Особый след в истории российского туризма оставил Анисим Петрович Панкратов - человек мирной профессии, часовых дел мастер в Харбине. Желание посмотреть свет вынудило его оставить свои дела, сесть на велосипед и отправился 10 августа 1911г. в путешествие вокруг света, которое закончил 28 июля 1913 г. А. Панкратов проехал по дорогам Европы, США, Японии и Китая, преодолев около 50 тыс. км. За время пребывания в пути были сменены 52 покрышки, 36 камер, 9 цепей, 8 педалей, 4 седла, 2 руля и большое количество спиц.
Развитие туризма в СССР
В научной литературе принято выделять несколько этапов развития туризма в СССР. Первый (1917 - 1936гг.) - характеризуется созданием социально-экономических условий, зарождением и организационным становлением экскурсионного и туристского движения. В условиях восстановления и реконструкции народного хозяйства, развёртывания культурной революции создаются первые учреждения пролетарского туризма, призванные активизировать массовый отдых трудящихся, удовлетворить их потребности в изучении культурных ценностей и природы Родины. В области международного туризма ставится задача: предоставлять друзьям СССР и представителям прогрессивного движения за рубежом возможность ознакомиться с ходом социалистического строительства в СССР, а также расширить объём поездок советских трудящихся за рубеж.
|
|
Второй этап развития туризма (1936 - 1969гг) характеризуется внедрением новых организационных форм управления. В апреле 1936 г. Президиум ЦИК СССР счёл нецелесообразны дальнейшее развитие туризма в рамках добровольного общества и постановил его ликвидировать. Всё имущество ОПТЭ (общества пролетарского туризма и экскурсий) передавалось ВЦСПС, где создавалось туристско-экскурсионное управление (ТЭУ) ВЦСПС, на которое возлагалось руководство туристскими маршрутами всесоюзного значения, а также вся деятельность в области туризма и экскурсий. В функции территориальных ТЭУ, работавших на хозрасчётном принципе по плановым заданиям ВЦСПС, входили пропаганда туризма, консультации населения, культурно- массовое и хозяйственное обслуживание в пути, разработка маршрутов, а также строительство Домов туристов, горных хижин, лагерей, производство инвентаря. В ноябре 1937 г. был утверждён Устав туристско-экскурсионного управления ВЦСПС.
Основные особенности туризма.
Введение
Спортивный туризм - это вам не это. Это не секс-туризм, не сафари, не матрас-турне. Ключевое слово тут «спортивный». Поэтому нас ожидают все следствия, которые влечёт за собой это слово. Существует несколько независимых разделений спортивного туризма на классы:
|
|
1. по возрастному-социальному признаку 1)
2. по дисциплинам
3. по видам передвижения
4. прочие
Классификация по возростно-социальному признаку
1. детский туризм;
2. юношеский туризм;
3. взрослый туризм;
4. семейный туризм;
5. туризм для людей с ограниченными возможностями.
Класификация по дисциплинам
1. дисциплина «маршрут»;
2. дисциплина «дистанция».
Классификация по видам передвижения
1. автотуризм;
2. велосипедный туризм;
3. мотоциклетный туризм;
4. парусный туризм;
5. конный туризм;
6. водный туризм — сплав по рекам в зависимости от категории, река может быть горной
7. лыжный туризм — передвижение на маршруте производится в основном на лыжах;
8. пешеходный туризм — передвижение на маршруте производится в основном пешком;
9. горный туризм — передвижение пешком в условиях высокогорья;
10. спелеотуризм;
11. комбинированный туризм.
Прочие классы
1. путешествия (в том числе — одиночные путешествия);
2. экстремальный туризм;
3. короткие маршруты в классе спортивных походов.
4. экскурсионный туризм
5. походы выходного дня (ПВД)
Особенности пешеходного туризма
1. доступность практически всех районов спортивного туризма (в том числе высокогорные);
2. относительно большой упор на километраж;
3. нет акцента на технических локальных препятствиях (трудные перевалы и вершины);
4. в расчёте категории сложности учитываются протяжённые препятствия
Особенности горного туризма
1. подавляющее большинство маршрутов проходят в высокогорной зоне (климатические особенности)
2. большинство маршрутов пролегают на большой абсолютной высоте (от 3500 м до упора)
3. расчёт категории сложности полностью завязан на локальных технических препятсвиях
4. самый близкий к альпинизму вид туризма (в некоторых случаях отличается только курирующей федерацией)
Особенности лыжного туризма
1. в большинстве случаев передвижение на лыжах;
2. низкие температуры;
3. в большинстве маршрутов нет акцента на локальных технических препятствиях;
4. сроки походов январь - март.
Особенности водного туризма
1. средства передвижения - катамаран, байдарка, каяк, прочее;
2. категория зависит от километража и трудности порогов;
3. широкий выбор районов;
4. возможна пешеходная заброска;
5. возможен сплав по нескольким рекам за один поход с переездами или переходами между ними;
6. удобно наличие машины сопровождения, особенно если вдоль реки пролегает дорога.
Особенности комбинированного туризма
«Основным критерием отнесения туристского маршрута к комбинированному туризму считается наличие препятствий (факторов) в нитке маршрута характерных для двух и более видов туризма.» © Методика категорирования комбинированных маршрутов
1. повышенные требования к руководителю, либо наличие более одного руководителя по количеству видов туризма;
2. наиболее часто встречающееся сочетание пеше/горно-водный комбинированный маршрут, т.к. множество популярных рек расположены в горах;
3. популярно сочетание пешеходной или горной части с выходом из района в виде сплава;
4. возможно сочетание сплава с остановками и пешими радиальными выходами;
5. необходимо место, в котором можно безопасно хранить плавсредства на водную часть маршрута;
6. некоторые группы практикуют перетаскивание плавсредств на себе в течении пешей части маршута.