Структура авиационной отрасли России

В последнее время в нашей стране получили большое разви­тие авиационные перевозки, путешествия. Авиаци­онный транспорт позволяет совершать путешествия на дальние расстояния в относительно короткие сроки. И это важно как для зарубежных, так и для внутренних туристских маршрутов, так как наша страна огромна и имеет 9 часовых поясов.

Гражданская авиация России является крупнейшей отраслью экономики государства. Воздушный транспорт в объеме перево­зок магистральными видами транспорта занимает более трети всего пассажирооборота и существенную часть грузоперево­зок России. Воздушные трассы связывают между собой около 3900 городов и населенных пунктов нашей страны. Общая про­тяженность авиатрасс составляет около 1 млн км. Практически из всех городов, где имеются аэропорты, можно отправить ту­ристов самолетами, т. е. организовать авиамаршруты для прове­дения содержательного отдыха.

Нашей страной заключены соглашения о воздушном сооб­щении с 129 странами. Полеты на международных авиалиниях осуществляют 115 российских авиакомпаний.

В России (по состоянию на 2010 г.) работают 496 аэропортов. Из них 63 комплекса федерального значения обслуживают 80% объемов внутренних и 95% международных пассажирских пе­ревозок. Зарегистрировано 235 авиапредприятий, из которых около 180 осуществляют собственно перевозочную деятель­ность, а остальные выполняют авиационные работы для нужд различных отраслей народного хозяйства. На авиационных трас­сах работает более 7 тыс. воздушных судов. В отрасли действу­ют 15 специализированных учебных заведений, 13 авиаремонт­ных заводов, 4 научно-исследовательских института, 128 центров единой системы организации воздушного движения. Об­щий кадровый потенциал составляет около 250 тыс. человек. Более 70 % пассажирооборота выполняют на регулярной ос­нове крупнейшие авиакомпании России: «Аэрофлот», «Россия», «Трансаэро», «Юте Эйр», «Сибирь».

Российские авиакомпании на зарубежных рейсах работают в основном по направлениям: Африка (37%), Азия (16%), Ближний Восток (13 %), Европа (12 %), Америка (11 %) и Океа­ния (10%)'.

На международных авиалиниях в настоящее время объе­мы пассажирских перевозок при определенном их снижении в 2001 г. имеют тенденцию к незначительному, но стабильному росту. До 2015г. прогнозируется устойчивый рост объемов авиаперевозок в Российской Федерации со среднегодовыми темпами 3,5-4 %. Эти цифры совпадают с прогнозом IATA по перспективам развития мирового воздушного транспорта.

Российская Федерация, изучив опыт других стран в области регулирования гражданской авиации, а также свой опыт в облас­ти командно-административного управления экономикой, выра­ботала интегрированную (комбинированную) модель управле­ния гражданской авиацией.

Гражданская авиация в России начала развиваться с 20-х го­дов XX в. В 1923 г. был создан Совет по гражданской авиа­ции. В 1930.г. образован единый государственный орган - Все­союзное объединение гражданского воздушного флота, пере­именованное в 1932 г. в «Аэрофлот» (итак, «Аэрофлот» в со­ветский период государства был не просто единой монопольной государственной авиакомпанией страны, но и всесоюзным объ­единением гражданского флота). Сегодня «Аэрофлот - россий­ские авиалинии» — не единственная, но крупнейшая российская авиакомпания, имеющая статус национального флаг-перевозчи­ка, выполняющая почти 2/3 всего объема международных авиа­перевозок.

В 1964 г. было создано Министерство гражданской авиа­ции (МГА) для решения внутриотраслевых проблем материаль­ного и кадрового обеспечения, а также для перспективных проектов и гражданского представительства в правительственных органах.

В условиях рыночных преобразований в гражданской авиа­ции изменилась структура собственности предприятий воздушного транспорта. На смену действовавшим ранее авиапредприя­тиям, объединявшим в своей структуре авиакомпанию и аэро­порт, пришло значительное число хозяйствующих субъектов раз­личных организациионно-правовых форм и форм собственности. Большинство объединенных авиапредприятий разделилось на авиаперевозочные компании и аэропорты. Часть авиапредприя­тий продолжает функционировать, сохраняя прежнюю структуру.

В 1991 г. в результате распада «Аэрофлота» на множество крупных и мелких авиакомпаний, создания новых авиапредпри­ятий и формирования таким образом в России рынка авиапере­возок была создана Национальная авиационная ассоциация России. В нее входят предприятия, как производственников, так и эксплуатантов. Задачами ассоциации являются формирование в нашей стране единой системы управления авиацией общего назначения, регистрация самолетов и аэродромов, а также пред­ставительство в международных авиационных организациях.

В то же время в России была создана Федеральная авиаци­онная служба (ФАС), имевшая целью государственное регули­рование гражданских авиаперевозок в России. С 1998 г. руково­дство ФАС объявило о введении контроля за тарифами на внутрироссийских маршрутах, а также за выполнением планов уве­личения внутреннего пассажиропотока.

25 мая 1999 г. Указом Президента РФ «О структуре феде­ральных органов исполнительной власти» № 651 на базе ФАС была создана Федеральная служба воздушного транспорта России (ФСВТ) как федеральный орган исполнительной власти в области гражданской авиации.

19 мая 2000 г. Указом Президента РФ «О структуре органов исполнительной власти» ФСВТ как отдельный орган была лик­видирована и вошла в структуру Министерства транспорта РФ. С данного момента в соответствии с постановлением Прави­тельства РФ «Вопросы Министерства транспорта РФ» № 560 данная служба получила наименование: Государственная служба гражданской авиации (ГСГА) Министерства транс­порта РФ.

С марта 2004 г. в связи с правительственной реформой дан­ный орган определен как Федеральное агентство воздушного транспорта

 

Блок схема


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: