.

Историческим источником называется любой документ, привлеченный для познания действительности.

Историография-это научная дисциплина, изучающая историю исторической науки.

Историография изучает:

1.процесс накопления знаний о развитии общества и превращении их в науку.

2. характеристики различных взглядов на историческиеявления;

3.процесс совершенствования методов исторического исследования.

Выделяются три основныхэтапа развития отечественной историографии:

1.Дореволюционный

2.Советский.

3. Постсоветский, демократический

Функции истории:

· познавательная, интеллектуально развивающая, состоящая в самом изучении исторического пути стран, народов

· практически-политическая. История как наука, помогает вырабатывать научно обоснованный политический курс, избегать субъективных решений. В единстве прошлого, настоящего и будущего – корни интереса людей к своей истории.

· мировоззренческая. История создает документально точные повести о выдающихся событиях прошлого, о мыслителях, которым общество обязано своим развитием.

Проблема этногенеза восточных славян.

Историки полагают, что предками славян были древние ираноязычные народы: скифы, сарматы, аланы. Исследования, проведенные в XIX в., позволяют отнести славян к индоевропейской язычной группе. Индоевропейские языки схожи между собой и образуют несколько языковых групп, к которым относятся: славянскую, германскую, кельтскую, романскую, иранскую и др.

Индоевропейская общность начала распадаться в IV-III тысячелетии до н.э.

Восточные славяне возникли после слияния праславян с другими народами Восточной Европы, южные славяне – в результате объединения фракийцев с иллирийцами. Есть немало сведений, что праславяне отделились от балтов в середине I тысячелетия до н. э.

Первые упоминания о венедах (праславянах) относятся к тому периоду, когда римляне достигли Среднего Дуная, Паннонии и Норика.

Этапы формирования славянской общности:

1. 1 тыс до н.э

2. Великое переселение народов 4в н.э.

Праславяне делятся на антов, венедов и склавинов

3. 6-7 в – окончательное расселение славян

4. 8-9в – формирование городов на руси

Культура и религия восточных славян. Русь языческая.

На формирование древнерусской государственности, общественное развитие оказало значительное влияние античное наследие Византии, особенно древнегреческая культура, ее христианская духовность, соборная церковная обрядность. В то же время надо отметить, что на развитие древнерусской государственности значительное влияние оказывали централизаторские факторы восточного типа цивилизаций.

Языческая мифология и религиозные обряды, являются важной составляющей представления о духовной жизни, славянских племен. У древних славян были сильны остатки анимизма, т.е. вера в духов, и через это одухотворение природы и природных сил. Они почитали духов озер, рек, рощ; верили, что леса населены различными существами, отличными от людей. В давние времена сложилась вера в “упырей”, духов Зла, и “берегынь”, духов Добра. Позднее праславяне стали почитать Род, его помощниками были Ярило и Купала, и Рожаницам Ладе и Леле, культ которых был напрямую связан с земледелием и всем, от чего зависит плодородие земли.

В эпоху формирования государственных образований на землях славян начинает складываться собственно языческий пантеон, куда в разное время входили такие божества, как Сварог (бог неба), он же Стрибог, Велес (покровитель скота и скотоводов, а также богатства, торговли), Перун (бог грома и молний, позднее - покровитель воинов и ратных дел), Даждьбог (бог света), богиня плодородия и покровительница женщин Мокошь и др.

Образование Древнерусского государства его социально-политический

Строй.

Древняя Русь (9-12 век) представляла собой протогосударство (раннее), которое только начинало формироваться как политический строй. Бывшие разрозненные общины стали постепенно объединяться в единое государство, во главе которого встала династия Рюриковичей.

Учёные сходятся во мнении, что Древняя Русь представляло собой раннефеодальную монархию

Первый правовой документ был принят Ярославом Мудрым в 11 веке и назывался «Русская правда».

Основная задача данного документа – защитить людей от беспорядков и урегулировать общественные отношения. В «Русской правде» были прописаны различные виды преступлений и наказания за них.

Кроме того, документ делил общество на несколько социальных категорий. В частности, существовали свободные общинники и зависимые. Зависимые считались неполноправными гражданами, не имели свобод и не могли служить в армии. Они делились на смердов (простолюдинов), холопов (слуг) и временно зависимых.Свободные общинники делились на смердов и людей. Обладали правами и служили в армии.

5.Принятие христианства и его историческое значение.

Датой крещения Киевской Руси считается именно 988 г. В этом году в Корсуни принял новую веру князь Владимир Красно Солнышко. Вернувшись в Киев, он начал процесс христианизации страны, крестив приближенных дружинников, бояр, купцов. Серьезной причиной, повлиявшей на выбор Владимира, стали политические амбиции римской церкви. Ее возвышение над властью светской для киевских князей было абсолютно неприемлемым. Восточное христианство, напротив, привлекло настроем на взаимодействие власти религиозной и светской.

Историческое значение крещения Руси для развития государства переоценить сложно. После 988 г. Русь, как христианское государство, смогла претендовать на более высокий статус в отношениях с другими странами Европы, что упрочило международные связи. Одним из важнейших последствий крещения Руси стало постепенное сплочение общества, смягчение нравов. Для развития культуры э то событие, так же, стало эпохальным.

Провозглашение в качестве государственной религии христианства (по византийскому образцу) является одной из важнейших вех в истории нашей страны. В честь этого события отмечается ежегодно праздник 28 июля День крещения Руси.

Письменность, просвещение и литература Древней Руси (IX–первая треть

XII в.).

Письменность на Русипоявилась задолго до принятия христианства. Сохранились упоминания о том, что древние славяне пользовались узелковой и узелково-иероглифической письменностью, но в силу своей сложности она была доступна лишь избранным. Широкое распространение грамотности связывают с деятельностью во второй половине IX века братьев Константина (принявшим перед смертью монашество под именем Кирилла) и Мефодия, создавших первую славянскую азбуку для распространения христианских священных текстов. Первые сохранившиеся до нашего времени образцы применения этого письма относятся к началу X в. Старейшие славянские тексты написаны двумя азбуками - глаголицей и кириллицей. Вся древнерусская литература делится на переводную и оригинальную. Перевод занимал важное место в литературе Киевской Руси и рассматривался как часть национальной словесности. Выбор переводных сочинений был обусловлен влиянием церкви на древнерусскую литературу: Священное Писание, произведения Иоанна Златоуста, Кирилла Иерусалимского и других раннехристианских авторов. Переводились также исторические произведения и хроники. Оригинальная древнерусская литература представлена следующими основными жанрами: летописание, житие, слово (поучение), хождения и исторические повести. Древнейшая русская летопись - "Повесть временных лет", составленная на основе не сохранившихся более ранних летописей и устных преданий. - Житие (агиография) представляет собой жизнеописание знаменитых духовных и светских лиц, канонизированных христианской церковью (житие кн. Бориса и Глеба и др.) Яркий образец нравоучительного красноречия - "Поучение Владимира Мономаха" (1096 или 1117г.), Одно из самых известных произведений этого жанра - "Хождение игумена Даниила" в Палестину. Самым известным литературным памятником домонгольской Руси является "Слово о полку Игореве".

Архитектура и изобразительное искусство Древней Руси (IX–первая третьXII в.)

Большие церкви Киевской Руси, построенные после принятия Христианства в 988 году, были первыми примерами монументальной архитектуры в восточно-славянских землях. Архитектурный стиль Киевской Руси утвердился под влиянием византийского. Ранние православные церкви были главным образом сделаны из дерева. Первой каменной церковью Киевской Руси была Десятинная церковь в Киеве, строительство которой относят к 989 году. Церковь строилась в качестве кафедрального собора неподалеку от княжеского терема. Софийский собор в Киеве, построенный в XI веке является одним из самых значительных архитектурных сооружений данного периода. Формирование новгородской архитектурой школы относят к середине XI века, времени строительства Софийского собора в Новгороде. С распространением культового каменного строительства стала развиваться монументальная живопись. Византийские и русские мастера украшали интерьеры храмов фресками и мозаиками. В каждой церкви находились иконы. Самой знаменитой из икон той эпохи является "Богоматерь Владимирская", созданная в начале.XII в. Наряду с монументальной живописью и иконописью существовала и книжная миниатюра, мастера которой достигли больших высот. Киевская Русь благодаря творческому усвоению христианства и культурного наследия античности достигла высокого. уровня, встала вровень с западноевропейскими странами. Культурные традиции, созданные в киевский период, получили дальнейшее развитие в эпоху раздробленности, но многие из них не смогли пережить монгольского нашествия. Изобразительное искусство XII-XIII вв., как и в эпоху Киевской Руси, было связано с росписью храмов и представлено в основном фресками. Лучше всего они сохранились в Новгородской земле. По сравнению с XI в. росписи стали менее торжественными, зато изображаемые фигуры - более динамичными. Самый яркий образец новгородской фрески - роспись в церкви Спаса на Нередице. Фрески имели и владимирские храмы, но сохранились лишь единичные их образцы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: