Общая характеристика системы образования. Контроль и надзор в сфере образования

                   Образование – это целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах человека, общества, государства, направленный на сохранение, приумножение и передачу знаний новым поколениям, удовлетворение потребности личности в интеллектуальном, культурном, нравственном, физическом развитии, на подготовку квалифицированных кадров для отраслей экономики. В соответствии со ст. 49 Конституции РБ каждый имеет право на образование. Каждый вправе на конкурсной основе получить высшее образование в государственных учебных учреждениях. Кроме Конституции правовую основу сферы образования составляют Кодекс РБ об образовании и иные акты законод-ва, в т.ч. и международные акты (Конвенция о признании учебных курсов, дипломов о высшем образовании и ученых степеней в государствах региона Европы; Меморандум о сотрудничестве между РБ и ООН по вопросам образования, науки и культуры и др.). Есть очная и заочная формы получения образования, обучение по индивидуальным планам. Действуют единые образовательные стандарты в пределах образовательного уровня. Образование делят на основное, дополнительное и специальное. Республиканским органом госуправления образованием является Министерство образования РБ. Некоторые задачи в деятельности Минобразования: разработка и обеспечение реализации госполитики в сфере образования, опеки и попечительства над несовершеннолетними; проведение госуд. молодежной политики; осуществление госконтроля за функционированием системы образования и др. Минобразования возглавляет Министр образования РБ (назнач. и освобожд. от должн.Президентом РБ), имеющий заместителей. В структуру Минобразования входят департамент контроля качества образования, управления и отделы. В Минобразования создается коллегия (Министр образования + его заместители + руководители департаментов + ведущие специалисты министерств отрасли). При Минобразования могут создаваться советы по направлениям деятельности. Также есть управления и отделы образования местных исполкомов. Управление образования облисполкома образуется облисполкомом и подчиняется ему (при этом входя в систему Минобразования). Управлениям подчиняются отделы образования райисполкомов и горисполкомов. В организационном и учебно-методическом подчинении управления образования находятся: дошкольные учреждения, общеобразовательные школы, лицеи, гимназии, внешкольные учреждения, детские интернатные учреждения всех типов и др. Напоминаю еще раз, что отделы действуют в пределах райисполкомов, горисполкомов, местной администрации районов в городах и местной администрации г. Минска. Цели и задачи стандартные. Отдел возглавляет заведующий, назначаемый и освобождаемый от должности распоряжением председателя рай-или горисполкома по согласованию с управлением образования облисполкома. У заведующего отделом есть заместители. Внутри отдела создается совет по решению вопросов развития образования на подведомственной территории, полномочный собираться не реже 1 раза в 2 месяца, его решения оформляются приказами заведующего отделом.  

 



БИЛЕТ №16

Понятие компетенции органа управления. Компетенция Министерства юстиции Республики Беларусь.

Компетенция органа управления — определяемые Конституцией РБ предметы ведения (сфера деятельности, круг вопросов, подлежащих разрешению), соответствующий им объем полномочий и пределы деятельности органа государственной власти. К.о.у. предполагает исчерпывающее определение круга полномочий такого органа, пределов и сфер его деятельности, а также указание на принимаемые им правовые акты. Такой порядок определения компетенции призван исключить возможность превышения власти тем или иным органом, вторжения в сферу деятельности других органов власти. В то же время определение К.о.у. юридически узаконивает самостоятельность данного органа, его право действовать в соответствии с возложенными на него полномочиями.

Министерство юстиции — орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, в том числе:

- в сфере исполнения уголовных наказаний;

- регистрации некоммерческих организаций, включая отделения международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественные объединения, политические партии и религиозные организации, в сфере адвокатуры, нотариата, государственной регистрации актов гражданского состояния;

- обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов;

- правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере регистрации некоммерческих организаций, включая отделения международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественные объединения, политические партии и религиозные организации, в сфере адвокатуры, нотариата, государственной регистрации актов гражданского состояния.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: