Объем дисциплины «Актуальные проблемы права» в зачетных единицах и академических часах

Распределение часов дисциплины по видам занятий и по семестрам

Курс 1
Семестры  I
Всего учебных часов трудоемкости 72 ч. (3 з.е. – зачет)
Всего аудиторных часов, 4 ч.
в том числе                                            лекции 2 ч.
практических занятий 2 ч.
Самостоятельная работа студентов 64 ч.
Распределение аудиторных часов по семестрам  
I семестр 2 ч. в неделю
  72 ч. = 2 лк + 2 пр + 64 СРС
I семестр – зачет
Плановые контрольные работы 4

 

 



Содержание дисциплины «Актуальные проблемы права», структурированное по темам

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАВА»»

Перечень разделов и тем учебного материала

Всего часов

Контактные часы

Самостоятельная работа

Краткое содержание темы (основные понятия)

Виды и формы

самостоятельной

работы

Форма контроля текущей успеваемости

Лекции Лабораторные работы Практические занятия Контроль самостоятельной работы

 

3 семестр

1 Модуль 1. Проблемы теории права   36 2 - - 2 18    
1.1 Комплексные правовые исследо­вания 12 2 - - - 6 Методология теории права как направление ее исследований, посвященное закономерностям научного познания и разработке наиболее соответствующих предмету и задачам познания методов. Классификационные группы методов теории права. Методы эмпирического и теоретического уровня познания. Компаративистика как новое направление в науке. Роль комплексных правовых исследова­ний. Понятие и требования комплексного исследования. Методология комплексного правового исследования.

Работа с конспектом лекции. Чтение текста учебника, дополнительной литературы. Проверка усвоенного теоретического и

методологического материала в ИДЗ.

КЗ; Т; ИДЗ; Р; П; СР.  
1.2 Современное правопонимание 12 - - - 1 6 1. Понятие типа правопонимания, про­блема его выбора. 2. Типы правопонимания. 3. Основные теории (концепции) правопони­мания: 3.1.естественно-правовая, 3.2.историческая, 3.3.марксистская (материалистическая), 3.4.психо­логическая, 3.5.нормативистская, 3.6.социологиче­ская). 4. Различные подходы к пониманию права. 4.1.Современные концепции правопони­мания, существующие в отечественной тео­рии права. 4.2.«Узкое» понимание права, «ши­рокое» понимание права, концепция разли­чения права и закона, интегративная и др. 4.3.Практическое значение единого по­нимания права. 5. Понятие права как норма­тивного регулятора общественных отно­шений. 5.1.Право как система правил поведе­ния. 5.2.Основные признаки права. 5.3.Общеобя­зательность и формальная определенность права. 6. Теоретические проблемы формы (ис­точников) права. 6.1.Соотношение понятий «форма права» и «источник права». 6.2.Источники права в историческом, материальном, идеальном и формальном (юридическом) смысле. 7. Право и правовые начала (правовые принципы), правовые исключения.

Работа с лекционным материалом по теме 1.2.; конспект источника; подготовка к практическому занятию; выполнение ИДЗ; сделать реферативную работу. Чтение текста учебника, дополнительной литературы. 

 

Т; СР; Р; ИДЗ.  
1.3 Проблема ста­бильности и эф­фективности зако­на 12 - - - 1 6 Соотношение понятий «право» и «за­кон»: теоретический и юридико-лингвистический анализ. Теоретическое и практическое по­нимание категории «законодательство». За­кон и законодательство: соотношение поня­тий. Значение, понятие и свойства ста­бильного закона. Степень стабильности за­кона и ее оценка. Механизм управления ста­бильностью закона. Факторы, влияющие на эффектив­ность действия закона. Измерение социаль­ной эффективности закона.

Работа с лекционным материалом по теме 1.1; конспект источника. Чтение текста учебника, дополнительной литературы. Чтение текстов источников. Составление аналитической таблицы.

Т; Р; СР; ИДЗ.  
  Модуль 2. Проблемы юридической практики и реализации права 36 - - 2 2 18  

 

 
2.1 Юридическая практика как ин­тегрирующий элемент правовой системы общества 6 - - - - 4 Теоретические подходы к опреде­лению правовой системы общества. Поня­тие и элементы правовой системы обще­ства. Основные подходы к определению юридической практики. Юридическая прак­тика как единство правовой деятельности и сформированного на ее основе социально-правового опыта. Юридическая практика как дея­тельность по изданию, систематизации, реа­лизации, толкованию и т.п. юридических предписаний, взятая в единстве с накоплен­ным социально-правовым опытом. Значение юридической практики. Общественная и коллективная природа юридической практики. Основные черты и особенности юридической практики. Структура юридической практики как расположение основных элементов и связей, которые обеспечивают ей це­лостность, сохранение объективно необ­ходимых свойств и функций при воздей­ствии на нее разнообразных факторов дей­ствительности. Юридическая практика как полиструктурное образование, вклю­чающее, в частности, логический, про­странственный, временной и иные компо­ненты. Элементы содержания юридической практики: объекты, субъекты и участники, юридические действия и операции, средства и способы их осуществления, принятые ре­шения и результаты действий. Виды юридической практики. Право­творческая, правоприменительная (право- реализационная), распорядительная, интер­претационная и др. Правокон-кретизирующая, контрольная, правосисте-матизирующая и иные практики. Законо­дательная, судебная, следственная, нота­риальная и другие практики. Подвиды юридической практики. Проблемы совер­шенствования юридической практики.

Работа с лекционным материалом по теме; конспект источника; подготовка к практическому занятию; выполнение заданий ИДЗ.

Чтение текста учебника, дополнительной литературы. Чтение текстов источников.

Подготовка докладов к семинарскому занятию.

Мониторинг семинарского занятия

Т; Р; СР; ИДЗ.  
2.2 Юридико-технические про­блемы правотвор­чества и система­тизации права. Нормативная пра­вовая терминоло­гия   8 - - 2 - 2 1. Понятие, общая характеристика, ви­ды правотворчества и систематизации пра­ва. 2. Плюрализм взглядов на понятие юриди­ческой техники в отечественной юридиче­ской науке. 3. Понятие и значение юридиче­ской техники. 4. Классификация юридической тех­ники: 4.1. Правотворческая техника. 4.2.Система-тизационная техника. 5. Приемы, правила и средства как элементы юридической техни­ки. 6. Нормативный правовой термин: 6.1.Понятие нормативного правового термина. 6.2.Соотношение понятий «юриди­ческий термин» и «нормативный правовой термин». 6.3.Классификация нормативных пра­вовых терминов. 6.4.Проблема унификации нормативной правовой терминологии. 6.5.Требования к ис­пользованию нормативных правовых тер­минов. 7. Проблемы теории юридической тех­нологии. 8. Виды юридических технологий.

Работа с лекционным материалом по теме 2.2; конспект источника; подготовка к практическому занятию; выполнение ИДЗ; подготовка к групповому творческому заданию.

Чтение текста учебника, дополнительной литературы. Чтение текстов источников.

Т; СР; Р; ИДЗ; ТЗ.  
2.3 Проблемы реа­лизации права: правопримени­тельный процесс, преодоление про­белов в праве 8 - - - - 4 Реализация права: проблемы опре­деления данного понятия и основные на­правления осуществления. Реализация пра­ва как претворение, воплощение пред­писаний юридических норм в жизнь путем правомерного поведения субъектов общест­венных отношений. Формы реализации пра­ва. Правоприменение как особый вид реа­лизации юридических предписаний. Опера­тивно-исполнительная форма применения права и правоохранительная деятельность. Основные подходы к выявлению стадий процесса применения права. Правоприменительный акт: понятие, структура и виды. Проблемы соотношения актов применения права и нормативных правовых актов. Реализация права при пробелах в за­конодательстве. Понятие и способы преодо­ления пробелов в праве. Аналогия закона и аналогия права. Юридические коллизии: понятие и виды. Проблемы конфликтов и противоре­чий в праве

Работа с лекционным материалом по теме 2.3; выполнение заданий ИДЗ;

Чтение текста учебника, дополнительной литературы.

 

СР; Р; ИДЗ  
2.4 Юридическая квалификация правового (право­мерного и проти­воправного) пове­дения 8 - - 2 - 4 1. Правовое поведение: общие при­знаки. 2. Поведение прямо не предусмот­ренное правом. Понятие и признаки правомерного поведения. 3. Виды правомерного поведения: 3.1.Социально-правовая активность личности. 3.2.Обычное правомерное поведение. 3.3.Соци­ально-правовая пассивность личности. 3.4.При­вычное, конформистское и маргинальное поведение. 4. Уважение к праву и правовая привычка. Стимулирование правомерных деяний. 5. Понятие и причины противоправного поведения, пути их устранения. 6. Понятие юридической квалификации правового (правомерного и противоправно­го) поведения. 7. Состав правового (право­мерного и противоправного) поведения. 8. Этапы юридической квалификации право­вого (правомерного и противоправного) по­ведения.

Работа с лекционным материалом по теме 2.4; конспект источника. Чтение текста учебника, дополнительной литературы. Составление аналитической

таблицы.

Т; СР; Р; ИДЗ;ТЗ.  
2.5 Правовое созна­ние и правовая культура: пробле­мы формирования и повышения их уровня. Роль пра­вового воспитания 8 - - - - 4 Правовое сознание: понятие и ос­новные характеристики как юридико-социологической категории. Роль право­сознания в системе форм общественного сознания, взаимосвязь с политической, эко­номической, нравственной, религиозной и иными формами сознания. Структура правосознания. Правовая психология, правовая идеология, правовая установка. Виды и уровни правового созна­ния. Оценка и измерение правосознания. Проблема профессионального сознания юриста. Определение, значение и социоло­гическое исследование профессионального сознания юриста. Понятие и основные черты правовой культуры. Виды правовой культуры. Теоре­тические подходы к определению правовой культуры. Показатели правовой культуры, подлежащие социолого-правовому исследо­ванию. Структура правовой культуры обще­ства и отдельной личности. Уровень разви­тия правосознания общества. Степень про­грессивности правовых норм и юридиче­ской деятельности. Знание, понимание, уважение к праву, активность в правовой сфере. Правовой нигилизм и правовой идеализм. Роль правового сознания и правовой культуры в правотворчестве и реализации права. Правовое воспитание: понятие и ха­рактерные черты. Задачи правового вос­питания. Средства и формы правового воспитания. Правовоспитательный процесс как составная часть правовой социализации. Роль правового воспитания в формировании и повышении уровня правового сознания и правовой культуры.

Работа с лекционным материалом по теме; конспект источника; выполнение заданий ИДЗ

Т; СР; Р; ИДЗ;ТЗ.  
                       

 

Принятые буквенные обозначения форм контроля промежуточной и текущей успеваемости: 

Т - тестирование, С - устный опрос/ собеседование, Р - реферат, ПЗ – проблемная задача, ТЗ - творческое задание, СР - самостоятельная работа, ИДЗ – индивидуальное домашнее задание.

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: