В последнее время в нашей стране получили большое развитие авиационные перевозки, путешествия. Авиационный транспорт позволяет совершать путешествия на дальние расстояния в относительно короткие сроки. И это важно как для зарубежных, так и для внутренних туристских маршрутов, так как наша страна огромна и имеет 9 часовых поясов.
Гражданская авиация России является крупнейшей отраслью экономики государства. Воздушный транспорт в объеме перевозок магистральными видами транспорта занимает более трети всего пассажирооборота и существенную часть грузоперевозок России. Воздушные трассы связывают между собой около 3900 городов и населенных пунктов нашей страны. Общая протяженность авиатрасс составляет около 1 млн км. Практически из всех городов, где имеются аэропорты, можно отправить туристов самолетами, т. е. организовать авиамаршруты для проведения содержательного отдыха.
Нашей страной заключены соглашения о воздушном сообщении с 129 странами. Полеты на международных авиалиниях осуществляют 115 российских авиакомпаний.
|
|
В России (по состоянию на 2010 г.) работают 496 аэропортов. Из них 63 комплекса федерального значения обслуживают 80% объемов внутренних и 95% международных пассажирских перевозок. Зарегистрировано 235 авиапредприятий, из которых около 180 осуществляют собственно перевозочную деятельность, а остальные выполняют авиационные работы для нужд различных отраслей народного хозяйства. На авиационных трассах работает более 7 тыс. воздушных судов. В отрасли действуют 15 специализированных учебных заведений, 13 авиаремонтных заводов, 4 научно-исследовательских института, 128 центров единой системы организации воздушного движения. Общий кадровый потенциал составляет около 250 тыс. человек. Более 70 % пассажирооборота выполняют на регулярной основе крупнейшие авиакомпании России: «Аэрофлот», «Россия», «Трансаэро», «Юте Эйр», «Сибирь».
Российские авиакомпании на зарубежных рейсах работают в основном по направлениям: Африка (37%), Азия (16%), Ближний Восток (13 %), Европа (12 %), Америка (11 %) и Океания (10%)'.
На международных авиалиниях в настоящее время объемы пассажирских перевозок при определенном их снижении в 2001 г. имеют тенденцию к незначительному, но стабильному росту. До 2015г. прогнозируется устойчивый рост объемов авиаперевозок в Российской Федерации со среднегодовыми темпами 3,5-4 %. Эти цифры совпадают с прогнозом IATA по перспективам развития мирового воздушного транспорта.
Российская Федерация, изучив опыт других стран в области регулирования гражданской авиации, а также свой опыт в области командно-административного управления экономикой, выработала интегрированную (комбинированную) модель управления гражданской авиацией.
|
|
Гражданская авиация в России начала развиваться с 20-х годов XX в. В 1923 г. был создан Совет по гражданской авиации. В 1930.г. образован единый государственный орган - Всесоюзное объединение гражданского воздушного флота, переименованное в 1932 г. в «Аэрофлот» (итак, «Аэрофлот» в советский период государства был не просто единой монопольной государственной авиакомпанией страны, но и всесоюзным объединением гражданского флота). Сегодня «Аэрофлот - российские авиалинии» — не единственная, но крупнейшая российская авиакомпания, имеющая статус национального флаг-перевозчика, выполняющая почти 2/3 всего объема международных авиаперевозок.
В 1964 г. было создано Министерство гражданской авиации (МГА) для решения внутриотраслевых проблем материального и кадрового обеспечения, а также для перспективных проектов и гражданского представительства в правительственных органах.
В условиях рыночных преобразований в гражданской авиации изменилась структура собственности предприятий воздушного транспорта. На смену действовавшим ранее авиапредприятиям, объединявшим в своей структуре авиакомпанию и аэропорт, пришло значительное число хозяйствующих субъектов различных организациионно-правовых форм и форм собственности. Большинство объединенных авиапредприятий разделилось на авиаперевозочные компании и аэропорты. Часть авиапредприятий продолжает функционировать, сохраняя прежнюю структуру.
В 1991 г. в результате распада «Аэрофлота» на множество крупных и мелких авиакомпаний, создания новых авиапредприятий и формирования таким образом в России рынка авиаперевозок была создана Национальная авиационная ассоциация России. В нее входят предприятия, как производственников, так и эксплуатантов. Задачами ассоциации являются формирование в нашей стране единой системы управления авиацией общего назначения, регистрация самолетов и аэродромов, а также представительство в международных авиационных организациях.
В то же время в России была создана Федеральная авиационная служба (ФАС), имевшая целью государственное регулирование гражданских авиаперевозок в России. С 1998 г. руководство ФАС объявило о введении контроля за тарифами на внутрироссийских маршрутах, а также за выполнением планов увеличения внутреннего пассажиропотока.
25 мая 1999 г. Указом Президента РФ «О структуре федеральных органов исполнительной власти» № 651 на базе ФАС была создана Федеральная служба воздушного транспорта России (ФСВТ) как федеральный орган исполнительной власти в области гражданской авиации.
19 мая 2000 г. Указом Президента РФ «О структуре органов исполнительной власти» ФСВТ как отдельный орган была ликвидирована и вошла в структуру Министерства транспорта РФ. С данного момента в соответствии с постановлением Правительства РФ «Вопросы Министерства транспорта РФ» № 560 данная служба получила наименование: Государственная служба гражданской авиации (ГСГА) Министерства транспорта РФ.
С марта 2004 г. в связи с правительственной реформой данный орган определен как Федеральное агентство воздушного транспорта
Блок схема