Муниципальная собственность: понятие, структура, функции

Муниципальная собственность является определяющей частью финансово-экономической основы местного самоуправления и одним из главных рычагов реализации местной социально-экономической политики. Муниципальная собственность служит основой независимости и самостоятельности местного самоуправления, инструментом социальной защиты и поддержки населения территории.

Муниципальная собственность в соответствии со ст. 130 Конституции РФ не является разновидностью государственной собственности. Это самостоятельная форма (вид) собственности. В соответствии со ст. 49 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальная собственность признается и защищается государством наравне с иными формами собственности. Статья 50 данного закона определяет, что в собственности муниципальных образований может находиться:

1) имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения;

2) имущество, предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также имущество, предназначенное для осуществления отдельных полномочий органов местного самоуправления;

3) имущество, предназначенное для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений в соответствии с нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования;

4) имущество, необходимое для решения вопросов, право решения которых предоставлено органам местного самоуправления федеральными законами и которые не отнесены к вопросам местного значения.

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливает перечень объектов собственности поселений, муниципальных районов, городских округов.

В собственности поселений могут находиться:

1) имущество, предназначенное для электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, для освещения улиц населенных пунктов поселения;

2) автомобильные дороги местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также имущество, предназначенное для обслуживания таких автомобильных дорог; имущество, предназначенное для организации охраны общественного порядка в границах поселения;

3) жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда;

4) пассажирский транспорт и другое имущество, предназначенные для транспортного обслуживания населения в границах поселения;

5) имущество, предназначенное для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения;

6) имущество, предназначенное для обеспечения первичных мер пожарной безопасности;

7) имущество библиотек поселения;

8) имущество, предназначенное для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры;

9) объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) независимо от категории их историко-культурного значения в соответствии с законодательством Российской Федерации;

10) имущество, предназначенное для развития на территории поселения физической культуры и массового спорта;

11) имущество, предназначенное для организации благоустройства и озеленения территории поселения, в том числе для обустройства мест общего пользования и мест массового отдыха населения;

12) имущество, предназначенное для сбора и вывоза бытовых отходов и мусора;

13) имущество, включая земельные участки, предназначенные для организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения;

14) имущество, предназначенное для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, иной официальной информации;

15) земельные участки, отнесенные к муниципальной собственности поселения в соответствии с федеральными законами;

16) пруды, обводненные карьеры на территории поселения;

18) имущество, предназначенное для создания, развития и обеспечения охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения на территории поселения;

19) имущество, предназначенное для организации защиты населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

20) имущество, предназначенное для обеспечения безопасности людей на водных объектах, охраны их жизни и здоровья;

21) имущество, предназначенное для развития малого и среднего предпринимательства в поселении, в том числе для формирования и развития инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;

22) имущество, предназначенное для оказания поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям, осуществляющим деятельность на территории поселения.

В собственности поселений может находиться иное имущество, необходимое для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения поселений.

В собственности муниципальных районов могут находиться:

1) имущество, предназначенное для электро- и газоснабжения поселений в границах муниципального района;

2) автомобильные дороги местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, а также имущество, предназначенное для обслуживания таких автомобильных дорог;

3) пассажирский транспорт и другое имущество, предназначенные для транспортного обслуживания населения между поселениями на территории муниципального района;

5) имущество, предназначенное для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района;

6) имущество, предназначенное для организации охраны общественного порядка на территории муниципального района муниципальной милицией;

7) имущество, предназначенное для обеспечения общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, а также предоставления дополнительного образования и организации отдыха детей в каникулярное время;

8) имущество, предназначенное для создания условий для оказания медицинской помощи населению на территории муниципального района;

9) имущество, предназначенное для утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов;

10) архивные фонды, в том числе кадастр землеустроительной и градостроительной документации, а также имущество, предназначенное для хранения указанных фондов;

11) имущество, включая земельные участки, предназначенное для содержания на территории муниципального района межпоселенческих мест захоронения и организации ритуальных услуг;

12) имущество межпоселенческих библиотек;

13) имущество, необходимое для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, иной официальной информации;

14) земельные участки, отнесенные к муниципальной собственности муниципального района в соответствии с федеральными законами;

15) пруды, обводненные карьеры, расположенные на территориях двух и более поселений или на межселенной территории муниципального района;

16) имущество, предназначенное для создания, развития и обеспечения охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения на территории муниципального района;

17) имущество, предназначенное для обеспечения поселений, входящих в состав муниципального района, услугами по организации досуга и услугами организаций культуры;

18) имущество, предназначенное для развития на территории муниципального района физической культуры и массового спорта;

19) имущество, предназначенное для организации защиты населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

20) имущество, предназначенное для обеспечения безопасности людей на водных объектах, охраны их жизни и здоровья;

21) объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) независимо от категории их историко-культурного значения в случаях, установленных законодательством Российской Федерации;

22) имущество, предназначенное для содействия развитию малого и среднего предпринимательства на территории муниципального района, в том числе для формирования и развития инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;

23) имущество, предназначенное для оказания поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям на территории муниципального района.

В собственности муниципальных районов может находиться иное имущество, необходимое для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения муниципальных районов.

В собственности городских округов могут находиться все виды имущества, перечисленные выше.

Муниципальная собственность – имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям (ст. 215 ГК РФ). От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. Они вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти РФ, субъектов Федерации, органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.

Имущество, находящееся в собственности муниципального образования, делится на две части:

1) имущество, закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии со ст.ст. 294, 296 ГК РФ;

2) муниципальная казна соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования и включает в себя средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями (ст. 215 ГК РФ).

Муниципальные предприятия и учреждения, за которыми закрепляется определенное имущество, осуществляют в его отношении правомочия владения, пользования, распоряжения, но не в качестве собственников, поскольку их действия по управлению вверенным имуществом ограничены усмотрением органов местного самоуправления.


Муниципальные предприятия владеют, пользуются, распоряжаются закрепленным за ними имуществом на праве хозяйственного ведения (ст. 294 ГК РФ), например, в городском округе город Стерлитамак созданы такие муниципальные унитарные предприятия (МУП), как «Электрические сети» «Стерлитамакское специализированное ремонтно-строительное управление дорожно-озеленительных работ», «Межрайкоммунводоканал», «Стерлитамакское троллейбусное управление» и др.

Органы местного самоуправления, создавая муниципальные предприятия, определяют предмет и цели деятельности данных предприятий, решают вопросы назначения и увольнения руководителей муниципальных предприятий, реорганизации и ликвидации последних, регулируют цены и тарифы на их продукцию (услуги), осуществляют контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятиям имущества, заслушивают отчеты руководителей данных предприятий об их деятельности.

Предприятия не вправе продавать принадлежащее им на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия соответствующих органов местного самоуправления. Остальным своим имуществом муниципальные предприятия распоряжаются, по общему правилу, самостоятельно. Муниципальные образования в лице органов местного самоуправления имеют право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятий[10].

Муниципальные учреждения владеют и пользуются закрепленным за ними имуществом на праве оперативного управления (ст. 296 ГК РФ).

Муниципальное учреждение может быть автономным, бюджетным или казенным учреждением. Муниципальными учреждениями признаются учреждения, созданные муниципальным образованием.


Муниципальным автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, средств массовой информации, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами (в том числе при проведении мероприятий по работе с детьми и молодежью в указанных сферах) (ст. 2 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ (ред. от 03.12.2012) «Об автономных учреждениях»).

Пример: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 1» городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан, Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования «Дворец пионеров и школьников им.А.П.Гайдара» городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан, Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №2»-общеразвивающего вида городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан и др.

Муниципальным бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах (ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «О некоммерческих организациях»).

Пример: Муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения «Городская поликлиника № 1» городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан, Муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения «Детский санаторий "Радуга" городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан», Муниципальное бюджетное учреждение «Централизованная библиотечная система» городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан, Муниципальное бюджетное учреждение Дворец спорта «СТЕРЛИТАМАК-АРЕНА» и др.

Муниципальное казенное учреждение – это муниципальное учреждение, осуществляющее оказание муниципальных услуг, выполнение работ и (или) исполнение муниципальных функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы (ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 23.07.2013)).

Пример: Муниципальное казенное учреждение «Отдел образования Администрации городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан» создано на основании решения Совета городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан от 14.12.2010 г. № 2-14/45з; Муниципальное казенное учреждение «Отдел культуры Администрации городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан» создано на основании решения Совета городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан от 14.12.2010 г. № 2-14/45з; Муниципальные казенные учреждения «Отдел по молодежной политике Администрации городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан», «Комитет по физической культуре и спорту Администрации городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан» и др. Данные учреждения являются некоммерческими организациями, исполняющими муниципальные функции в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан и др.

Муниципальные учреждения вправе владеть и пользоваться переданным на праве оперативного управления муниципальным имуществом в порядке, установленном законодательством и положениями об этих учреждениях.

Органы местного самоуправления, осуществляя полномочия собственника муниципального имущества, вправе изымать закрепленное за учреждениями имущество, если оно оказывается излишним, не используется или используется не по назначению. Органы местного самоуправления вправе распоряжаться таким имуществом по своему усмотрению. Учреждения не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ними имуществом или имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных им по смете. Органы местного самоуправления от имени муниципального образования субсидиарно (дополнительно) отвечают по обязательствам муниципальных учреждений и обеспечивают их исполнение.

Главным отличием казенного учреждения от автономного и бюджетного является то, что муниципальное казенное учреждение создается для исполнения муниципальных функций, а муниципальные автономное и бюджетное – для выполнения муниципальных работ, оказания муниципальных услуг и не вправе исполнять муниципальные функции.

Муниципальные учреждения также имеют отличие и в финансовом обеспечении (См.: нижеприведенную схему).


Казна муниципального образования является главной составляющей муниципальной собственности. Она находится в непосредственном владении и распоряжении муниципального образования.

Необходимо отметить, что понятие «казна муниципального образования» в федеральном законодательстве содержится только в Гражданском кодексе РФ, который лишь рамочно обозначает данное определение (ст.ст. 214, 215 ГК РФ). В иных федеральных законах оно не упоминается, законодательство оперирует лишь понятием «муниципальная собственность» или понятием «бюджет муниципального образования». Вместе с тем, органы местного самоуправления принимают акты, определяющие правовой статус муниципальной казны, её состав, основания включения имущества в казну, общий порядок его учета, содержания и обеспечения эффективности распоряжения объектами казны муниципального образования.

В качестве примера можно привести Решение Совета городского округа город Стерлитамак от 25.04.2006 г. № 5/9з «Об утверждении положения о муниципальной казне городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан»; Решение Городского совета депутатов муниципального образования город Бузулук Оренбургской области от 07.06.2011 г. № 136 «Об утверждении Положения о муниципальной казне муниципального образования город Бузулук Оренбургской области»; Решение Солонцовского сельского Совета депутатов Красноярского края от 30.06. 2011 г. № 14-49р «Об утверждении положения о муниципальной казне муниципального образования Солонцовский сельсовет» и др.

Объектами, составляющими муниципальную казну муниципального образования, являются:

1) средства бюджета муниципального образования (местного бюджета);

2) недвижимость, находящаяся в собственности муниципального образования и не закрепленная за муниципальными предприятиями и учреждениями:

- отдельно стоящие жилые и нежилые здания;

- помещения, встроенно-пристроенные к жилым домам, но не являющиеся объектами жилого фонда, согласно действующим правовым актам и актам органов управления муниципального образования (нежилые помещения);

- жилые помещения, доли в жилых помещениях и отдельные комнаты в них;

- муниципальная доля в нежилых помещениях единого комплекса недвижимого имущества, находящегося в общей доле собственности собственников помещений;

- земельные участки, иные природные ресурсы, отнесенные к муниципальной собственности муниципального образования;

- предприятия (имущественные комплексы);

- строения, сооружения (объекты инженерной инфраструктуры, иные хозяйственные сооружения);

- иные недвижимые вещи.

3) движимое имущество, находящееся в собственности муниципального образования и не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями:

- машины, станки, оборудование, товарные запасы, запасы сырья и материалов;

- ценные бумаги;

- обязательственные права муниципального образования в отношении хозяйственных обществ, приобретенные им в связи с участием в образовании имущества данных юридических лиц;

- иные имущественные права муниципального образования;

- объекты интеллектуальной собственности муниципального образования, в том числе исключительные права на них;

- архивные фонды и архивные документы;

- программные продукты и информационные базы данных;

- иные движимые вещи.

Итак, муниципальная казна муниципального образования создается в целях укрепления материально-финансовой основы, сохранения, рационального и наиболее эффективного использования муниципальной собственности, используемой для социально-экономического развития муниципального образования, увеличения доходов местного бюджета, обеспечения населения жизненно необходимыми товарами и услугами, привлечения инвестиций и стимулирования предпринимательской деятельности на территории муниципального образования.

Муниципальная собственность выполняет две основные функции.

Первая состоит в том, что муниципальная собственность служит основой экономической самостоятельности местного самоуправления, обеспечивает управляемость хозяйством соответствующей территории как единым целым. Наличие муниципальной собственности закрепляет за местным самоуправлением исключительное право монопольного производства некоторых продуктов и услуг и выполнения работ именно для данного территориального сообщества. Обеспечение населения товарами и услугами через муниципальный сектор экономики осуществляется часто по более низким ценам, для частных предприятий, а иногда и на бесплатной основе. Причем непосредственное производство муниципальных благ опосредуется регулирующей ролью социальных институтов, что и позволяет говорить об общественной природе данной формы собственности. Наличие муниципальной собственности способствует укреплению позиций местного самоуправления и позволяет сформировать для жителей данного территориального сообщества тот набор доступных благ и льгот, который не будет ущемлять их гражданские свободы и поддерживать приемлемый уровень жизни на данной территории.

Вторая функция муниципальной собственности заключается в том, что она служит основным инструментом социальной защиты и поддержки населения территории. Обеспеченность муниципальным жильем, функционирование детских и образовательных учреждений, местные льготы при оплате коммунальных услуг, целевая поддержка нуждающихся и малообеспеченных позволяют поддерживать определенные социальные стандарты жизни людей на данной территории. Следовательно, наличие муниципальной собственности выступает необходимым условием защищенности отдельных членов территориальной общности и выступает гарантом демократически организованного государства.

Итак, муниципальная собственность – одно из обязательных условий существования самостоятельного муниципального образования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: