Требования по организации авиационной фиксированной электросвязи

4.1. Электросвязь для обеспечения взаимодействия центров (пунктов) УВД.

4.1.1. Каналы речевой (телефонной) связи для обеспечения взаимодействия центров (пунктов) УВД организуются по принципу прямых или коммутируемых соединений с установкой на рабочих местах диспетчеров в центрах (пунктах) УВД аппаратуры оперативной связи.

4.1.2. Коммутируемые каналы речевой связи могут использоваться по согласованию со службой УВД для взаимодействия РЦ (ВРЦ) ЕС УВД при условии обеспечения времени установления связи не более 15 сек.

4.1.3. В качестве каналов речевой связи должны, как правило, применяться каналы связи тональной частоты. На направлениях, где отсутствует возможность применения каналов связи тональной частоты, организуются радиорелейные каналы, каналы (сети) ВЧ радиосвязи, каналы спутниковой связи, линии передачи данных.

4.1.4. Каналы речевой связи организуются в соответствии со схемой организации связи центров ЕС УВД или схемой организации наземной связи и передачи данных в АС УВД.

Типовая схема организации авиационной наземной электросвязи РЦ приведена в Приложении 2.

Типовая схема организации авиационной наземной электросвязи ЗЦ, совмещенного с РЦ приведена в приложении 3.

Типовая схема организации авиационной электросвязи МДП приведена в приложении 4.

4.2. Внутриаэропортовая электросвязь.

4.2.1. Внутриаэропортовая электросвязь предназначена для обеспечения производственной деятельности органов УВД, всех служб аэропортов и авиакомпаний и их взаимодействия между собой.

4.2.2. Сети внутриаэропортовой электросвязи должны организовываться с использованием любых сертифицированных (имеющих сертификат типа оборудования) средств электросвязи и передачи данных, включая сети радиосвязи с подвижными объектами аэропорта, по схемам, разрабатываемым службой ЭРТОС, ответственной за выполнение требований ЭМС на территории аэродрома и утверждаемыми руководителем предприятия, в которое входит служба ЭРТОС.

4.2.3. Внутриаэропортовая электросвязь должна обеспечивать:

- возможность оперативного руководства деятельностью органов УВД служб аэропорта и авиакомпаний в процессе планирования, подготовки и обслуживания рейсов воздушных судов, организации перевозок и обслуживания пассажиров;

- взаимодействие органов УВД и служб аэропорта, оповещение расчетов аварийно-спасательной команды при авиационных происшествиях и инцидентах;

- получение необходимой информации предприятиями, пассажирами и другими лицами, пользующимися услугами воздушного транспорта.

4.2.4. Порядок присоединения к сетям общего пользования, порядок регулирования пропуска трафика сетей общего пользования и порядок взаимодействия между ведомственными сетями и сетями общего пользования регулируются Федеральным законом о связи и соответствующими Положениями о сетях, к которым осуществляется присоединения.

4.2.5. При передаче метеоинформации по каналам связи ГА должны соблюдаться следующие основные требования:

- ответственность за своевременную подачу телеграмм с метеоинформацией на станции связи ГА и за правильность оформления и адресования этих телеграмм несут работники метеорологических органов;

- ответственность за своевременность передачи телеграмм с метеоинформацией по авиационным каналам электросвязи несут станции связи ГА.

4.3. Электросвязь для обеспечения международных полетов воздушных судов.

4.3.1. Электросвязь для обеспечения международных полетов воздушных судов организуется с целью:

- обеспечения речевой связью взаимодействующих центров (пунктов) УВД РФ и зарубежных стран;

- обеспечения передачи аэронавигационной информации и информации по планированию полетов и движению воздушных судов, в т.ч. и экипажам воздушных судов;

- передачи данных;

- передачи метеорологической информации.

4.3.2. Для обеспечения взаимодействия соответствующих центров (пунктов) УВД РФ и зарубежных стран должны быть организованы каналы прямой речевой связи между этими центрами. Как правило, для этой цели должны использоваться телефонные каналы, арендуемые у АО «Ростелеком", и соответствующего ведомства связи зарубежной страны.

При отсутствии возможности организации арендуемого телефонного канала может быть организован речевой канал другими средствами (радиоканал радиорелейной, спутниковый и т.д.). При этом время установления связи должно быть не более 15с.

4.3.3. В качестве резерва для каналов речевой связи могут использоваться каналы АФТН, сеть междугородной телефонной связи общего пользования, и другие системы связи.

4.3.4. Порядок организации каналов взаимодействия и порядок их использования должен определяться заинтересованными сторонами.

Сторонами должно быть подписано соглашение, в котором указываются сроки и порядок открытия каналов, порядок проведения предварительны проверок и испытаний каналов, порядок использования каналов диспетчерами центров (пунктов) УВД, контроля за их (каналов) работой, оплаты и взаимных расчетов, реквизиты центров (пунктов) УВД или пунктов приема канала обеих сторон.

4.3.5. Аэронавигационная информация и информация по планированию полетов и движению воздушных судов должна передаваться по каналам СИДИН/АФТН.

4.3.6. Передача и прием метеоинформации, необходимой для международных полетов воздушных судов ГА РФ и других стран, осуществляется в соответствии с требованиями наставления по метеорологическому обеспечению полетов.

4.3.7. Обмен коммерческой и служебной информацией между авиакомпаниями может осуществляться по каналам сети телеграфной связи и передачи данных международного общества авиационной электросвязи СИТА и по сети международной абонентской телеграфной связи ТЕЛЕКС.

4.3.8. При использовании каналов международных сетей и систем электросвязи (СИДИН/АФТН, ТЕЛЕКС, ТЕЛЕФАКС) должны строго соблюдаться правила установления и ведения электросвязи, принятые для этих сетей, систем.

4.4. Электросвязь для взаимодействия с органами ВВС.

4.4.1. Организация электросвязи центров (пунктов) УВД с органами ВВС осуществляется в соответствии с принципиальной схемой организации связи центров ЕС УВД, принципиальной схемой организации наземной связи и передачи данных в АС УВД.

4.4.2. Порядок организации и использования каналов связи между центрами (пунктами) УВД и органами ВВС определяется совместными межведомственными документами.

4.4.3. В РЦ (ВРЦ) ЕС УВД и на аэродромах ГА, имеющих каналы связи с ВВС должны осуществляться систематические проверки работоспособности каналов и обеспечиваться их надежная работа.

4.5. Сети передачи данных.

4.5.1. Сети передачи данных в гражданской авиации организуются для передачи дискретной информации в различных автоматизированных системах управления (автоматизированные системы управления воздушным движением - АС УВД, автоматизированные системы управления производственно-хозяйственной деятельностью, автоматизированные системы управления планированием воздушного движения - АС ПВД, автоматизированные системы управления продажей авиабилетов и бронирования мест, автоматизированные системы управления коммерческой деятельностью и другие функциональные АСУ).

4.5.2. Для передачи данных могут использоваться:

- сеть авиационной наземной связи передачи данных и телеграфной связи гражданской авиации (АНС ПД и ТС ГА);

- сети и каналы связи других ведомств, юридических и физических лиц.

4.5.3. При разработке и проектировании автоматизированных систем управления типы и количество каналов передачи данных выбираются разработчиком проекта сети передачи данных (СПД), исходя из назначения и структуры АСУ, требований по надежности СПД, а также с учетом необходимости минимальных финансовых затрат.

4.6. Сеть авиационной фиксированной телеграфной электросвязи.

4.6.1. Сеть авиационной фиксированной телеграфной электросвязи, являясь одной из систем связи авиационной фиксированной службы (АФС) и обеспечивает передачу телеграфной информации между пунктами дислокации авиапредприятий, службами и должностными лицами гражданской авиации.

4.6.2. Сеть авиационной фиксированной телеграфной электросвязи гражданской авиации РФ построена в соответствии с требованиями (рекомендациями) международных стандартов и рекомендуемой практики аэронавигационного обслуживания и работает по правилам международной сети авиационной фиксированной электросвязи - АФТН и СИДИН.

4.6.3. Сеть авиационной фиксированной электросвязи ГА организуется по радиально-узловой схеме и состоит из:

- центров коммутации сообщений федерального уровня (ЦКС-Ф);

- центров коммутации сообщений регионального уровня (ЦКС-Р);

- оконечных центров коммутации сообщений (ЦКС-О);

- оконечных станции (ОС).

4.6.4. Планирование организации сети, ее развития и регулирования на уровне ЦКС-Ф осуществляет ФСВТ России, а ЦКС-Р - региональные управления ФСВТ России.

4.6.5. Оперативное управление Федеральной сетью осуществляет Московский Центр коммутаций сообщений.

4.6.6. Взаимодействие между ЦКС осуществляется как по каналам передачи данных с использованием различных протоколов (СИДИН, Х.25, FR и др.), так и по телеграфным каналам. Взаимодействие ЦКС с абонентами осуществляется формализованными сообщениями по каналам передачи данных и телеграфным каналам.

4.6.7. Количество и тип каналов связи между центрами коммутации зависит от потоков информации, пропускной способности каналов и необходимости обеспечения надежной работы сети авиационной электросвязи.

4.6.8. При отсутствии возможности организации проводных каналов телеграфной связи для передачи телеграфных сообщений должны организовываться каналы спутниковой и радиосвязи.

4.7. Правила передачи телеграфных сообщений.

4.7.1. Правила составления и подачи телеграмм на станции связи.

4.7.1.1. Обеспечение приема, передачи, доставки телеграмм, ведения переговоров должностными лицами по каналам связи гражданской авиации организуется и осуществляется в соответствии с настоящим Руководством, которое подлежит строгому и точному выполнению всеми работниками станций связи и должностными лицами, использующими каналы связи, в части их касающейся.

4.7.1.2. Телеграммы подразделяются:

4.7.1.2.1. В зависимости от стадии их обработки:

- исходящие - принятые от отправителей и передаваемые из данной станции связи;

- транзитные - проходящие через данную станцию связи и обрабатываемые на ней;

- входящие - поступившие по каналам связи на данную станцию связи и подлежащие доставке адресатам этой станции.

4.7.1.2.2. В зависимости от составляемой абонентом адресной строки:

- одноадресные - телеграммы, имеющие в адресной строке один адрес и направляемые одному адресату сети;

- многоадресные - направляемые нескольким адресатам сети;

- коллективные - имеющие в адресной строке один адрес, но направляемые нескольким заранее предопределенным адресатам сети.

Используются только в случае:

- предварительного согласования между отправителем и станцией связи, обеспечивающей предопределенную рассылку;

- циркулярные - телеграммы, направляемые по сетям связи одновременно всем адресатам.

4.7.1.2.3. В зависимости от текста сообщения и способа их обработки на:

- криптограммы - шифрованные сообщения;

- формализованные - телеграммы, текст которых составлен по строго установленной форме;

- простые - обычные смысловые телеграммы;

- служебные - телеграммы, которыми обмениваются станции связи для обеспечения контроля за работоспособностью сети.

4.7.2. Очередность передачи телеграмм.

4.7.2.1. Всем сообщениям, передаваемым в сети авиационной фиксированной электросвязи гражданской авиации и оформляемым в виде телеграмм, в зависимости от их содержания, присваивается одна из следующих категорий срочности: СС, ДД, ФФ, ГГ, КК.

4.7.2.2. Очередность передачи телеграмм в сети авиационной фиксированной электросвязи является следующей:

очередность передачи Категория срочности
  СС
  ДД ФФ
  ГГ КК

4.7.2.3. Категория срочности "СС" присваивается телеграммам, имеющим сообщения:

- о сигналах бедствия или срочности;

- о воздушных судах, потерявших связь и не обнаруженных радиолокаторами;

- о воздушных судах, не прибывших в аэропорты назначения;

- о летных происшествиях;

- по вопросам оказания помощи терпящим бедствие людям, воздушным и морским судам и др.

4.7.2.4. Категория срочности "ДД" присваивается телеграммам, имеющим сообщения:

- о чрезвычайных происшествиях, повреждениях воздушных судов на земле;

- об ограничениях и запрещениях полетов по воздушным трассам и в районах аэродромов по всем причинам;

- о распоряжениях по обеспечению полетов воздушных судов, выполняющих особо важные задания;

- о направлении воздушных судов, находящихся в полете, на другие аэродромы.

4.7.2.5. Категория "ФФ" присваивается телеграммам, имеющим сообщения:

- о внезапно возникших или ожидаемых опасных для авиации метеорологических явлениях;

- о вылетах воздушных судов;

- о местонахождении воздушных судов в полете;

- для немедленной передачи экипажу воздушного судна, находящегося в полете или готового к вылету;

- о воздушном судне, находящемся в полете или готовом к вылету;

- о передаче управления воздушным движением;

- о планах полетов;

- о прекращении ограничений и возобновлении приема воздушных судов на аэродромы;

- о прогнозе погоды и фактической погоде.

4.7.2.6. Категория срочности "ГГ" присваивается телеграммам, имеющим сообщения:

- о предварительных планах полетов;

- о загрузке воздушных судов;

- о пролете воздушными судами контрольных пунктов;

- о посадках воздушных судов;

- о задержках, отменах, возвратах, перерывах рейсов;

- о нарушениях режима и правил полетов.

4.7.2.7. Категория срочности "КК" присваивается телеграммам, имеющим сообщения:

- службы аэронавигационной информации (НОТАМ);

- по обслуживанию воздушного судна, находящегося в полете, а также, если вылет воздушного судна по расписанию должен быть произведен в течение 48 часов после подачи сообщения;

- по эксплуатации и обслуживанию оборудования, необходимого для обеспечения безопасности или регулярности полетов воздушных судов;

- об изменениях в расписании движения воздушных судов, которые должны вступить в действие в течение 72 часов после подачи сообщения;

- по подготовке служб для обслуживания воздушных судов, выполняющих рейсы вне расписания, если сообщения подаются за 48 часов до предполагаемого времени вылета;

- касающиеся запасных частей и материалов, срочно требующихся для эксплуатации воздушных судов, находящихся в полете, или которые согласно расписанию должны вылететь в течение 48 часов;

- о бронировании мест и продаже билетов авиапассажирам;

- об отправке почты, грузов;

- о перевозках авиапассажиров, грузов воздушными судами, которые должны вылететь по расписанию в течение 72 часов после подачи сообщения;

- сообщения повышенной срочности, которые по степени срочности не могут быть направлены авиапочтой.

4.7.3. Телеграмма, подготовленная отправителем для подачи на станцию связи, должна состоять из адресной части, строки отправителя, текста и служебных сведений.

4.7.3.1. Адресная часть состоит из категории срочности и адресных указателей, записанных в одну строку. Адресная строка должна содержать категорию срочности и не более семи адресных указателей.

В случаях, когда количество адресных указателей телеграммы, подаваемой на станцию связи для отправки, превышает семь адресных указателей, допускается оформление на бланке телеграммы нескольких адресных строк, но не более трех. В этом случае все адресные строки имеют одинаковую категорию срочности.

4.7.3.1.1. Определение категории срочности телеграмм в зависимости от их содержания, и ответственность за правильность ее присвоения возлагается на лицо, подписавшее телеграмму.

4.7.3.1.2. Адресный указатель представляет собой слитную восьмибуквенную группу, первые четыре знака которой определяют условное обозначение пункта сети связи ГА. Последующие четыре знака указывают условное обозначение организации (предприятия) и службы (должностного лица).

При использовании в адресном указателе в качестве 5-7 знаков, трехбуквенных индексов ИКАО, адресный указатель должен быть дополнен до восьми знаков буквой внутреннего распространения или буквой-знакозаполнителем. Для телеграмм на кириллице буквой-знакозаполнителем является "Ь", для телеграмм на латыни - "X".

4.7.3.1.3. При составлении адресного указателя отправитель должен пользоваться "Сборником телеграфных индексов пунктов, эксплуатантов, предприятий, служб и должностных лиц ГА" и официальными документами ИКАО ДОС 8585 и ДОС 7910.

4.7.3.2. Обозначение отправителя составляется аналогично телеграфному обозначению адресата.

4.7.3.2.1. Время подачи телеграммы обозначается в 24 часовом исчислении. Применяется - всемирное координированное время (UТС).

4.7.3.3. Текст телеграммы должен составляться кратко, ясно, с применением простых общедоступных фраз, а также принятых в гражданской авиации условных и кодовых выражений. В тексте телеграммы можно использовать русский или латинский алфавит, цифры и следующие знаки:

- дефис;

- вопросительный знак;

- двоеточие;

- открытая скобка;

- закрытая скобка;

- точка;

- запятая;

- знак равенства;

- наклонная черта;

- знак сложения;

- знак апострофа.

4.7.3.3.1. Текст телеграммы не должен содержать сигналов “ЗЦЗЦ”, “+.+.”, “НННН”, “,,,,”, указанных в непрерывной последовательности, так как эти сигналы применяются во время передачи в качестве сигналов начала и конца телеграммы.

4.7.3.3.2. В начале текста телеграммы (при необходимости) отправитель может написать отдельной строкой номер телеграммы, на которую ссылается, количество слов (групп) в составленной им телеграмме, а также о том, что направляет копию телеграммы, и сделать другие отметки.

4.7.3.3.3. Текст телеграмм любой категории срочности не должен превышать 1500 знаков. Если текст телеграммы превышает 1500 знаков, отправитель должен составить несколько отдельных телеграмм, текст каждой из которых не должен превышать 1500 знаков. В этом случае телеграмма, за которой последует продолжение, должна начинаться словами "Часть... (первая), а заканчивается "продолжение следует". Телеграмма, являвшаяся продолжением предыдущей, должна иметь идентичную с первой телеграммой строку отправителя и начинаться словами: "Продолжение. Часть... (вторая, третья и т.), а заканчивается "продолжение следует". В конце текста последней части телеграммы пишется слово: "Конец".

4.7.3.3.4. Составление и оформление телеграмм, состоящих из нескольких частей производится также, как составление и оформление отдельных телеграмм.

4.7.3.4. После текста телеграммы под разграничительной чертой указываются служебные сведения:

- должность и фамилия отправителя и дата, которые удостоверяются подписью отправителя;

- другие служебные пометки, если необходимо (фамилия и телефон исполнителя телеграммы, подтверждение исправлений и подпись исполнителя или отправителя, внесшего исправление и др.).

4.7.3.5. В случае, если под текстом телеграммы указывается фамилия должностного лица, право подписи этой телеграммы предоставляется только этому должностному липу. Если под текстом телеграммы указывается несколько фамилий, то под разграничительной чертой должны быть подписи всех отправителей телеграммы.

4.7.4. Телеграммы, подаваемые на станции связи гражданской авиации, должны подписываться должностными лицами, которым предоставлено право подписи телеграмм. В организациях, в предприятиях службах должны быть составлены списки таких лиц, утвержденные руководителем предприятия. Копии списков должны иметься на станциях связи и в радиобюро.

4.7.5. Отправитель телеграммы имеет право в подаваемой телеграмме производить исправления, делать дополнения, задерживать или отменять ее передачу. Если телеграмма передана, то для исправления, дополнения или ее аннулирования отправитель должен подать отдельную телеграмму с пометкой в начале текста "исправленное повторение".

4.7.5.1. Подлинники принятых к обработке на станциях связи ГА телеграмм отправителям не возвращаются.

4.7.5.2. Ответственность за содержание сведений, передаваемых в текстовой части телеграммы несут исполнители и должностные лица, подписавшие эти телеграммы.

4.7.6. Телеграммы должны быть напечатаны на машинке или четко и разборчиво написаны темными чернилами на лицевой стороне плотной светлой бумаги размером не менее половины писчего листа или на специально подготовленном бланке. Каждый знак текста должен восприниматься однозначно. В случае необходимости отправителю иметь копию телеграммы, она подается на станцию связи в двух экземплярах.

4.7.7. Телеграмма, составленная отправителем с отступлением от установленных правил, или, написанная неразборчиво, станцией связи к обработке не принимается и ответственность за задержку в ее прохождении и доставке возлагается на отправителя.

4.7.8. Составленные телеграммы подаются (доставляются) на станцию связи лично отправителями, курьерами, с помощью транспортеров, пневмопочты или непосредственно в центр коммутации, ОС с АРМ.

4.7.9. Телеграммы, предназначенные для передачи адресатам других ведомств и по сетям общего пользования, составляются по правилам, принятым в этих ведомствах.

4.7.10. Телеграммы, предназначенные для передачи на сеть АФТН (за границу) должны быть написаны буквами латинского алфавита (при необходимости с использованием таблицы соответствия букв русского и латинского алфавитов - Приложение 7).

4.7.11. Порядок передачи и приема по каналам связи телеграфных сообщений определен в "Правилах работы телеграфных станций связи", издаваемые ФСВТ России, которые распространяются на все телеграфные станции связи сети авиационной фиксированной электросвязи и их корреспондентов (абонентов).

4.8. Особенности организации сетей авиационной фиксированной радиосвязи и правила их работы.

4.8.1. Сети (каналы) авиационной фиксированной радиосвязи должны организовываться для обеспечения взаимодействия центров (пунктов) УВД там, где отсутствует возможность организации наземных сетей (каналов) электросвязи.

4.8.2. Для указанных в п.4.8.1 целей организуются:

- единые сеть ВЧ радиосвязи взаимодействия центров (пунктов) УВД;

- региональные радиосети взаимодействия центров (пунктов) УВД.

4.8.3. Единая сеть ВЧ радиосвязи взаимодействия центров (пунктов) УВД и служб аэропортов являются также резервом других средств электросвязи между центрами (пунктами) УВД. Ее использование в качестве резерва должно осуществляться только в случаях действительной необходимости - отсутствия или нарушения работы других каналов связи, чрезмерной их загрузки.

4.8.4. Структура единой сети ВЧ радиосвязи, состав корреспондентов радиосетей и технология работы определяются ФСВТ России.

4.8.5. Региональные радиосети взаимодействия центров (пунктов) УВД, организуются региональными управлениями ФСВТ России и могут использоваться для авиационной подвижной связи.

4.8.6. Общие правила установления и ведения радиосвязи.

4.8.6.1. Радиосвязь между корреспондентами, воздушными судами гражданской авиации осуществляется по настоящим правилам, которые определяют порядок:

- установления радиосвязи;

- передачи и приема телеграмм;

- ведения переговоров по каналам радиосвязи;

- оформления телеграмм и ведения учетной документации по радиосвязи.

4.8.6.2. Для установления и ведения радиосвязи в радиобюро (на отдельных радиостанциях) должны быть радио данные, включающие: частоты, позывные, азимуты корреспондентов, расписания работы радиосетей (радионаправлений).

4.8.6.3. Режим работы каждой радиостанции устанавливается главными радиостанциями сети (радионаправлений).

4.8.6.4. Радиооператоры и бортрадисты во время ведения радиосвязи должны вести аппаратные журналы канала радиосвязи (Приложения 8, 9).

Запись принятых сообщений должна быть аккуратной, разборчивой. Группы (слова) текста должны отделяться интервалами.

4.8.6.5. Все радиостанции воздушных судов и наземных пунктов, входящие в состав действующих радиосетей и радионаправлений, обязаны непрерывно вести прослушивание на установленных для них частотах.

4.8.6.6. Для проверки наличия радиосвязи между корреспондентами радиосети (радионаправления) должна проводиться контрольная связь, которая осуществляется радиооператорами при отсутствии работы через каждые 30 минут.

4.8.6.7. Качество радиосвязи оценивается по слышимости и разборчивости принимаемого от корреспондента текста (букв, цифр). Запросы и сообщения о слышимости и разборчивости не передаются, пока прием возможен. При неустойчивых условиях связи, после замены аппаратуры, антенн, частот, при изменении мощности передатчика, смене режима работы и т.д. сообщения о слышимости и разборчивости передаются по необходимости.

4.8.6.8. Выход на радиосвязь разрешается только тогда, когда не прослушивается работа корреспондентов своей сети (радионаправления).

Вмешиваться в работу корреспондентов, перебивать их разрешается только главной радиостанции радиосети, другим корреспондентам только в случае необходимости передачи сообщения о бедствии, срочности или безопасности.

4.8.6.9. Количество радиосетей, радионаправлений, обслуживаемых одним радиооператором, определяет руководитель предприятия, исходя из условий обеспечения устойчивой радиосвязи, суммарного времени радиообмена, которое составляет не более 30 минут в час.

4.8.6.10. При приеме в радиосети (радионаправлении) радиооператору запрещается отказываться от приема телеграмм или сообщений. В условиях радиопомех и слабой слышимости радиооператор должен проявить свое умение, чтобы своевременно и без ошибок принять телеграмму.

4.8.6.11. При скоплении в радиобюро (на радиостанции) большого числа телеграмм для передачи, отсутствие связи или затрудненных условий радиообмена, работе радиосети (радионаправления) по расписанию старшей смены радиобюро (радиооператор) обязан предупредить подателя телеграммы об ее возможной задержке.

4.8.6.12. Корреспонденты одной радиосети обязаны оказывать друг другу помощь в установлении связи и передаче сообщений (телеграмм).

4.8.6.13. Если радиооператор сомневается в правильности позывного вызываемой станции, он должен немедленно ответить на вызов, применив кодовое выражение "ЩРЗ?" при радиотелеграфной слуховой работе и фразой “Я... кто меня вызывает?” при радиотелефонной работе.

4.8.6.14. Радиосвязь считается установленной, если от вызываемой радиостанции получен ответ на вызов. После установления связи радиооператоры (диспетчеры, экипажи воздушных судов) должны обменяться кодовым сокращением "ЩРУ" при радиотелеграфной слуховой работе или фразой: "Что имеете для меня?" при радиотелефонной работе и при отсутствии телеграмм продолжать непрерывное прослушивание радиосети.

4.8.6.15. Для обеспечения руководства работой радиостанций сети (радионаправления) ФСВТ России или соответствующие региональные управления ФСВТ России определяют главные радиостанции.

4.8.6.16. Главная радиостанция обязана:

- решать организационные вопросы, связанные с работой радиосети (радионаправления), своевременно вводить в действие расписание частот и контролировать переход на резервные частоты, с дневной на ночную и обратно;

- следить за выполнением радиостанциями сети (радиостанцией радионаправления) установленного режима работы радиосвязи, правил и дисциплины радиосвязи, руководить работой радиосети или радионаправления, осуществлять контроль за выполнением требований настоящих правил.

4.8.6.17. Главная радиостанция имеет право: передавать циркулярные телеграммы; требовать от корреспондентов сети (корреспондента радионаправления) немедленного прекращения нарушения правил ведения радиосвязи и радиодисциплины; о случаях нарушений в работе корреспондентов докладывать старшему инженеру (инженеру) смены службы ЭРТОС для принятия соответствующих мер. Требования главной радиостанции обязаны выполнять все радиостанции сети (радионаправления) беспрекословно.

4.8.6.18. При ведении радиосвязи производятся оперативный и служебный радиообмены.

Оперативный радиообмен включает в себя передачу (прием) телеграмм, сигналов, команд, ведение переговоров между экипажами воздушных судов и диспетчерами, радиооператорами, должностными лицами авиапредприятий.

Служебный радиообмен проводится для установления радиосвязи и обеспечения ее работы.

4.8.6.19. Служебный радиообмен должен быть кратким. Он достигается строгим выполнением правил, изложенных в настоящем Руководстве, применением сокращенных терминов и служебного Щ - кода.

4.8.6.20. Устанавливать радиосвязь и вести радиообмен с корреспондентами, не включенными в схему связи авиапредприятия, радиооператорам и диспетчерам категорически запрещается.

4.8.6.21. Телеграммы и сигналы могут передаваться квитанционным, бесквитанционным способом и способом обратной проверки.

При квитанционном способе радиообмена телеграммы подтверждаются квитанцией. Телеграммы, на которые не получены квитанции, считаются не переданными. Квитанционный способ подтверждения в приеме телеграмм корреспондентами применяется во всех случаях, когда нет указания о применении бесквитанционного способа.

4.8.6.22. Если радиооператору необходимо передать испытательные сигналы для настройки радиостанции, то такие сигналы не должны продолжаться свыше 10 с. Эти сигналы состоят из произносимых цифр ("один, два, три" и т.д.) при радиотелефонной связи и из серии букв "ЖЖЖ" при радиотелеграфной слуховой работе, которые подтверждаются позывным радиостанции, передающей испытательные сигналы.

4.8.6.23. Очередность передачи телеграмм в сетях радиосвязи определяется их категориями срочности.

4.8.6.24. Телеграммы, предназначенные для передачи в сетях радиосвязи, подателем оформляются на бланках. Телеграммы, касающиеся движения воздушных судов, могут передаваться в соответствии с п. 4.10.1.3 настоящего Руководства.

4.8.6.25. В сетях (направлениях) радиосвязи предусматривается передача криптограмм.

Криптограммы, имеющие одинаковые указатели срочности с телеграммами, передаются первыми.

Порядок передачи криптограмм определяется специальной инструкцией.

4.9. Правила установления и ведения радиотелеграфной слуховой связи.

4.9.1. Общие положения.

4.9.1.1. Радиотелеграфная слуховая связь обладает рядом преимуществ перед другими видами радиосвязи и обеспечивает высокую надежность связи.

4.9.1.2. Радиотелеграфная слуховая связь осуществляется в сетях и направлениях радиосвязи с помощью телеграфного кода Морзе (Приложение 10).

Для ведения служебного радиообмена при радиотелеграфной слуховой связи применяется Щ-код (Приложение 11).

4.9.2. Порядок установления и ведения радиотелеграфной слуховой связи приведен в Приложении 15.

4.10. Правила установления и ведения радиотелефонной связи.

4.10.1. Общие положения.

4.10.1.1.Радиотелефонная связь в гражданской авиации осуществляется по сети (направлениям) радио- и радиорелейной связи.

4.10.1.2. В гражданской авиации на территории Российской Федерации радиосвязь должна вестись на русском языке, а также английском при выполнении полетов и УВД по международным воздушным трассам и в международных аэропортах, а также в аэропортах, пригодных (допущенных) для приема чартерных международных рейсов.

4.10.1.3. По сетям (направлениям) радиотелефонной связи взаимодействия передаются донесения и приказания, касающиеся движения воздушных судов. Передача указанных сообщений производится непосредственно диспетчером или радиооператором по устному указанию должностных лиц службы движения. В этом случае радиооператор должен записать в аппаратный журнал текст сообщения и при необходимости фамилию должностного лица, давшего сообщение. После этого радиооператор имеет право передать сообщение корреспонденту.

4.10.1.4. Радиооператор на приемной станции обязан записать принятый текст сообщения в аппаратный журнал немедленно и передать содержание адресату.

4.10.2. Порядок установления и ведения радиотелефонной связи приведен в Приложении 16.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: