Современные теории международной торговли и основные направления повышения конкурентоспособности России

Теория международной торговли на основе жизненного цикла была выдвинута в середине 60-х г.г. ХХ в. американским экономистом Р.Верноном. На основе этапов жизненного цикла товара могут быть объяснены современные торговые связи между странами, во всяком случае при обмене готовыми изделиями. В соответствии с данной теорий каждый новый продукт проходит цикл, включающий стадии внедрения, роста, зрелости и упадка. Прохождение каждым продуктом жизненного цикла позволяет странам специализироваться на производстве и экспорте одного и того же товара на разных стадиях зрелости.

Для этапа внедрения характерна повышенная трудоемкость изделия. Переход к крупномасштабному массовому производству происходит в дальнейшем по мере усовершенствования технологии и освоения новых видов оборудования.

На этапе роста, помимо увеличения объема продаж на внутреннем рынке, расширяется экспорт из страны нововведения, усиливается конкуренция, проявляется тенденция повышения капиталоемкости производства, создаются предпосылки для организации и развития производства за рубежом, сначала в развитых, а затем и в других странах.

На этапе зрелости производство осуществляется уже во многих странах, в том числе развивающихся, начинает ощущаться насыщение рынка прежде всего в стране нововведения, стабилизируется спрос, усиливается роль ценовой политики, достигается высокая стандартизация, свойственная крупносерийному производству, вовлекаются менее квалифицированные ресурсы труда.

Этап упадка с международных позиций характеризуется сужением рынка в развитых странах, большей концентрацией производства в развивающихся странах. Определенная часть рынка в странах нововведений, ориентированная на данную продукцию, удовлетворяется за счет импорта. Ведущие компании развитых стран начинают производство и внедрение на рынок новых, более совершенных товаров. Вовлечение в теорию жизненного цикла товара международного аспекта предопределяет удлинение жизненного цикла продукции, достаточно однозначно объясняет внешнюю торговлю технологически сложными изделиями. Эта теория менее применима в случае элитарных, особо дорогостоящих товаров. Она как бы закрепляет международные технологические преимущества высокоразвитых стран.

Основными составляющими конкурентоспособности являются: качество национальных ресурсов, эффективность их использования, положение страны в системе мирохозяйственных связей. 2. Рейтинги сопоставления международной конкурентоспособности стран, рассчитываемые Всемирным Экономическим Форумом и Международным Институтом Развития Менеджмента, в силу ряда ограничений (недостатки опросного метода, субъективизм качественных показателей, отсутствие отдельных показателей, частая смена/корректировка методологии (ВЭФ), отсутствие определенных критериев включения показателей в аналитические группы и др.) не позволяют их рассматривать как универсальный инструмент при выработке управленческих решений на уровне отдельных фирм и формировании стратегии конкурентоспособности на уровне всей национальной экономики. Аналитическая информация этих организаций может быть полезна лишь в совокупности с анализом страновой специфики, возможностей внутреннего потенциала и стратегии внешнеэкономического развития страны. 3. Под влиянием процессов глобализации и постиндустриализации меняется как характер международной конкурентоспособности стран, так и природа конкурентных преимуществ. Среди наиболее значимых тенденций развития конкуренции конца XX – начала XXI века необходимо отметить: переход от ценовых к неценовым факторам конкуренции; изменение в структуре потребительского и инвестиционного спроса (переход от массовой унифицированной продукции к индивидуализированному спросу); значительная сегментация рынков; ориентация на инновационное развитие. В результате, в современной экономике превалируют «интенсивные» факторы международной конкурентоспособности – знания, человеческий капитал, информационные технологии, гибкое производство, новые формы управления. 4. Общий уровень конкурентоспособности российской экономики оценивается достаточно низко. По ряду показателей состояния институциональной, инновационной среды, качества человеческого и физического капитала Россия существенно отстает от развитых стран. Анализ состояния ресурсов развития российской экономики соотнесенных с инновационными стратегиями свидетельствует о наличии возможностей изменить положение страны в системе мирохозяйственных связей в рамках «верхнего» пути конкурентоспособности на основе оптимизации экспортной специализации России, формирования эффективных институтов, стимулирования собственного инновационного развития с упором на человеческий капитал и привлечение зарубежных технологий, решения проблем устойчивости макроэкономической динамики. 5. Формирование конкурентных преимуществ национальной экономики на практике находит свое выражение в разработке и реализации стратегии конкурентоспособности. Если данная стратегия своевременно реагирует на возникающие технологическое и структурные изменения в мире, то такая экономики способна претендовать на успех в международной конкуренции. Стратегия конкурентоспособности предусматривает формирование системы обеспечения конкурентоспособности страны, которая в свою очередь разрабатывается исходя из внутренних характеристик развития страны и с точки зрения ее положения в системе мирохозяйственных связей. 6. Общие методологические рекомендации к разработке стратегии и политики конкурентоспособности российской экономики включают следующие положения.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: