Общехудожественный, эстетический закон всех зрелищных видов искусств гласит: работа органов чувств будет тем интенсивнее, чем больше разнообразно организованной информации будет поступать к зрителю одновременно
Этот закон заставляет режиссера использовать все имеющееся средства художественной выразительности, а именно:
– образное слово;
– музыку;
– шумовые и фоновые материалы;
– фото-, кино- и видеоматериалы;
– театральное, хореографическое и пластическое действие;
– световое решение.
Другими словами, речь идет о принципе целостности через многообразие. Единство слова, музыки, света и цвета, мизан-сцен должно создавать аудиовизуальную гармонию, раскры-вающую художественный образ программы.
Анафора – повтор начальных слов, словосочетаний. Эпифора – повтор в конце, после слов или словосочет. Прием градации – слова относящиеся к одному предмету располагаются последовательно. Инверсия – обратный порядок слов. Сравнение – способствует лучшему пониманию. Метафора – образное сближение слов, на базе их переносного значения. Эпитет – слово подчеркивающее характерные черты. Фразеологизмы- выражение с переносным значением. Оксиморон – сочетание несовместимых понятий, горячий лед. Метонимия- обозначение предмета по одному из его признаков. Антонимия – противоположное значение. Тавтология – повтор. Синонимия – слова сходные по значению. Риторический вопрос
Особенности мизансценирования в постановке культур-но-досуговой программы.
Важнейшим средством воплощения режиссерского замысла является мизансцена.
«Мизансцена» (франц. miseenscene – расположение на сцене) – расположение актеров на сцене по отношению друг к другу и к зрителям в тот или иной момент сценического действия. В разработке мизансцены отражается сложное взаимодействие внешней формы и внутренней структуры программы, ее художественный образ в пластическом выражении. Суть мизансцены очень точно определил С.М.Эйзенштейн, характеризуя ее как «сочетание пространственных и временных элементов во взаимодействии людей на сцене... Сплетение самостоятельных линий действия со своими обособленными закономерностями тонов ритмических рисунков и пространственных решений в единое гармоническое целое». Другими словами – мизансцена не просто застывшее мгновение, а образный язык человеческих движений, в которых, по словам В.Э.Мейерхольда, «вскрывается подтекст, вскрывается все то, что лежит между строк». Мизансцена – это результат поиска режиссером и исполнителями не сиюминутного действия, а сверхзадачи и сквозного действия досуговой программы, ее темпоритма.
Мизансцена в досуговой программе – это часть сценической информации, режиссерская организация пластических средств с целью эффективного идейно-эмоционального воздействия на аудиторию.
В контексте задач режиссуры мизансцена выступает как пластический образ спектакля (или досуговой программы), в центре которого находится живой, действующий человек.
Всякая хорошо продуманная мизансцена должна отвечать следующим требованиям:
1) быть средством наиболее яркого, полного пластического выражения содержания номера или эпизода;
2) правильно выявлять взаимоотношения действующих лиц, а также внутреннюю жизнь каждого персонажа в данный момент его сценической жизни;
3) быть правдивой, естественной и сценически выразительной.
Характеристика основных типов метафор в режиссуре культурно-досуговых программ.
Мета́фора (от греч.μεταφορά – перенос, переносное значение) – фигура речи, использующая название объекта одного класса для описания объекта другого класса.
В основу метафоризации может быть положено сходство самых различных признаков предметов: цвета, формы, объема, назначения, положения в пространстве и времени и т.д.
Для режиссера культурно-досуговых программ метафора ценна тем, что используется как средство построения сценических образов.
Сегодня практика постановки разнообразных форм культурно-досуговых программ представлена следующими видами использования метафоры в языке театрализации.
1. Метафора оформления.в книге И.Э.Горюновой «Режиссура массовых театрализованных зрелищ и музыкальных представлений». Так, в качестве сценического оформления музыкально-театрализованного представления, посвященного 60-летию Победы в Великой Отечественной войне, в ГЦКЗ «Россия» были использованы четыре широко распахнутые шинели-кулисы как метафорический образ авторской идеи о том, что это была победа простого солдата, по-пластунски пропахавшего тысячи километров фронтовых дорог и защи-тившего всех своей солдатской шинелью.
2. Пластическая метафора, или метафора пантомимы. Вот классический сюжет гениального французского мима МарселяМарсо «Клетка». Человек, проснувшись, направляется вперед, натыкается на препятствие и понимает, что он в клетке. Лихорадочно перебирая руками по всем четырем стенам, герой ищет выхода.
3. Метафора мизансцены очень подробно представлена в упоминаемой книге И.Э.Горюновой. Подчеркнем лишь, что метафорическая мизансцена требует особо тщательной разра-ботки пластических движений и словесного действия для создания обобщенного художественного образа режиссерской мысли.
4. Метафора в актерской игре. Замечательный писатель Ю.Олеша как-то заметил: «Животные, как ничто другое, дают повод именно для метафор». Хрестоматийным стал пример из режиссерского творчества В.Э. Мейерхольда. Диалог на репетиции в его красноармейской актерской студии.