Занятие 3. Тема Особенности психолого-педагогической диагностики (2ч)

ЛИТЕРАТУРА

Тема Особенности психолого-педагогической диагностики (2ч)

Семинарское занятие 8

Вопросы для обсуждения:

1. Психолого-педагогическая диагностика, задачи психодиагностики в учреждениях образования.

2. Специфика психодиагностики в дошкольных образовательных учреждениях, в средней школе, в высших учебных заведениях, в специальных учебно-воспитательных учреждениях.

3. Особенности методов психолого-педагогической диагностики.

4. Способы проведения диагностической работы с детьми разных возрастных групп.

5. Особенности психодиагностической работы с детьми дошкольного возраста.

6. Особенности психодиагностической работа с детьми младшего школьного возраста.

7. Особенности психодиагностической работа с подростками.

8. Особенности психодиагностической работа с лицами юношеского возраста детьми дошкольного возраста.

9. Проблема профдиагностики и профконсультирования.

10. Особенности психодиагностики детей с отклоняющимся развитием.

11. Индивидуальные и групповые диагностики

1. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. Т 1. М., 2001.

2. Практикум по общей экспериментальной и прикладной психологии. С-Пб., 2000.

3. Общая психодиагностика / под ред. А.А.Бодалева и В.В.Столина М., 1987

4. Шмелев А.Г. Основы психодиагностики: Учебное пособие для студентов педвузов Москва, Ростов-на-Дону, 1996

5. Семаго Н.Я, Семаго М.М. Проблемные дети. Основы диагностической и коррекционной работы психолога. М., 2001.

6. Гильбух Ю.З. Психодиагностика в школе М.,1989

7. Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога // под ред. И.В.Дубровиной М., 1987

8. Немов Р.С. Психология: учебник для студентов педвузов: в 3 кн. Кн.3 Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика, М., 1995

9. Кулагин Б.В. Основы профессиональной психодиагностики Л.,1984

Тема 2.5 Психодиагностика характера – 2ч.

Цель занятия –овладение методами диагностики характера (MMPI, опросник Басса-Дарки)

Г. Задание для самостоятельного изучения курса

Задание 4 «Подготовка профессионально-этического кодекса - психодиагноста (групповое задание)»

Опираясь на существующие в мировом психологическом сообществе кодексы или стандарты работы психолога, студенты должны разработать и обосновать профессионально-этический кодекс педагога. Проводящего диагностического обследования.

Задание 4

Тема 2.7 Психодиагностика самосознания –2ч

Цель занятия – овладение методами диагностики самосознания (опросник самоотношений В.В.Столина)

Задание 4

Тема 2.4 Проблема диагностики способностей – 2 ч.

Цель занятия – знакомство с тестами интеллекта (тест Векслера, тест Равена)

Задание 5

Тема 2.4 Проблема диагностики способностей – 2 ч.

Цель занятия – знакомство с тестами уровня умственного развития (ШТУР, тест Амтхауэра)

Методические рекомендации по выполнению задания для самостоятельной работы

Задание 4 «Составление кодекса психолога-диагноста»

Цель задания – формирование профессионально-значимых ценностей.

Содержание задания – студенты должны проанализировать существующие этические кодексы психологов разных стран и сформулировать кодекс психолога-психодиагноста

Особенности выполнения выполнение задания предполагает анализ профессиональных, морально-этических и личностных качеств и требований, необходимый для работы в качестве диагноста

На что следует обратить внимание при выполнении задания:

· Задание выполняется группой студентов, которые выступают в качестве экспертов

· При подведении итогов следует учитывать особенности проведения метода экспертных оценок.

Г. Контрольные вопросы

1. Выделите требования к профессионализму диагноста

2. Перечислите наиболее важные качества личности, необходимые диагносту

3. Что означает принцип «сохранения информации»?

4. Чем он отличается от принципа «сохранение конфиденциальности»?

5. Надо ли школьному психологу спрашивать у родителей школьника разрешение на проведение обследования?

6. в чем сложность диагностики личности

7. В чем проблема диагностики мотивации

8. В чем сложность диагностики характера

9. В чем сложность диагностики самосознания

10. Перечислите методы диагностики интеллекта

Е. задания для самопроверки усвоения материалов модуля

Инструкция: прочтите предлагаемые варианты ответа на вопрос и выберите правильный.

1. Запрет на разглашение информации без согласия клиента отражен в принципе:

А) конфиденциальности

В) неразглашения информации

С) Принцип специальной подготовки и аттестации лиц, использующих

психодиагностические методы

Д) Принцип обеспечения суверенных прав личности

2. Какие из этих качеств не являются профессионально-важными для психолога

А) толерантность

В) эмпатия

С) логическое мышление

Д) креативность

3. У кого должен спрашивать разрешения психолог при проведении диагностического обследования ученика первого класса

А) у родителей

В) у классного руководителя

С) у директора

Д) ни и кого

4. Когда можно проводить обследование без согласия клиента?

А) в условиях профессиональной диагностики

В) в условиях психолого-педагогической диагностики

С) в условиях клинической диагностики

Д) в условиях спортивной диагностики

5. Что является необходимым условием работы психолога в школе?

А) профессиональный диплом

В) паспорт

С) сертификат об участии в тренингах

Д) научные публикации

6. К квалификационным требованиям педагога, занимающегося диагностикой не относятся

А) Хорошая теоретическая подготовка

В) Практический опыт в области психодиагностики

С) Навыки работы с основными психодиагностическими методиками

Д) навыки тренинговой работы

7. Принцип эффективности предлагаемых рекомендаций означает:

А) экономическую эффективность работы психолога

В) предлагаемые рекомендации направлены на достижение результата

С) установление контакта с клиентом

Д) установление контакта с родственниками клиента

8. Принцип «профессиональной тайны» означает:

А) неразглашение информации о клиенте

В) нераспространение методик среди непрофессионалов

С) неразглашение информации о результатах обследования

Д) нераспространение методик среди клиентов

9. Этический стандарт психолога

А) имеет юридическую силу, носит обязательный характер

В) не имеет юридической силы, носит рекомендательный характер

С) не имеет юридической силы, но носит обязательный характер

Д) имеет юридическую силу, но носит рекомендательный характер

10. Какой документ может заменить практическому психологу в образовании

разрешение родителей на диагностическое обследование ребенка

А) классный журнал

В) личное дело ребенка

С) план работы

Д) решение педагогического совета

11. Предметом личностной диагностики являются

А) черты личности

В) свойства нервной системы

С) межличностные отношения

Д) социально-психологический климат

12 Теоретические истоки проективных методик находятся, прежде всего, в

А) когнитивной психологии

В) гештальтпсихологии и гуманистической психологии

С) ассоциативной психологии и психоанализе

Д) бихевиоризме

13Тест чернильных пятен Роршаха, тест облаков – это примеры проективных методик

А) изучения продуктов деятельности

В) структурирования

С) изучения экспрессии

Д) конструирования

14.Для диагностики уровня притязаний используют

А) методику Хоппе

В) Методику Дембо-Рубинштейн

С) тест Сишора

Д) 16-РF

15..Стимульным материалом в тесте ТАТ являются

А) продукты творчества испытуемых

В) сюжетно неопределенные картинки

С) сюжетно определенные картинки

1 –, 2 - д, 3 – д, 4 – с, 5-а, 6 –д, 7 –в, 8 –в, 9 – в, 10 – с. 11-а, 12-с, 13-в.14-а


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: