Особенности использования символа и аллегории в реа-лизации сценарно-режиссерского замысла

Символ (от греч. symbolon – условный знак) – со времен древних греков условный вещественный опознавательный знак для членов определенной группы людей, тайногообще-ства; вещественный или условный код, обозначающий или на-поминающий какое-либо понятие; образ, воплощающий ка-кую-либо идею. Символ может быть и шире смысла изобра-женного явления, и уже. Благодаря такому подходу символ может трактоваться многозначно, а порой двусмысленно. Многозначность символического образа обусловлена тем, что он с равным основанием может быть приложен к различным аспектам бытия.

Разнообразное и многомерное значение знаков-символов не заучивается нами, а закрепляется во множестве ассоциаций в процессе жизненной и художественной практики.

Аллегорией (от гр. allēgoria – иносказание, из allos – иной, agoreúo – говорю) называется выражение отвлеченных понятий в конкретных художественных образах. Например, в баснях, сказках глупость, упрямство воплощаются в образе Осла, трусость – в образе Зайца, хитрость – в образе Лисы. Аллегорический смысл могут получать иносказательные выражения: пришла осень может означать«наступила старость», замело снегом дороги – «к прошлому нет возврата», пусть всегда будет солнце – «пусть неизменным будет счастье»

В противоположность многозначности символа смысл аллегории характеризуется однозначной постоянной определенностью и раскрывается не непосредственно в художественном образе, а лишь в истолковании содержавшихся в образе явных или скрытых намеков и указаний, то есть путем подведения образа под какое-либо понятие.

Аллегория всегда играла заметную роль в режиссуре театра-лизованных форм досуговых программ, поскольку предполагаетдвухплановость. Первый план – это художественный образ, второй план всегда иносказательный, определяемый знанием ситуации, исторической обстановки, ассоциативностью.

Однако символ коренным образом отличается и от аллегории, и от метафоры прежде всего тем, что он наделен множеством значений, и все они потенциально присутствуют в каждом символическом образе, как бы «просвечивая» друг сквозь друга.

 

Особенности драматургии и режиссуры театрализован-ных форм культурно-досуговых программ.

Однако режиссура в культурно-досуговой деятельности – самостоятельная область режиссерского искусства со своими целями, задачами принципами и приемами. Эти особенности обусловлены общим содержанием, наполнением и содержани-ем культурно-досуговой деятельности. Не случайно у И.М.Туманова мы находим следующее: «Такие компоненты, как песня, танец, живокартинная (пластическая) композиция, заменяют в массовом представлении психологическоеобосно-вание поведения героев. Свойственная этому жанру эмоцио-нальность предполагает мгновенное переключение зрителей с одного объекта на другой без детализации и психологических мотивировок. Иначе говоря, драматургия и режиссура массового действия должны строиться так, чтобы во внешней форме подачи материала найти внутренний образ, соответ-ствующий его идее, ритму, дыханию».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: