Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы обучающихся по модулю «Актуальные проблемы права»

6.1. Творческая проблемно-ориентированная работа

По темам дисциплины предлагаются творческие задания. Под творческим заданием понимается частично регламентированное задание, имеющее нестандартное решение и позволяющее диагностировать умения, интегрировать знания различных областей, аргументировать собственную точку зрения.

Творческие задания – разнообразные работы научного, методического или учебно-практического характера, связанные с поиском, оформлением, систематизацией, представлением знаний по дисциплине. Творческие задания носят заведомо нестандартный характер и оцениваются в каждом случае индивидуально. Содержание творческого задания должно быть согласовано с преподавателем.

Виды творческих заданий по отдельным темам модуля:

1) Стажировка – «модель» сфера профессиональной деятельности, имитация – выполнение должностной роли.

2) Игровое проектирование – социальные проекты в игровых условиях.

3) Технологии проектного обучения–гибкая организация процесса обучения, использующая творческие, интеллектуальные, волевые, эмоциональные ресурсы личности.

В ходе изучения модуля используются интерактивные технологии обучения – это способы усвоения знаний, формирования умений и навыков (развития компетенций) в процессе взаимоотношений и активного взаимодействия педагога и обучаемого.

Интерактивные технологии обучения:

ü имитационные;

ü неимитационные.

Цель имитационные (ИТ) – знакомство с видами профессионального контекста, формирование профессио-нального опыта в условиях квазипрофессиональной деятельности.

Организация – игровая процедура работы с моделью.

Формы и методы: анализ профессиональных ситуаций; дидактическая игра; стажировка; проектирование.

Тактика обучения: ообщение обучаемых между собой и с педагогом.

Цель Неимитационные (ИН) - передача информации, создание предпосылок развития ПВК, умений, навыков.

Организация: проблемное содержание обучения.

Формы и методы: проблемная лекция, семинар-диспут, учебная дискуссия, кооперация.

Тактика обучения: диалогическое взаимодействие педагога и обучаемых.

Сопоставление понятий

ü Дискуссия – коллективное обсуждение проблемы, сопоставление информации, идей (discussio лат. – исследование)

ü Полемика – открытая публичная борьба мнений (polemikos греч. – враждебный)

ü Диспут – устное открытое рассуждение, выявление разных точек зрения (решение не принимается) (disputare – рассуждать)

ü Спор – противоборство идей

ü Дебаты – возражения, опровержения, прения

ü Демагогия – совокупность методов, создающих ложное впечатление истины

Может выполняться в индивидуальном порядке или группой обучающихся. Перед выполнением заданий изучите теорию вопроса.

Используйте дополнительную периодическую литературу – специальные журналы, газеты, стандарты, статистические материалы, нормативные правовые акты, доступные информационные технологии.

Творческие индивидуальные задания:

1. Изучение тем, вынесенных на самостоятельную проработку.

2. Поиск, анализ, структурирование и презентация информации.

3. Исследовательская работа и участие в научных студенческих конференциях и олимпиадах в ТувГУ, др. вузах.

4. Анализ научных публикаций по материалам журналов.

5. Реферат или эссе по предлагаемым темам.

6. Разработка базы данных по актуальным проблемам права.

7. Разработка творческого материала по теме.

8. Организация дискуссии (диспута) по актуальным проблемам права.

Глоссарное обучение: это метод целенаправленного заучивания глоссария (словаря терминов, понятий, фактов, персоналий и т.д.). Составление глоссария по теме модуля для повторения и закрепления материала  обычно сочетается с другими видами учебной деятельности.

В рамках модульной системы обучения можно применять: во-первых, методику работы с основными понятиями – глоссарное обучение. Во-вторых, методика работы с учебной литературой можно условно разделить на следующее: понять, как построена монография; отобрать важное, основное; ведение записей (план, выписки, тезисы, конспекты).

 

6.2. Общие рекомендации по самостоятельной работе обучающихся

       Самостоятельная работа обучающихся по модулю дисциплины предполагает более глубокую проработку отдельных тем курса, определенных программой. Основными видами и формами самостоятельной работы обучающихся по данной дисциплине являются:

− проработка учебного (теоретического) материала;

− выполнение индивидуальных заданий (подготовка сообщений, презентаций);

− подготовка ко всем видам контрольных испытаний текущего контроля успеваемости (в течение семестра);

− подготовка ко всем видам контрольных испытаний промежуточной аттестации (по окончании семестра).

Важной частью самостоятельной работы является чтение учебной литературы. Важной представляется работа с научной периодикой последних лет издания, где публикуются статьи, отражающие новейшие тенденции в изучении данной сферы. Обучающийся должен ознакомиться с данным массивом информации по тем теоретическим направлениям, которым были посвящены лекции. Знакомство с материалом считается завершенным, когда обучающимся выделена совокупность смысловых структурных элементов материала, состоящая из:

− списка тезисов смысловых единиц анализируемого теста;

− перечня основных понятий рассмотренного смыслового блока;

− перечня неясных вопросов, по которым требуются пояснения преподавателя. Особое внимание следует обратить на освоение понятийного аппарата предметной области дисциплины.

Понятия – это форма существования всякой науки, и мыслительный процесс осуществляется в понятийной форме. Формируя понятийный аппарат, обучающийся уже на начальном этапе освоения дисциплины получает возможность уяснить место изучаемой темы или проблемы в рамках предметного поля специальности.   По окончании изучения дисциплины модуля проводится защита реферата. Вопросы, выносимые на практические занятия, должны служить постоянными ориентирами при организации самостоятельной работы обучающегося. Таким образом, усвоение учебного предмета в процессе самостоятельного изучения учебной и научной литературы является и подготовкой к написанию реферата, а сам реферат становится формой проверки качества всего процесса самостоятельной учебной деятельности обучающегося.            

       Обучающийся, показавший высокий уровень владения знаниями, умениями и владениями по предложенному вопросу, считается успешно освоившим учебный курс. В случае большого количества затруднений при раскрытии предложенного вопроса обучающемуся предлагается повторная подготовка и повторная сдача материала.

       Для успешного овладения курсом необходимо выполнять следующие требования:

1) посещать все занятия, т.к. весь тематический материал взаимосвязан между собой и теоретического овладения пропущенного материала недостаточно для качественного усвоения;

 2) все рассматриваемые на практических занятиях вопросы обязательно фиксировать в отдельную тетрадь и сохранять её до окончания обучения в вузе;

       3) обязательно выполнять все домашние задания;

       4) проявлять активность на занятиях и при подготовке, т.к. конечный результат овладения содержанием дисциплины необходим, в первую очередь, самому обучающемуся;

 5) в случаях пропуска занятий по каким-либо причинам обязательно самостоятельно изучить информацию по пропущенному занятию и сдать выполненные задания преподавателю во время индивидуальных консультаций.

6.3.Консультации по СРС

Существенную помощь студенту оказывают консультации – устные и письменные. Перед тем, как прибегнуть к консультации, студенту целесообразно сформулировать интересующий его вопрос к преподавателю. Однако студенту следует помнить, что никакая консультация, какой бы квалифицированной она ни была, не заменит систематической и кропотливой самостоятельной работы.

При самостоятельной подготовке к практическим занятиям необходимо опираться на УМКД изучаемого предмета, который построен с учетом государственного стандарта высше­го образования и учебного плана Тувинского государственного университета.

Навыки самостоятельной работы студентов отрабатываются, проверяются в ходе аудиторных занятий, индивидуальных консультаций. В свою очередь, модульная форма обучения позволяет реализовать основные принципы обучения, такие как приоритет самостоятельного обучения, принцип совместной деятельности, принцип опоры на опыт обучающегося, принцип актуализации результатов обучения, принцип осознанности обучения, индивидуализация обучения, принцип элективности обучения.

6.4.Текущая и опережающая самостоятельная работа (СРС)

Текущая самостоятельная работа по модулю «Актуальные проблемы права» направлена на углубление и закрепление знаний, на развитие практических умений и включает такие виды работ:

- работа с лекционным материалом;

- работа с рекомендованной литературой при подготовке к практическим занятиям;

- подготовка к контрольным работам;

- поиск и обзор литературы и электронных источников информации по индивидуально заданной проблеме курса;

- опережающая самостоятельная работа;

- изучение тем, вынесенных на самостоятельную проработку;

- подготовка к зачету.

6.5.Вопросы, выносимые на самостоятельное изучение

Некоторые темы или отдельные вопросы из разделов модуля «Актуальные проблемы права» выносятся на самостоятельное изучение. Результат работы может быть представлен в форме электронного реферата по предлагаемым темам:

6.6. Оценочные средства для самоконтроля обучающихся.

Для самостоятельного определения уровня знаний и самоподготовки по темам рекомендуется использовать интернет-тренажер «Интернет-тестирование в сфере образования» по адресу: http://www.i-exam.ru/.

6.7.Контрольные вопросы

1. Комплексные государственно-правовые исследования.

2. Тип правопонимания, проблема его выбора.

3. Различные подходы к пониманию права.

4. Современные концепции правопонимания, существующие в отечественной теории права.

5. Практическое значение единого понимания права.

6. Соотношение понятий «право» и «закон»: теоретический и юридическо-лингвистический анализ.

7. Теоретическое и практическое понимание категории «законодательство».

8. Проблема стабильности закона. Свойства стабильного закона.

9. Право и правовые начала (правовые принципы), правовые исключения.

10. Проблемы определения нормы права.

11. Эффективность действия закона.

12. Многообразие подходов к определению юридической практики.

13. Структура юридической практики: вопросы элементного состава.

14. Разнообразие видов и функций юридической практики.

15. Пути совершенствования юридической практики в России.

16. Теоретические подходы к понятию правовой системы общества.

17. Проблемы определения элементов правовой системы.

18. Основные подходы к определению источников права.

19. Источники российского права: понятие и виды.

20. Особенности процесса реализации норм права.

21. Теоретические проблемы понятия и содержания процесса применения норм права.

22. Толкования правовых норм в процессе их применения.

23. Понятие, виды и элементы юридической техники.

24. Приемы юридической техники.

25. Нормативная правовая терминология: понятие, классификация, унификация.

26. Требования, предъявляемые к нормативным правовым терминам.

27. Юридическая технология.

28. Понятие юридической квалификации правомерного поведения.

29. Структурные элементы правомерного поведения и их квалификационные признаки.

30. Понятие, признаки и виды правонарушений: проблемы определения.

31. Правовая психология и правовая идеология: вопросы определения и формирования. Правовая установка личности. Проблемы повышения уровня профессионального сознания юриста.

32. Теоретические подходы к определению правовой культуры. Структура правовой культуры общества и отдельной личности. Правовой нигилизм и правовой идеализм.

33. Проблемы правового воспитания: понятие, средства, формы. Задачи правовоспитательного процесса.

Вопросы для итогового контроля

1. Место теории государства и права в системе общественных наук и ее взаимосвязь с указанными науками.

2. Место теории государства и права в системе юридических наук и ее значение при изучении отраслевых и прикладных юридических дисциплин.

3. Объект и предмет общей теории государства и права.

4. Понятие, виды и значение функций теории государства и права.

5. Становление, развитие и современное состояние общей теории государства и права.

6. Методология общей теории государства и права. Общие и частные методы в изучении государства и права.

7. Характеристика первобытного общества: экономика, власть, социальные нормы.

8. «Неолитическая революция» – важнейший фактор социального расслоения общества, появления классов, собственности, государства.

9. Типичные и уникальные формы (закономерности) происхождения государства.

10. Государство как политическая, структурная, территориальная организация общества. Признаки государства.

11. Основные теории о происхождении государства.

12. Условия и причины происхождения права; характеристика основных теорий происхождения права.

13. Понятие и особенности сущности государства.

14. Понятие типологии государства и основные подходы к ее осмыслению.

15. Понятие формы (устройства) государства: общая характеристика, разновидности.

16. Форма государственного правления: понятие, виды.

17. Форма государственного устройства: понятие, виды.

18. Характеристика Российской Федерации как федеративного государства.

19. Государственно-правовой (политический) режим: понятие, особенности, разновидности.

20. Понятие, признаки и классификация функций государства.

21. Основные внутренние функции государства.

22. Основные внешние функции государства.

23. Эволюция функций государства в процессе экономических, социальных и демократических преобразований общественной жизни.

24. Место и роль государства в политической системе общества и его взаимодействие с другими элементами данной системы.

25. Понятие и роль механизма государства. Система государственных органов.

26. Многообразие подходов к пониманию права. Основные направления правовой мысли.

27. Определение права: общая характеристика.

28. Понятие и особенности сущности права.

29. Понятие и характеристика основных принципов права.

30. Понятие и виды функций права.

31. Государственная власть как специфическая форма социальной и политической власти.

32. Разделение трех ветвей власти и механизм «сдержек и противовесов».

33. Природа, особенности и характер взаимоотношения государства и права.

34. Понятие и элементы правовой системы.

35. Понятие системы социальных норм, место и роль в ней права.

36. Классификация и характеристика социальных норм.

37. Соотношение и взаимодействие права и неправовых социальных норм.

38. Понятие нормы права и виды источников права.

39. Нормативно-правовой акт: общая характеристика. Закон как вид нормативного акта.

40. Действие нормативного акта во времени, пространстве и по кругу лиц.

41. Понятие, признаки и структура юридической нормы.

42. Классификация правовых норм.

43. Понятие и структурные элементы системы права.

44. Предмет и метод правового регулирования как основания деления права на институты и отрасли права.

45. Общая характеристика отраслей права.

46. Правотворчество: понятие, принципы, виды. Органы правотворчества.

47. Стадии законотворческого процесса.

48. Систематизация нормативных актов: понятие, виды.

49. Понятие реализации норм права и ее основные формы.

50. Применение права: понятие, особенности, стадии. Акты применения норм права.

51. Пробелы в праве и пути их преодоления.

52. Понятие, значение и виды толкования норм права.

53. Понятие и значение правовых отношений.

54. Субъекты и объекты правоотношений.

55. Субъективное право и юридическая обязанность как содержание правоотношения.

56. Юридические факты: понятие, особенности, классификация.

57. Понятие механизма правового регулирования, его структура и значение.

58. Понятие, особенности и виды правомерного поведения.

59. Понятие, признаки, виды и юридический состав правонарушения.

60. Понятие, признаки, принципы и виды юридической ответственности.

61. Понятие, структура, виды и функции правосознания.

62. Понятие, особенности, виды и значение правовой культуры.

63. Понятие, содержание и требования законности.

64. Основные принципы и гарантии законности.

65. Правопорядок и общественный порядок.

66. Понятие и структура гражданского общества.

67. Возникновение и развитие учения о правовом государстве.

68. Основные принципы (признаки) правового государства.

69. Проблемы формирования правового государства в России.

70. Правовые системы мира: общая характеристика.

 

7. Основная, дополнительная литература и ресурсы информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»:

а) основная литература

1. Марченко М.Н. Проблемы общей теории государства и права: учеб.: в 2 т. Т.2.

Право. – 2-е изд., перераб.и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. – 752 с.

2. Матузов Н.И. Актуальные проблемы теории права. Саратов: Изд-во Сарат. гос.

академии права, 2000. – 425 с.

3. Проблемы общей теории права и государства: учебник / Под ред. В.С. Нерсесянца.

М.: Изд-во Норма, 2004. – 832 с.

4. Проблемы теории государства и права: учеб. пособ. / Под ред. М.Н. Марченко.– М.:

Юристъ, 2005. – 656 с.

5. Проблемы теории государства и права: учебник / Под ред. В. М. Сырых. – М.:

Эксмо, 2008. – 528 с.

б) дополнительная литература

1. Абдигалиев А. У. Деформация правовой культуры: понятие, последствия, пути

преодоления / А. У. Абдигалиев // История государства и права. – 2006. – № 3. – С. 2–3.

2. Авдеенкова М. П. Система юридической ответственности в современной России

/ М. П. Авдеенкова // Государство и право. – 2007. – № 7. – С. 25 – 32.

3. Бабурин С. Н. Общая теория государства и права. Акад. курс: в 3 т. Т. 2: Право /

С. Н. Бабурин [и др.]; отв. ред. М. Н. Марченко. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма,

2007. – 816 с.

4. Бобылев А. И. Правовое поведение и его виды / А. И. Бобылев // Право и государство: теория и практика. – 2009. – № 3 (51). – С. 6 – 12.

5. Бобылев А. И. Правовое сознание и правовая культура / А. И. Бобылев // Право и

государство: теория и практика. – 2005. – № 3. – С. 4 – 9.

6. Бобылев А. И. Правопонимание и принципы права / А. И. Бобылев // Право и го-

сударство: теория и практика. – 2009. – № 3 (51). – С. 6 – 11.

7. Васильева Т. А. Актуальные вопросы судебного прецедента как источника права

/ Т. А. Васильева // Право и политика. – 2007. – № 7 (91). – С. 84 – 91.

8. Душакова Л. А. Правовые фикции: дис. … канд. юрид. наук / Л. А. Душакова. –

М., 2005. – 202 с.

9. Карташов В. Н. Теория правовой системы общества: учеб. пособие.: в 2 т. Т. 2 /

В. Н. Карташов. – Ярославль: ЯрГу, 2006. – 544 с.

10. Кожевников В. В. Виды правомерного поведения / В. В. Кожевников // Юрист. –

2005. – № 5. – С. 7 – 11.

11. Латыпов Ф. Т. Правовая культура в системе социальной деятельности / Ф. Т.

Латыпов // Право и государство: теория и практика. – 2008. – № 6 (42). – С. 50 – 53.

12. Марченко М. Н. Источники права / М. Н. Марченко. – М.: ТК Велби: Проспект,

2005. – 760 с.

13. Марченко М. Н. Судебный прецедент: разнообразие понятий и многообразие

форм проявления / М. Н. Марченко // Журн. рос. права. – 2006. – № 9. – С. 97 – 107.

14. Матузов Н. И. Правовой нигилизм и парвовой идеализм как явления российско-

го политического менталитета / Н. И. Матузов // Право и жизнь. – 2002. – № 47 (4). – С. 5 –

38.

15. Незадоров В. А. Правовые категории «источник права» и «форма права» в меж-

дународном праве / В. А. Незадоров // Право и государство: теория и практика. – 2008. – № 9 (45). – С. 143 – 145.

16. Орлова О. В. Социально-правовой механизм реализации и защиты прав и свобод

личности в гражданском обществе / О. В. Орлова // Государство и право. – 2008. – № 7. – С. 71 – 75.

17. Петручак Л. А. Правовой нигилизм: причины и особенности в современной Рос-

сии / Л. А. Петручак // Право и государство: теория и практика. – 2008. – № 10 (46). – С. 10

13.

18. Правовая жизнь в современной России: теоретико-методологический аспект /

под ред. Н. И. Матузова и А. В. Малько. – Саратов: Изд-во ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права», 2005. – 528 с.

19. Пытикова Т. А. Приказ: нормативный или правоприменительный акт / Т. А. Пытикова, С. В. Бошно // Юрист. – 2005. – № 10. – С. 10 – 12.

20. Рассолов М. М. Проблемы теории государства и права: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 030501 «Юриспруденция» / М. М. Рассолов.

М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2007. – 431 с.

21. Ромашов Р. А. Реалистический позитивизм: интегративный тип современного

правопонимания / Р. А. Ромашов // Известия ВУЗов. Правоведение. – 2005. – № 1. – С. 3 – 12.

22. Серегина О. Е. Применение права как особая форма его реализации / О. Е. Сере-

гина // Право и государство: теория и практика. – 2009. – № 5 (53). – С. 133 – 136.

23. Смоленский М. Б. Правовая культура как катализатор формирования граждан-

ского общества в современной России / М. Б. Смоленский // Право и государство: теория и

практика. – 2005. – № 5. – С. 12 – 16.

24. Сорокин В. В. К понятию правовой системы / В. В. Сорокин // Известия вузов.

Правоведение. – 2003. – № 2. – С. 4 – 14.

25. Сорокин В. В. Право в контексте духовно-культурных традиций российского

общества / В. В. Сорокин // Право и государство: теория и практика. – 2005. – № 1. – С. 15 - 16.

26. Субочев В. В. Законные интересы: основы теории / В. В. Субочев // Государство и право. – 2009. – № 5. – С. 15 – 22.

27. Фетисов А. К. Неопровержимые презумпции в праве России / А. К. Фетисов //

Юрист. – 2005. – № 6. – C. 18 – 21

28. Филимонов В. Д. Норма права и ее функции / В. Д. Филимонов // Государство и

право. – 2007. – № 9. – С. 5 – 12.

29. Шаронов А. Н. Сущность и пределы (сферы) действия актов официального

юридического толкования: дис. … канд. юрид. наук / А. Н. Шаронов. – М., 2005. – 212 с.

30. Шубина О. Ю. Правовая культура как элемент культуры общества: дис. канд. юрид. наук / О. Ю. Шубина. – М., 2005. – 169 с.

в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы

– www.gov.ru;

– www.vsrf.ru;

– www.ksrf.ru;

– www.government.ru;

– www.genproc.gov.ru;

г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы

– http://elibrary.ru;

– http://www.consultant.ru;

- http://www.garant.ru.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: