Распределение часов дисциплины по видам занятий и по семестрам
Курс | 1 |
Семестры | I |
Всего учебных часов трудоемкости | 72 ч. (3 з.е. – зачет) |
Всего аудиторных часов, | 4 ч. |
в том числе лекции | 2 ч. |
практических занятий | 2 ч. |
Самостоятельная работа студентов | 64 ч. |
Распределение аудиторных часов по семестрам | |
I семестр | 2 ч. в неделю |
72 ч. = 2 лк + 2 пр + 64 СРС | |
I семестр | – зачет |
Плановые контрольные работы | 4 |
Содержание дисциплины «Актуальные проблемы права», структурированное по темам
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАВА»»
№ | Перечень разделов и тем учебного материала | Всего часов | Контактные часы | Самостоятельная работа | Краткое содержание темы (основные понятия) | Виды и формы самостоятельной работы | Форма контроля текущей успеваемости | ||||||
Лекции | Лабораторные работы | Практические занятия | Контроль самостоятельной работы | ||||||||||
| 3 семестр | ||||||||||||
1 | Модуль 1. Проблемы теории права | 36 | 2 | - | - | 2 | 18 | ||||||
1.1 | Комплексные правовые исследования | 12 | 2 | - | - | - | 6 | Методология теории права как направление ее исследований, посвященное закономерностям научного познания и разработке наиболее соответствующих предмету и задачам познания методов. Классификационные группы методов теории права. Методы эмпирического и теоретического уровня познания. Компаративистика как новое направление в науке. Роль комплексных правовых исследований. Понятие и требования комплексного исследования. Методология комплексного правового исследования. | Работа с конспектом лекции. Чтение текста учебника, дополнительной литературы. Проверка усвоенного теоретического и методологического материала в ИДЗ. | КЗ; Т; ИДЗ; Р; П; СР. | |||
1.2 | Современное правопонимание | 12 | - | - | - | 1 | 6 | 1. Понятие типа правопонимания, проблема его выбора. 2. Типы правопонимания. 3. Основные теории (концепции) правопонимания: 3.1.естественно-правовая, 3.2.историческая, 3.3.марксистская (материалистическая), 3.4.психологическая, 3.5.нормативистская, 3.6.социологическая). 4. Различные подходы к пониманию права. 4.1.Современные концепции правопонимания, существующие в отечественной теории права. 4.2.«Узкое» понимание права, «широкое» понимание права, концепция различения права и закона, интегративная и др. 4.3.Практическое значение единого понимания права. 5. Понятие права как нормативного регулятора общественных отношений. 5.1.Право как система правил поведения. 5.2.Основные признаки права. 5.3.Общеобязательность и формальная определенность права. 6. Теоретические проблемы формы (источников) права. 6.1.Соотношение понятий «форма права» и «источник права». 6.2.Источники права в историческом, материальном, идеальном и формальном (юридическом) смысле. 7. Право и правовые начала (правовые принципы), правовые исключения. | Работа с лекционным материалом по теме 1.2.; конспект источника; подготовка к практическому занятию; выполнение ИДЗ; сделать реферативную работу. Чтение текста учебника, дополнительной литературы.
| Т; СР; Р; ИДЗ. | |||
1.3 | Проблема стабильности и эффективности закона | 12 | - | - | - | 1 | 6 | Соотношение понятий «право» и «закон»: теоретический и юридико-лингвистический анализ. Теоретическое и практическое понимание категории «законодательство». Закон и законодательство: соотношение понятий. Значение, понятие и свойства стабильного закона. Степень стабильности закона и ее оценка. Механизм управления стабильностью закона. Факторы, влияющие на эффективность действия закона. Измерение социальной эффективности закона. | Работа с лекционным материалом по теме 1.1; конспект источника. Чтение текста учебника, дополнительной литературы. Чтение текстов источников. Составление аналитической таблицы. | Т; Р; СР; ИДЗ. | |||
Модуль 2. Проблемы юридической практики и реализации права | 36 | - | - | 2 | 2 | 18 |
| ||||||
2.1 | Юридическая практика как интегрирующий элемент правовой системы общества | 6 | - | - | - | - | 4 | Теоретические подходы к определению правовой системы общества. Понятие и элементы правовой системы общества. Основные подходы к определению юридической практики. Юридическая практика как единство правовой деятельности и сформированного на ее основе социально-правового опыта. Юридическая практика как деятельность по изданию, систематизации, реализации, толкованию и т.п. юридических предписаний, взятая в единстве с накопленным социально-правовым опытом. Значение юридической практики. Общественная и коллективная природа юридической практики. Основные черты и особенности юридической практики. Структура юридической практики как расположение основных элементов и связей, которые обеспечивают ей целостность, сохранение объективно необходимых свойств и функций при воздействии на нее разнообразных факторов действительности. Юридическая практика как полиструктурное образование, включающее, в частности, логический, пространственный, временной и иные компоненты. Элементы содержания юридической практики: объекты, субъекты и участники, юридические действия и операции, средства и способы их осуществления, принятые решения и результаты действий. Виды юридической практики. Правотворческая, правоприменительная (право- реализационная), распорядительная, интерпретационная и др. Правокон-кретизирующая, контрольная, правосисте-матизирующая и иные практики. Законодательная, судебная, следственная, нотариальная и другие практики. Подвиды юридической практики. Проблемы совершенствования юридической практики. | Работа с лекционным материалом по теме; конспект источника; подготовка к практическому занятию; выполнение заданий ИДЗ. Чтение текста учебника, дополнительной литературы. Чтение текстов источников. Подготовка докладов к семинарскому занятию. Мониторинг семинарского занятия | Т; Р; СР; ИДЗ. | |||
2.2 | Юридико-технические проблемы правотворчества и систематизации права. Нормативная правовая терминология | 8 | - | - | 2 | - | 2 | 1. Понятие, общая характеристика, виды правотворчества и систематизации права. 2. Плюрализм взглядов на понятие юридической техники в отечественной юридической науке. 3. Понятие и значение юридической техники. 4. Классификация юридической техники: 4.1. Правотворческая техника. 4.2.Система-тизационная техника. 5. Приемы, правила и средства как элементы юридической техники. 6. Нормативный правовой термин: 6.1.Понятие нормативного правового термина. 6.2.Соотношение понятий «юридический термин» и «нормативный правовой термин». 6.3.Классификация нормативных правовых терминов. 6.4.Проблема унификации нормативной правовой терминологии. 6.5.Требования к использованию нормативных правовых терминов. 7. Проблемы теории юридической технологии. 8. Виды юридических технологий. | Работа с лекционным материалом по теме 2.2; конспект источника; подготовка к практическому занятию; выполнение ИДЗ; подготовка к групповому творческому заданию.
Чтение текста учебника, дополнительной литературы. Чтение текстов источников. | Т; СР; Р; ИДЗ; ТЗ. | |||
2.3 | Проблемы реализации права: правоприменительный процесс, преодоление пробелов в праве | 8 | - | - | - | - | 4 | Реализация права: проблемы определения данного понятия и основные направления осуществления. Реализация права как претворение, воплощение предписаний юридических норм в жизнь путем правомерного поведения субъектов общественных отношений. Формы реализации права. Правоприменение как особый вид реализации юридических предписаний. Оперативно-исполнительная форма применения права и правоохранительная деятельность. Основные подходы к выявлению стадий процесса применения права. Правоприменительный акт: понятие, структура и виды. Проблемы соотношения актов применения права и нормативных правовых актов. Реализация права при пробелах в законодательстве. Понятие и способы преодоления пробелов в праве. Аналогия закона и аналогия права. Юридические коллизии: понятие и виды. Проблемы конфликтов и противоречий в праве | Работа с лекционным материалом по теме 2.3; выполнение заданий ИДЗ; Чтение текста учебника, дополнительной литературы.
| СР; Р; ИДЗ | |||
2.4 | Юридическая квалификация правового (правомерного и противоправного) поведения | 8 | - | - | 2 | - | 4 | 1. Правовое поведение: общие признаки. 2. Поведение прямо не предусмотренное правом. Понятие и признаки правомерного поведения. 3. Виды правомерного поведения: 3.1.Социально-правовая активность личности. 3.2.Обычное правомерное поведение. 3.3.Социально-правовая пассивность личности. 3.4.Привычное, конформистское и маргинальное поведение. 4. Уважение к праву и правовая привычка. Стимулирование правомерных деяний. 5. Понятие и причины противоправного поведения, пути их устранения. 6. Понятие юридической квалификации правового (правомерного и противоправного) поведения. 7. Состав правового (правомерного и противоправного) поведения. 8. Этапы юридической квалификации правового (правомерного и противоправного) поведения. | Работа с лекционным материалом по теме 2.4; конспект источника. Чтение текста учебника, дополнительной литературы. Составление аналитической
таблицы. | Т; СР; Р; ИДЗ;ТЗ. | |||
2.5 | Правовое сознание и правовая культура: проблемы формирования и повышения их уровня. Роль правового воспитания | 8 | - | - | - | - | 4 | Правовое сознание: понятие и основные характеристики как юридико-социологической категории. Роль правосознания в системе форм общественного сознания, взаимосвязь с политической, экономической, нравственной, религиозной и иными формами сознания. Структура правосознания. Правовая психология, правовая идеология, правовая установка. Виды и уровни правового сознания. Оценка и измерение правосознания. Проблема профессионального сознания юриста. Определение, значение и социологическое исследование профессионального сознания юриста. Понятие и основные черты правовой культуры. Виды правовой культуры. Теоретические подходы к определению правовой культуры. Показатели правовой культуры, подлежащие социолого-правовому исследованию. Структура правовой культуры общества и отдельной личности. Уровень развития правосознания общества. Степень прогрессивности правовых норм и юридической деятельности. Знание, понимание, уважение к праву, активность в правовой сфере. Правовой нигилизм и правовой идеализм. Роль правового сознания и правовой культуры в правотворчестве и реализации права. Правовое воспитание: понятие и характерные черты. Задачи правового воспитания. Средства и формы правового воспитания. Правовоспитательный процесс как составная часть правовой социализации. Роль правового воспитания в формировании и повышении уровня правового сознания и правовой культуры. | Работа с лекционным материалом по теме; конспект источника; выполнение заданий ИДЗ | Т; СР; Р; ИДЗ;ТЗ. | |||
Принятые буквенные обозначения форм контроля промежуточной и текущей успеваемости:
Т - тестирование, С - устный опрос/ собеседование, Р - реферат, ПЗ – проблемная задача, ТЗ - творческое задание, СР - самостоятельная работа, ИДЗ – индивидуальное домашнее задание.