Подготовьте доклады на темы:
1. Основные подходы к изучению семьи
Рассматриваемые вопросы
Современные виды диагностики семьи (психологическая, социальная, педагогическая, социально-психологическая и т.д.). Комплексная диагностика семьи. Основные направления диагностики семьи. Эклектический подход в изучении семьи. «Модель Мак-Мастерса». Проблемный подход. «Трехосевая классификация проблемных семей». Факторные модели семьи. «Круговую модель» Д.Ольсона.
2. Организация диагностической работы с семьёй
Рассматриваемые вопросы
Диагностические проблемы получения информации о семье:- проблема интимности; - взаимосвязанность и взаимозависимость всех аспектов существования семьи; - проблема изменчивости; проблема разбросанности данных. Этапы диагностического изучения семьи.
3. Проектирование диагностической работы с семьёй.
Рассматриваемые вопросы
Принципы отбора диагностических методик
Изучение возможностей применения методов диагностики семьи. Обстоятельства, осложняющие процесс изучения семьи. Принципы отбора диагностических методик для изучения семьи.
|
|
4. Методы изучения супружеских отношений
Рассматриваемые вопросы
Методы изучения супружеской дисгармонии в разных подходах. Изучение особенностей общения и эмоциональных отношений в супружеской паре. Диагностика супружеской совместимости, особенностей конфликтного взаимодействия супругов. Диагностика педагогической совместимости родителей. Изучение отношения к деньгам в семье. Методы исследования индивидуальности супругов и нравственно-психологических основ супружеских отношений. Психограмма супружества.
5. Методы изучения детско-родительских отношений
Рассматриваемые вопросы
Изучение межличностных отношений в системе «родитель-ребёнок» с точки зрения родителя: - отношение родителей к ребёнку и жизни в семье, - родительские установки и реакции, нарушения воспитательного процесса в семье, - причины отклонений в семейном воспитании, - типы воспитания, - уровень родительской компетентности. Изучение межличностных отношений в системе «родитель-ребёнок» глазами ребёнка. Изучение детско-родительского взаимодействия.
6. Методы изучения образовательных запросов семьи
Рассматриваемые вопросы
Понятие образовательного запроса семьи. Типология образовательных запросов семьи. Особенности образовательных запросов современной семьи. Психологические проблемы семьи в образовании. Образовательный потенциал семьи и основные принципы его развития. Методы изучения образовательного потенциала современной семьи.
7. Этические принципы диагностики семьи
|
|
Рассматриваемые вопросы
Роль этики в диагностической работе с семьёй. Этический кодекс практического психолога. Этические принципы диагностики семьи. Основные ошибки в диагностической работе с семьёй.
8. Психологическое обследование семьи
Рассматриваемые вопросы
Теория психологического обследования семьи. Общая типология методик психологического обследования семьи. Исторический анализ методик психологического обследования семьи. Общая схема диагностического процесса в работе психолога с семьей. Общая схема диагностического процесса в работе социального педагога с семьей. Диагностика в консультативной работе педагога-психолога дошкольного образовательного учреждения с родителями.
9. Схема психологического анализа семьи как системы
Рассматриваемые вопросы
Схема анализа семьи как системы А Варга. Программа поэтапного исследования семьи Э.Г. Эйдемиллера и В.В. Юстицкиса. Программа социально-психологического исследования семьи (супружеской пары) А.И. Волковой и Т.М. Трапезниковой. Обзор методик диагностики семейных отношения в практике консультирования. «За» и «против» семейных психологических тестов из популярных журналов. Основные направления диагностики взаимодействия в системе родитель-ребенок. Диагностика супружеских отношений. Типология методик диагностики супружеских отношений
Тема 9 Воспитание ребенка в семье.
Подготовьте доклады на темы:
1. Ценность детей в жизни семьи: социально-психологические функции детей.
2. Влияние социально-экономического статуса семьи, системных особенностей семьи и стиля семейного воспитания на формирование личности ребёнка.
3. Психологические функции матери и отца.
4. Стили и тактики семейного воспитания.
5. Многофакторные теоретические модели родительской любви.
Статьи для аннотирования:
1. Горьковская И.А. Влияние семьи на формирование делинквентности у подростков // Психологический журнал. – 1994. – № 2.
2. Кован Ф.К., Кован К.П. Взаимоотношения в супружеской паре, стиль родительского поведения и развитие трехлетнего ребенка // Вопросы психологии. – 1989. – № 4.
3. Меньшикова Е.С. Жестокое обращение с детьми и его возможные отдаленные последствия // Психологический журнал. – 1993. – Т. 14. – № 6.
Подготовить презентационные работы (в редакторе Power Point) на темы:
1. Проблема половых различий и семейные отношения
2. Психологические механизмы половой социализации
3. Половое воспитание
4. Целенаправленное воздействие на ребенка в семье
5. Виды неправильного воспитания
6. Стили родительского поведения