Тема 8 Методы диагностики семейных отношений

Подготовьте доклады на темы:

1. Основные подходы к изучению семьи

Рассматриваемые вопросы

Современные виды диагностики семьи (психологическая, социальная, педагогическая, социально-психологическая и т.д.). Комплексная диагностика семьи. Основные направления диагностики семьи. Эклектический подход в изучении семьи. «Модель Мак-Мастерса». Проблемный подход. «Трехосевая классификация проблемных семей». Факторные модели семьи. «Круговую модель» Д.Ольсона.

2. Организация диагностической работы с семьёй

Рассматриваемые вопросы

Диагностические проблемы получения информации о семье:- проблема интимности; - взаимосвязанность и взаимозависимость всех аспектов существования семьи; - проблема изменчивости; проблема разбросанности данных. Этапы диагностического изучения семьи.

3. Проектирование диагностической работы с семьёй.

Рассматриваемые вопросы

Принципы отбора диагностических методик

Изучение возможностей применения методов диагностики семьи. Обстоятельства, осложняющие процесс изучения семьи. Принципы отбора диагностических методик для изучения семьи.

4. Методы изучения супружеских отношений

Рассматриваемые вопросы

Методы изучения супружеской дисгармонии в разных подходах. Изучение особенностей общения и эмоциональных отношений в супружеской паре. Диагностика супружеской совместимости, особенностей конфликтного взаимодействия супругов. Диагностика педагогической совместимости родителей. Изучение отношения к деньгам в семье. Методы исследования индивидуальности супругов и нравственно-психологических основ супружеских отношений. Психограмма супружества.

5. Методы изучения детско-родительских отношений

Рассматриваемые вопросы

Изучение межличностных отношений в системе «родитель-ребёнок» с точки зрения родителя: - отношение родителей к ребёнку и жизни в семье, - родительские установки и реакции, нарушения воспитательного процесса в семье, - причины отклонений в семейном воспитании, - типы воспитания, - уровень родительской компетентности. Изучение межличностных отношений в системе «родитель-ребёнок» глазами ребёнка. Изучение детско-родительского взаимодействия.

6. Методы изучения образовательных запросов семьи

Рассматриваемые вопросы

Понятие образовательного запроса семьи. Типология образовательных запросов семьи. Особенности образовательных запросов современной семьи. Психологические проблемы семьи в образовании. Образовательный потенциал семьи и основные принципы его развития. Методы изучения образовательного потенциала современной семьи.

7. Этические принципы диагностики семьи

Рассматриваемые вопросы

Роль этики в диагностической работе с семьёй. Этический кодекс практического психолога. Этические принципы диагностики семьи. Основные ошибки в диагностической работе с семьёй.

8. Психологическое обследование семьи

Рассматриваемые вопросы

Теория психологического обследования семьи. Общая типология методик психологического обследования семьи. Исторический анализ методик психологического обследования семьи. Общая схема диагностического процесса в работе психолога с семьей. Общая схема диагностического процесса в работе социального педагога с семьей. Диагностика в консультативной работе педагога-психолога дошкольного образовательного учреждения с родителями.

9. Схема психологического анализа семьи как системы

Рассматриваемые вопросы

Схема анализа семьи как системы А Варга. Программа поэтапного исследования семьи Э.Г. Эйдемиллера и В.В. Юстицкиса. Программа социально-психологического исследования семьи (супружеской пары) А.И. Волковой и Т.М. Трапезниковой. Обзор методик диагностики семейных отношения в практике консультирования. «За» и «против» семейных психологических тестов из популярных журналов. Основные направления диагностики взаимодействия в системе родитель-ребенок. Диагностика супружеских отношений. Типология методик диагностики супружеских отношений

 

Тема 9 Воспитание ребенка в семье.

Подготовьте доклады на темы:

1. Ценность детей в жизни семьи: социально-психологические функции детей.

2. Влияние социально-экономического статуса семьи, системных особенностей семьи и стиля семейного воспитания на формирование личности ребёнка.

3. Психологические функции матери и отца.

4. Стили и тактики семейного воспитания.

5. Многофакторные теоретические модели родительской любви.

Статьи для аннотирования:

1. Горьковская И.А. Влияние семьи на формирование делинквентности у подростков // Психологический журнал. – 1994. – № 2.

2. Кован Ф.К., Кован К.П. Взаимоотношения в супружеской паре, стиль родительского поведения и развитие трехлетнего ребенка // Вопросы психологии. – 1989. – № 4.

3. Меньшикова Е.С. Жестокое обращение с детьми и его возможные отдаленные последствия // Психологический журнал. – 1993. – Т. 14. – № 6.

Подготовить презентационные работы (в редакторе Power Point) на темы:

1. Проблема половых различий и семейные отношения

2. Психологические механизмы половой социализации

3. Половое воспитание

4. Целенаправленное воздействие на ребенка в семье

5. Виды неправильного воспитания

6. Стили родительского поведения

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: