Нормативные и индивидуальные акты управления. Механизм их реализации

                   Акт управления органа публичной администрации – это основанное на законе властное одностороннее предписание в форме документа (действия), направленное на установление, возникновение, изменение или прекращение правовых отношений, связанных с выполнением его задач и функций. По юридическим свойствам акты управления делятся на нормативные и индивидуальные. Нормативные акты управления принимаются в соответствии с их компетенцией. Эти акты содержат определенные правила поведения, т.е. нормы, признаками которых согласно теории права являются: неоднократное длительное применение и отсутствие конкретного персонифицированного адресата. Примеры: ПДД, санитарные нормы и правила, противопожарные нормы и правила. Это акты подзаконного нормотворчества, т.е. право принимать их принадлежит, как правило, органам общей и межотраслевой компетенции. Но встречаются исключения, когда это право предоставляется органам отраслевой компетенции. Основное назначение нормативных актов управления – обеспечение исполнительной и распорядительной деятельности органов публичной администрации, проведение в жизнь требований закона. Т.е. это правоприменительное нормотворчество. Индивидуальные акты управления являются правоприменительными по назначению и распорядительными по содержанию. Распорядительный характер этих актов в том, что в них выражается конкретное юридически властное предписание, связанное, во – первых, с решением возложенных на органы практических задач, во – вторых, его действие распространяется на определенное лицо. Примеры: приказ о назначении лица на должность, постановление о привлечении лица к административной ответственности. Право на принятие этих актов имеет все органы публичной администрации. Исключение: индиви. акты правоохранительного характера имеют право издавать спец. уполномоч. на то органы (органы милиции, санитарного, ветеринарного, энергетического надзора).   

 



БИЛЕТ №24

Классификация форм управленческой деятельности.

В науке административного права наиболее распространена классификация форм управленческой деятельности по следующим группам:

1. Издание правовых актов - нормативных и индивидуальных (принятие решений);

2. Совершение иных юридически значимых действий;

3. Проведение непосредственно организационных мероприятий;

Осуществление материально-технических операций.

Фактически здесь речь идет о различии управленческой деятельности по ее конечному результату, или, иными словами, ее правовым последствиям.

1.В издании правовых актов в наибольшей степени проявляется государственно-властный характер управления. Осуществляя эту форму управления на основе и во исполнение закона, органы управления практически реализуют свою компетенцию. Поэтому эта форма управленческой деятельности наиболее значима, является правовой, т. е. влечет юридические последствия. Через данную форму реализуются правоприменительные, правоустановительные и правоохранительные функции исполнительной власти. 2.Совершение иных юридически значимых действий также является правовой формой управленческой деятельности. Они осуществляются при наступлении соответствующих условий, указанных в правовой норме, без принятия индивидуальных актов. Это такие действия, как применение мер пресечения противоправных действий (задержание нарушителя, изъятие и уничтожение спиртных напитков домашней выработки, изъятие вещей и документов); регистрация определенных фактов (прописка и выписка граждан, регистрация автотранспорта); выдача официальных документов типа прав на вождение транспортных средств и т. д. 3.Проведение непосредственно организационных мероприятий относится к неправовым формам управленческой деятельности и включает: инспектирование, изучение и распространение передового опыта, разъяснение содержания целей законов и иных правовых актов, подготовку и рассылку информационных материалов, обзоров, писем и т. д. Все они широко используются для обеспечения четкой и эффективной работы соответствующих систем управления. 4.Материально-технические операции имеют исключительно вспомогательное значение. Их совершение является необходимой предпосылкой для правотворческой и правоприменительной деятельности в процессе осуществления государственного управления. К материально-техническим операциям относятся: ведение делопроизводства; регистрация фактов; оформление документов; сбор, подготовка и обработка информационных материалов; учетно-статистические работы; составление справок, отчетов и др. При осуществлении материально-технических операций все шире используются различные средства организационной техники и автоматизации, что значительно облегчает обработку объемной управленческой информации, повышает производительность и культуру управленческого труда.

Выбор тех или иных форм зависит от следующих обстоятельств:

· Характера компетенции данного органа (должностного лица).

· Особенностей объекта управляющего воздействия (влияние форм собственности в частности);

· Конкретной цели совершаемых управленческих действий;

· Характера решаемых в процессе управленческой деятельности вопросов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: