Финансовая система, ее структура. Принципы построения финансовой системы. Функции финансов

Фин. система (ФС) – совок-ть ФО и регулирующих их институтов. выделяют 3 подсистемы:

1. Финансы гос-ва

2. Финансы хоз. субъектов

3. Финансы населения

Финансы гос-ва – это денежные фонды гос-ва и формы их использования. Ведущее звено гос. финансов – это гос. бюджет. Кроме него гос. финансы включают в себя внебюджетные фонды и валютные резервы. Внебюджетные фонды – это денежные ср-ва гос-ва, не включаемые в гос. бюджет и используемые по опред. целевому назначению (пенсионный фонд, фонд занятости, гос. страховой фонд). Валютные резервы – это офиц. запасы иностр. валюты в ЦБ и м/н кредитных орг-циях, предназначенные для м/н расчётов, для выхода из непредвиденных ситуаций и для получения дохода.

Финансы хоз. субъектов – это денежные фонды юр. лиц, а также фин. связи м/ юр. лицами и гос-вом и м/ юр. лицами и физ. лицами.

Финансы населения – это денежные ср-ва населения, рассматриваемые, с одной стороны, как доходы, а с др., как расходы и сбережения.

2 принципа построения фин. систем:

Фискальный федерализм – это принцип разделения полномочий в фин. сфере м/ фед., рег. и местными властями, основанный на главенстве федерации. Отличительные черты:

Самост-ть бюджетов всех уровней.

Чёткое разграничение f м/ ними и проведение самост. фин. политики.

Рег. и мест. бюджеты не входят в бюджет центрального пр-ва.

Сложность:распределение доходов и расходов м/ бюджетами различных уровней.

Демократический централизм – принцип сосредоточения большей части фин. ресурсов в руках центрального прав-ва. Региональные и местные бюджеты явл-ся составной частью вышестоящего гос. бюджета. Они не могут проводить самост. ФП. Гос-во осуществляет контроль за Ф хоз. субъектов. Такой принцип построения ФС характерен для стран с преимущественно плановой эк-кой. Недостаток: невозможность нижестоящих бюджетов повлиять на распределение финансовых ресурсов.

Фискальная политика государства: дискреционная и автоматическая. Встроенные стабилизаторы

Под фискальной политикой понимается система регулирования экономики посредством государственных расходов и налогов, т. е. она сводится к манипулированию налогами и государственными расходами.

Выделяют следующие цели фискальной политики:

1)сглаживание колебаний экономического цикла;

2)обеспечение устойчивого экономического роста;

3)достижение высокого уровня занятости при умерен­ных темпах инфляции.

подразделяется на два типа:

Дискреционная фискальная политика вызвана со­знательными решениями правительства в области государ­ственных расходов и налогов с целью воздействия на реаль­ный объем национального дохода, занятость и инфляцию. В этом случае обычно принимаются новые законы.

Основными инструментами дискреционной политики вы­ступают:

а)изменения ставок налогообложения;

б)проекты общественных работ;

в)трудоустройство населения.

Это активная фискальная политика государства.

Дискреционная фискальная политика, осуществляемая в целях сглаживания экономического цикла, бывает двух видов:

1.Экспансионистская(стимулирующая) связана с увеличением государственных расходов и снижением налогов или сочетанием этих мер (так как мультиплика­ционный эффект от государственных расходов больше, чем от снижения налогов). В краткосрочном периоде та­кая политика сокращает спад производства за счет дефи­цитного финансирования.

2. Рестрикционная(контрактивная), или сдерживаю­щая, связана с увеличением налогов и снижением го­сударственных расходов или сочетает эти меры, что­бы ограничить инфляционный рост экономики.

Недискреционная(автоматическая) фискальная политика не требует специальных решений правительства, так как основана на действии встроенных стабилизато­ров, которые приводят к автоматическому изменению на­логовых поступлений в государственный бюджет и государст­венных расходов. Это пассивная фискальная политика.

Встроенный (автоматический) стабилизатор — это экономический механизм, автоматически реагирующий на, изменение экономической конъюнктуры.

Встроенные (автоматические) стабилизаторы поддержи­вают экономическую стабильность на основе саморегуляции. В качестве встроенных стабилизаторов выступают: прогрес­сивный подоходный налог, пособия по безработице, пособия по бедности, субсидии фермерам, а также система участия в прибылях. При помощи встроенных стабилизаторов в зави­симости от экономической конъюнктуры изменяются на­логовые поступления и государственные трансферты, таким образом они сглаживают циклические колебания, но не уст­раняют их. В период спада встроенные стабилизаторы приво­дят к уменьшению налоговых поступлений в государственный бюджет, росту социальных выплат и дефициту государствен­ного бюджета. В период подъема происходит обратный про­цесс.

Государственный бюджет, его структура.

ГосБюджет – централизованный денежный фонд, находящийся в распоряжении гос-ва – годовой план доходов и расходов гос-ва, утверждённый в з/д порядке.

ГБ один из главных рычагов регулирования эк-ки. Воздействие гос-ва на эк-ку происходит путём финансирования, выдачи субсидий, трансфертов и т.д. Совок-ть бюджетов всех уровней (фед., рег., и мест.) и отн-ния м/ ними представляет собой бюджетную систему.

Структура ГБ представлена 2 частями: расходной и доходной. Расходная часть хар-т направления и цели использования гос. ср-в. Расходы ГБ всегда носят целевой хар-р и, как правило, явл-ся безвозвратными. Безвозвратное предоставление гос. ср-в из ГБ на целевое развитие наз-ся бюджетным финансированием. Доходная часть ГБ хар-т источники его пополнения.

Структура бюджетных расходов и доходов в стране с рыночной экономикой выглядит примерно так (%):

Расходы

Затраты на социальные услуги 40-50

Затраты на хозяйственные нужды: инвестиции в инфраструктуру, дотации госпредприятиям, субсидии сельскому хозяйству, расходы на государственные программы 10-20

Расходы на вооружение и материальное обеспечение внешней политики10-20

Административно-управленческие расходы 5-10

Обслуживание государственного долга до 7-8

Доходы

Налоги   75-85

Налоговые поступления: доходы от государственной собственности, государственного сектора в экономике, государственной торговли 5-8

Взносы в государственные фонды социального страхова­ния, пенсионный фонд, страхование от безработицы 10-12


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: