Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины «Актуальные проблемы права»

Для успешного освоения дисциплины «Актуальные проблемы права» необходимо ознакомиться с маршрутом изучения модуля (план лекционных и практических занятий). После плана лекционных и практических занятий есть методические рекомендации по подготовке к практическим занятиям. Важно изучить перечень основных понятий, индивидуальных заданий, реферативных работ, темами дополнительных докладов, и формами творческих заданий по темам.

7.1. Методические рекомендации по освоению лекционного материала,

подготовке к лекциям

       Необходимо помнить, что посещение лекций является обязательным, и, в случае пропуска занятия, обучающийся должен изучить его содержание самостоятельно. Перед началом курса, на вводном занятии, преподаватель сообщает о форме, в которой будет проводиться диалог с обучающимися на лекционных занятиях. Применяются две формы общения преподавателя с обучающимися. При выборе первой формы, удобной для изложения объемного материала в сжатые сроки, обучающиеся получают право задавать вопросы по теме лекции только после ее окончания. Специально для этой цели преподаватель в обязательном порядке оставляет 10-15 минут в конце занятия. Если предложена именно такая схема работы, обучающимся необходимо записывать все возникающие по ходу лекции вопросы, а затем, с разрешения преподавателя, задать их. При второй схеме общения «преподаватель-обучающийся», вопрос можно задавать по ходу лекции. Для этого следует дождаться окончания текущей фразы преподавателя и поднять руку, показав тем самым, что у вас возник вопрос. Задавать свой вопрос, прерывая преподавателя, нельзя. Если после первоначального объяснения преподавателя остались невыясненные положения, их стоит уточнить.

Следует задавать лишь действительно важные вопросы – остальные, менее значительные, могут быть разобраны на практическом занятии. Материал, излагаемый преподавателям, необходимо конспектировать. Для этого следует помнить, что конспект – не дословно записанная речь преподавателя, а сжатое, ёмкое смысловое содержание лекции, включающее основные ее аспекты, дополнительные пояснения лектора и пометки самого автора конспекта, то есть обучающегося. Рекомендуется вести конспект лекции следующим образом. Каждый смысловой раздел целесообразно начинать с абзаца с новой строки. При появлении интересных мыслей, вопросов по поводу соответствующей информации, или услышав важный комментарий преподавателя, обучающийся может отметить это таким образом, чтобы было ясно, к какому разделу лекции эти пометки относятся, насколько важными их считает преподаватель, какое внимание следует уделить подробному их анализу, изучению. Кроме того, позже, при самостоятельном изучении соответствующей теме учебной и научной литературы, рекомендуется делать дополнительные пометки, которые помогут качественно подготовиться к контролю знаний (сноски на страницы учебника, монографии, альтернативные или сходные авторские определения, примеры, статистические данные и прочее). В зависимости от значимости текста целесообразно выделять его цветным маркером. В случае, когда преподаватель даёт лекции не в традиционной, а в интерактивной форме, необходимо внимательно выслушать правила и активно работать, выполняя указания преподавателя.

7.2. Методические рекомендации по подготовке к практическим занятиям

       Подготовка к практическому занятию, основной задачей которого является углубление знаний о педагогической профессии, в основном, должна основываться на новейших источниках – статьях из рекомендованных журналов, материалах сети «Интернет». Кроме того, практическое занятие может включать и мероприятия по контролю знаний по дисциплине в целом.

Ввиду ограниченного количества времени предполагается тестовый контроль, в ходе которого выявляется степень усвоения слушателями понятийного аппарата и знаний дисциплины в целом. При подготовке к практическому занятию обучающийся должен изучить все вопросы, предлагаемые по данной теме, но ответить развернуто может по одному из вопросов, наиболее интересному на его взгляд. При этом обучающийся должен иметь конспект лекций и сделанные конспекты вопросов, рекомендованные для практического занятия.

В случае, когда у обучающегося имеется дополнительная либо уточняющая информация по вопросу, освещаемому другим обучающимся, он имеет право, после ответа последнего, поднять руку и дополнить его ответ. Ряд практических занятий проходит в форме докладов-презентаций обучающихся. При этом обучающийся может приготовить информационную или проблемную презентацию. Первая связана с анализом статьи, книги, знакомством с конкретным философским течением и т.п. Докладчик должен доходчиво и внятно передать информацию, которой он овладел, раскрывая значение неизвестных обучающимся понятий и категорий, встреченных при изучении определенного вопроса. Такой доклад является аналитическим, в нем должна прослеживаться позиция выступающего, его видение темы.

Второй тип презентации – проблемная, носит поисковый характер, анализируются разнообразные подходы к проблеме, докладчик должен сделать свой выбор и обосновать его. Обучающийся должен свободно ориентироваться в проблеме, которая лежит в основе его доклада. Для этого необходимо тщательно ознакомиться с литературой, предлагаемой к данному занятию, отобрать нужную для раскрытия исследуемого вопроса, внимательно изучить и проанализировать ее. Рекомендуется, перед тем как излагать доклад в аудитории, пересказать текст и определить время его изложения (не более 10-15 минут). Необходимо помнить, что непрерывное чтение ослабляет внимание слушателей, ведет к потере контакта с ними, поэтому к написанному тексту лучше обращаться только для отдельных справок, воспроизведения цитат, выводов и т.п. Выступление значительно выигрывает, если оно сопровождается наглядными материалами: репродукциями, схемами и т.д. В конце доклада нужно быть готовым не только к ответам на вопросы слушателей, но и уметь задавать вопросы аудитории с целью проверки её понимания поставленной проблемы. По окончании выступления докладчика обучающиеся имеют право задавать ему вопросы по сути доклада, которые должны быть конкретными и чётко сформулированными. При подготовке к практическим и лабораторным занятиям обучающимся может быть предложено написание эссе или выполнение творческих заданий.

В-пятых, методика рецензирования источников: рецензия – (от лат. recensio – оценка) предполагает краткое изложение содержания источника и его критический анализ. При этом оценочные суждения в рецензии должны быть мотивированы и сформулированы либо по ходу рассуждения, либо в завершении анализа. Основными требованиями, которым должна отвечать рецензия, являются ее строгая научная объективность и предельная беспристрастность.

Функции рецензии: дает библиографическое описание источника; содержит некоторую информацию о его содержании; круге затронутых проблем, использованном материале, ее композиции; дает критическую оценку источника – концепцию идеи, стиля и языка; показывает связь с другими источниками.

Выделяются следующие виды рецензий:

ü небольшая критическая или публицистическая статья, носящая чисто полемический характер;

ü развернутая рецензия, раскрывающая содержание работы, нередко самим отбором материала выражающая оценку;

ü эссе, лирическое размышление, навеянное чтением источника, скорее самовыражение автора, чем анализ и разбор прочитанного;

ü авторецензия – взгляд автора на свое произведение или полемика с авторами его в критических статьях.

В рецензии излагаются принципиальные суждения по следующим вопросам: актуальность темы работы и необходимость ее для развития теории данной научной дисциплины; структура работы; содержание: правильность или дискуссионность главных тезисов; изложение и оформление материала.

В-шестых, методы запоминания материала учебной литературы:

Метод повторения. Прочитанный текст можно выучить даже наизусть. Простое повторение воздействует на память механически и поверхностно. Полученные таким методом знания легко забываются.

Метод кодирования. Данный метод более эффективен, по этому методу прочитанный текст необходимо подвергнуть большей, чем простое заучивание обработке. Соответственно, чтобы основательно обработать информацию и закодировать ее для хранения в памяти, надо произвести ряд мыслительных операций: прокомментировать новые данные; оценить их значение; поставить вопросы; сопоставить полученные сведения с ранее известными. Для улучшения обработки информации важно установить осмысленные связи, структурировать новые сведения. С этой точки зрения составление логических схем позволяет достичь лучшего понимания предмета.

В-седьмых, методика по формированию умения доказывать: д оказательство состоит из аргумента (довода), рассуждения, вывода; проанализируйте задание, проясните, что требуется доказать; определите вывод, который будете доказывать; определите источники, какими будете пользоваться для аргументации своих выводов; выделите существенные факты, подтверждающие ваш вывод, и систематизируйте их; логично выстройте свои доказательства, свяжите с выводом.

Качество работы должно оцениваться по следующим критериям: самостоятельность выполнения, способность аргументировать положения и выводы, обоснованность, четкость, лаконичность, оригинальность постановки проблемы, уровень освоения темы и изложения материала (обоснованность отбора материала, использование первичных источников, способность самостоятельно осмыслять факты, структура и логика изложения. Для подготовки эссе обучающемуся предоставляется рабочая программа со списком тем, списком обязательной и дополнительной литературы; методические рекомендации по их подготовке и оформлению.

7.3. Письменные индивидуальные задания:

План – перечисление основных событий, вопросов. Процесс составления плана включает: чтение текста; деление текста на части; краткое наименование каждой части. Существуют различные виды планов.

Простой план – выделение и наименование главных частей. В сложном плане главные части делятся на дополнительные. Ценность плана заключается в том, что он:

ü раскрывает содержание, построение произведения,

ü позволяет проследить за ходом мысли автора,

ü помогает выработать умение сжато записывать,

ü последовательно излагать свои мысли,

ü помогает быстро восстановить в памяти прочитанное,

ü мобилизует память, внимание.

Тезисы – это сжатая формулировка мысли. Для составления тезиса необходимо прочитать, продумать основные идеи, изложить их в виде последовательных пунктов. Особое внимание сосредоточить на выводах автора. Различают два вида составления тезисов (тезирования):

ü извлечение авторских тезисов из текста;

ü формулирование основных положений своими словами;

ü иногда рядом с тезисами записывают и часть фактического материала.

Выписки – выписываются факты, цифры, схемы, таблицы, цитаты (можно своими словами). В отличие от плана, тезисов, выписки можно делать одновременно с чтением.

Конспект – это тезисы в расширенном виде, дополненные цитатами, цифрами, таблицами, схемами. Конспект можно дополнять. Приступая к конспектированию, необходимо записать фамилию, имя отчество автора монографии, ее название, год и место издания, а также план конспекта.

Тематический конспект – конспектирование нескольких источников. Его цель – глубже, всесторонне изучит определенную проблему. Для тематического конспекта подбирают литературу и изучают ее по плану, таким образом, пишется реферат. Тематический конспект дополняется, творчески перерабатывается.

В-третьих, методика составления конспекта-организатора по дисциплинам: н азвание тем лучше писать ручкой цветной пастой; подзаголовок – обычной пастой, подчеркивать – цветной; оставлять свободные поля (до 1/3 ширины страницы) для последующей проработки конспекта; весь текст разделять на абзацы. В каждом абзаце должна заключаться отдельная мысль; в каждом абзаце выделяется главное (ключевое) слово, отражающее данную мысль; каждый абзац пишется с красной строки; между абзацами оставляется чистая строка; в конце конспекта сделать обобщение (вывод), начиная вводными словами (итак, таким образом).

В-четвертых, методика выполнения реферативной работы по отдельной теме. Реферат (от та. referre – сообщать, докладывать) – является одним из самых распространенных письменных сообщений.

Функции рефератов бывают: информативная, поисковая, индикативная, справочная, сигнальная, адресная коммуникативная.

Структура реферата включает: заголовочная часть; собственно реферативная часть; справочный аппарат.

Основные этапы подготовки реферата: ознакомление и осмысление; поаспектный анализ источника или группы источников; выявление основных сведений, которые должны войти в реферат, второстепенных сведений и избавление от них; синтез, обобщение ценной информации в соответствии с целями реферата.

Реферат – это сокращенное изложение содержания источника с основными фактическими сведениями и выводами:

ü реферируя источник, следует стараться достаточно плотно, четко и последовательно передать его содержание в максимально сжатой и по возможности обобщенной форме;

ü содержание реферируемого источника излагается объективно от имени автора, главная мысль должна быть конкретизирована и выделена;

ü в реферате должны содержаться развернутые аргументы, рассуждения, сравнения;

ü материал подается в форме констатации или описания;

ü язык научный, только с большим уклоном на точность, краткость, ясность, простоту.

Примерная тематика рефератов, научно-исследовательских, курсовых и

дипломных работ

1. Методы эмпирического познания правовых явлений.

2. Правовой эксперимент как средство совершенствования законодательства.

3. Метод прогнозирования в исследовании развития права.

4. Метод сравнения в праве.

5. Современное правопонимание.

6. Сравнительное правоведение.

7. Правовая система Российской Федерации.

8. Смешанные правовые системы.

9. Преемственность права.

10. Проблемы определения понятия нормы права.

11. Локальные нормы права.

12. Рекомендательные нормы в российском праве.

13. Эффективность норм права: понятие и проблемы исследования.

14. Планирование правотворчества в России.

15. Правовая экспертиза: вопросы теории и практики.

16. Юридические ошибки: теория и практика.

17. Проблемы стимулирования в праве.

18. Юридическая практика: понятие, структура, виды.

19. Юридическая техника: понятие и виды.

20. Законодательная техника: понятие, средства, требования.

21. Юридические документы, их квалификация.

22. Ведомственные нормативные правовые акты: понятие, виды, качество.

23. Юридические конструкции в российском законодательстве.

24. Юридическая терминология.

25. Законодательная дефиниция в правовой системе России.

26. Аксиомы права.

27. Систематизация права в различных правовых системах.

28. Унификация российского законодательства.

29. Юридические фикции.

30. Место правового обычая в различных правовых семьях. Соотношения обычая

и обыкновения.

31. Юридическая процедура.

32. Нормативный договор.

33. Механизм реализации права.

34. Применение института аналогии в праве: вопросы теории и практики.

35. 41.Юридическая технология.

36. Презумпции в российском праве.

37. Социальная природа и механизмы правонарушения.

38. Примечания в законодательстве как прием юридической техники.

39. Оговорки в нормативно-правовых актах Российского государства.

40. Юридический тезаурус в Российском государстве.

41. Правовой классификатор и правовой тезаурус в законотворчестве и

юридической практике.

42. Кодификация нормативных правовых актов (на примере российского

законодательства).

43. Правовые поощрения.

44. Применение норм права по усмотрению.

45. Правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации.

46. Юридическая природа руководящих разъяснений закона высшими органами

судебной власти в России.

47. Личные интересы в правовом регулировании общественных отношений.

48. Сложные юридические факты и фактические составы как основания

возникновения правоотношений.

49. Проблемы злоупотребления гражданами субъективными правами.

50. Ограничения в праве.

51. Понятие и основные черты правомерного поведения.

52. Правовая активность и правовая пассивность личности.

53. Профилактика правонарушений в Российской Федерации.

54. Правопорядок и пути его укрепления в Российском государстве.

55. Проблемы правового регулирования маргинальности в России.

56. Самозащита граждан: проблемы теории и практики.

57. Правовые средства: понятие, признаки, содержание.

58. Правовые льготы: теоретические и практические проблемы.

59. Механизм юридического обеспечения прав человека.

60. Юридическая коллизия.

61. Проблемы правотворческого процесса в Российской Федерации.

62. Проблемы социологического исследования правового сознания.

63. Правовые исключения.

64. Пробелы в праве и пути их устранения.

65. Технико-юридические критерии качества закона.

66. Стабильность закона: современное понятие и пут и решения проблемы.

67. Правовая установка личности.

68. Профессиональное сознание юриста.

69. Профессиональная этика юриста.

70. Правовая информированность гражданина.

71. Правовая культура как качественное состояние общества.

72. Правовой нигилизм и правовой идеализм: теоретические и практические

аспекты.

73. Правовая культура личности.

74. Правовое воспитание в России: история, современное состояние, проблемы

совершенствования.

75. Эффективность правового воспитания.

7.4. Текущий контроль

(осуществляется лектором и преподавателем, ведущим практические занятия):

  1. микроконтрольные работы;
  2. контрольные работы;
  3. письменные домашние задания;
  4. написание эссе;
  5. подготовка докладов, рефератов, выступлений;
  6. промежуточное тестирование по отдельным темам и разделам дисциплины.

2. Промежуточный и итоговый контроль знаний по дисциплине:[1]

  1. Зачет:
  2. в форме тестирования (в том числе компьютерного);
  3. в письменной форме;
  4. в комбинированной форме.

5. Критерии сдачи зачета:

6. «Зачтено» выставляется при:

7. а) отсутствие пропусков лекционных и семинарских занятий;

8. б) качественном выполнении домашних заданий в виде контрольных работ;

9. в) качественном выполнении индивидуальных заданий на семинарских занятиях.

10. «Не зачтено» выставляется при:

11. а) отсутствии на лекционных и семинарских занятиях и несоблюдении требований к

12. выполненной домашней работе;

13. б) несвоевременном и некачественном выполнении домашних заданий (контрольных

14. работ) и получении текущих неудовлетворительных оценок.

 

Вопросы к зачету

1. Комплексные государственно-правовые исследования.

2. Тип правопонимания, проблема его выбора.

3. Различные подходы к пониманию права.

4. Современные концепции правопонимания, существующие в отечественной теории права.

5. Практическое значение единого понимания права.

6. Соотношение понятий «право» и «закон»: теоретический и юридическо-лингвистический анализ.

7. Теоретическое и практическое понимание категории «законодательство».

8. Проблема стабильности закона. Свойства стабильного закона.

9. Право и правовые начала (правовые принципы), правовые исключения.

10. Проблемы определения нормы права.

11. Эффективность действия закона.

12. Многообразие подходов к определению юридической практики.

13. Структура юридической практики: вопросы элементного состава.

14. Разнообразие видов и функций юридической практики.

15. Пути совершенствования юридической практики в России.

16. Теоретические подходы к понятию правовой системы общества.

17. Проблемы определения элементов правовой системы.

18. Основные подходы к определению источников права.

19. Источники российского права: понятие и виды.

20. Особенности процесса реализации норм права.

21. Теоретические проблемы понятия и содержания процесса применения норм права.

22. Толкования правовых норм в процессе их применения.

23. Понятие, виды и элементы юридической техники. Приемы юридической техники.

25. Нормативная правовая терминология: понятие, классификация, унификация.

26. Требования, предъявляемые к нормативным правовым терминам.

27. Юридическая технология.

28. Понятие юридической квалификации правомерного поведения.

29. Структурные элементы правомерного поведения и их квалификационные признаки.

30. Понятие, признаки и виды правонарушений: проблемы определения.

31. Правовая психология и правовая идеология: вопросы определения и формирования. Правовая установка личности.

32. Проблемы повышения уровня профессионального

сознания юриста.

33. Теоретические подходы к определению правовой культуры. Структура правовой

культуры общества и отдельной личности. Правовой нигилизм и правовой идеализм.

34. Проблемы правового воспитания: понятие, средства, формы. Задачи правовоспитательного процесса.

В качестве оценочных средств контроля знаний студентов также применяются тесты, задачи, практические задания.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: