Специальность общая медицина
Кафедра нормальной анатомии
СИЛЛАБУС
Курс II
Дисциплина анатомия-1
Алматы, 2012
Факультет – «Общая медицина»
СИЛЛАБУС
По нормальной анатомии человека Anat – 1(2)203
(наименование и код дисциплины)
Для специальности 051301 – общая медицина
(номер и наименование специальности)
Кафедра анатомии
Курс 2 Семестр III
Лекции
Практические (семинарские) занятия 36 (часов)
СРСП 36 (часов)
Всего часов (кредитов) 108(часов) 2 кредит
Самостоятельная работа 36 (часов)
Форма контроля:
Экзамен ____ІІІ__
(семестр)
Г. Алматы, 2012 г.
Силлабус разработан в соответствии с рабочей программой, составленной
к.м.н., профессором Романюк С.Н., доц. Шакенов Б.Ш., ст.преп. Байгамысовой Д.С.
(Ф.И.О. должность, ученая степень и звание составителей)
Силлабус составлен проф. Романюк С.Н.
Обсужден и утвержден на заседании _____ кафедры_ нормальной анатомии
« 27 » сентября 2012г. протокол № 2
Заведующой кафедрой
Д.м.н., профессор Досаев Т.М.
Общие сведения
Наименование вуза Казахский национальный медицинский университет имени
С.Д.Асфендиярова
Кафедра нормальной анатомии
Дисциплина анатомия человека Anat – 1(2)203
Специальность 051301 «Общая медицина»
Объем учебных часов (кредитов) 108 часов (2 кредит)
Курс и семестр изучения 2 курс, ІІІ семестр
Сведения о преподавателях:
№ | Ф.И.О. | Должность | Научные интересы |
1 | Досаев Т.М. | зав.кафедрой, д.м.н., профессор | Изучает проблемы иммунологии |
2 | Рахишев А.Р. | Почетный зав.кафедрой, академик НАН РК, д.м.н. | Нейроморфология, создание медицинских терминов на казахском языке |
3 | Жаныбеков Д.Е. | д.м.н., профессор | Нейроанатомия, трансплантация эндокринных и нейроэндокринных органов (анатомич., эксперим., морфол. аспекты) |
4 | Романюк С.Н. | К.м.н., профессор | Эмбриология, коллатеральное кровообращение |
5 | Мусаева Г.А. | Доцент | Коллатеральное кровообращение |
6 | Шакенов Б.Ш. | Доцент | Создание медицинских терминов на казахском языке |
7 | Дакенова К.Т. | К.м.н., доцент | Вопросы физического развития |
8 | Дюсембаева | Д.м.н., доцент | Изучает проблемы лимфологии |
9 | Мынжанова | К.м.н., доцент | Изучает проблемы щитовидной железы. |
10 | Исабекова | К.м.н., доцент | Изучает проблемы лимфологии |
11 | Жолдыбаева А.А. | д.м.н., доцент | Нейроморфология, эмбриология |
12 | Искиндирова А.М. | к.м.н., доцент | Трансилантация эндокринных и нейроэндокринных органов |
13 | Косманбетов Т.С. | Ст.преподаватель | Инновационные технологии преподавания анатомии |
14 | Абилова А.А. | Ст.преподаватель | Инновационные технологии преподавания анатомии |
15 | Омарбекова Ф.С. | Ст.преподаватель | Инновационные технологии преподавания анатомии |
16 | Ахмад Н.С. | К.м.н., доцент | Изучает проблемы антропологии |
17 | Искакова Л.А. | Ст.преподаватель | Стандартизация медицинских терминов на гос.языке |
18 | Байгамысова Д.С. | Ст.преподаватель | Сравнительная морфология органов иммунной системы |
19 | Тажиметов Б.М. | К.м.н.,преподаватель | Иммунология, морфология |
20 | Тукибаев Ж.А. | Преподаватель | Инновационные технологии преподавания анатомии |
21 | Балапанова А.А. | преп.-стажер | Сравнительная морфология селезенки человека и лабораторных животных |
Контактная информация:
Раб.тел.: 2921796 г. Алматы, ул. Толе би-94, морфологический корпус, 1 этаж.
Политика дисциплины заключается в последовательном и целенаправленном
осуществлении учебного процесса. Требования преподавателей к студентам основаны на
общих принципах обучения в высших учебных заведениях РК.
1 Обязательно посещение лекций. За пропуск 1 часа лекции вычитается 1 балл.
2 Обязательное посещение практических занятий. За пропуск ставится 0 баллов.
3 Присутствие на лекциях и занятиях в медицинских халатах и колпачках.
4 Не опаздывать на занятия и лекции
5 Активное участие в учебном процессе (подготовка теоретического материала, решение ситуационных задач и тестов, самостоятельная работа с анатомическими препаратами).
6 Аккуратное ведение тетрадей: лекционных, для практических занятий, для выполнения
заданий по внеаудиторной самостоятельной работе.
7 Сдача рубежного контроля в установленное время по тематическому плану.
8 Обязательное выполнение СРС в установленное время по тематическому плану.
9 Активное участие студентов в научно-исследовательской работе и в мероприятиях кафедры по усовершенствованию учебно-методического процесса.
10 По кредитно-модульной системе принят компетентностный подход: оценивается 5 компетентностей: знания, практические навыки, коммуникативные, правовые, самообразования (СРС). На каждом занятии оцениваются две компетенции (знания и практические навыки макс. 100 б., кроме того оцениваются коммуникативные, правовые на первом рубежном контроле; правовые навыки оцениваются еще на экзамене. На І курсе исполняются две СРС)
2. Программа:
Введение
Анатомия человека – наука о формах и строении, происхождении и развитии организма человека. Анатомия предусматривает систематическое описание формы, строения, положения и типографических взаимоотношений частей и органов тела с учетом возрастных, половых и индивидуальных особенностей. Она широко использует данные эмбриологии, сравнительной анатомии, антропологии, выясняет влияние окружающей среды и социальных факторов, труда и спорта на строение организма человека. Анатомия является дисциплиной, составляющей фундамент медицинских знаний, без освоения которого, студент не может приступить к изучению прикладных клинических дисциплин, составляющих в основном надстройку медицинских знаний, необходимых практическому врачу.
Анатомия изучает не только строение современного человека, а также исследует, как сложился человеческий организм в его историческом развитии. Программа дисциплины Анатомия-1 направлена на изучение строения тела человека составляющих его систем, органов и тканей, на основе современных достижении макро-микроскопической анатомии, физиологии, биологии с учетом индивидуальных, половых и возрастных особенностей организма, включая пренатальное развитие; анатомо-топографических взаимоотношении органов.
Цель дисциплины: изучить строение органов тела человека, составляющих его систем, с учетом возрастных, половых и индивидуальных особенностей, анатомо-топографических взаимоотношений органов и применять полученные знания на клинических кафедрах.
Задачи дисциплины:
- сформировать основу знаний о строении и топографии органов и систем органов для развития клинического мышления;
- выработать научное представление о взаимосвязи и взаимозависимости структуры и функции органов человека, организма в целом с изменяющимися условиями окружающей среды, труда и социальных факторов;
- уметь определять положение и проекцию органов и их частей для освоения навыков физикального осмотра и оказания первой неотложной медицинской помощи;
- проявлять уважительное и бережное отношение к органам человеческого тела и трупу, как биологическому материалу.
Конечные результаты дисциплины
Формирование знаний - знать основные приемы работы с анатомическими препаратами и другими учебными пособиями отличительные особенности костей скелета; виды соединений костей, классификацию и биомеханику суставов; анатомию, классификацию и функции мышц; анатомию органов пищеварительной, дыхательной, сердечно-сосудистой и мочеполовой систем, особенности их строения; строение спинного и головного мозга; анатомию органов чувств; формирование и функции спинномозговых и черепных нервов, области их иннервации; анатомию кровеносной и лимфатической систем; строение, функции эндокринных желез; особенности строения кожного покрова головы, шеи, туловища и конечностей; возрастные особенности строения органов и систем организма; международную анатомическую номенклатуру на латинском языке.
Формирование основных практических навыков- определять отличительные особенности костей черепа, туловища и конечностей в возрастном аспекте; находить на анатомических препаратах структурные элементы соединений костей; демонстрировать на трупе мышцы головы, туловища и конечностей; находить органы головы, шеи, грудной, брюшной полостей и малого таза; оказывать отделы спинного и головного мозга; показывать спинномозговые и черепно-мозговые нервы; демонстрировать на трупе сосуды головы, шеи, грудной, брюшной полостей, малого таза и конечностей.
Формирование коммуникативных компетенций - навыков эффективного сотрудничества с другими студентами группы, поведенческих умений во время занятия, навыков инициирования, формирование у студента основных качеств будущего врача, навыков эффективного общения врача с пациентом, владения навыками первичного внешнего осмотра больного.
Формирование правовых компетенций: формирование у студентов знания по нормативно-правовой базе стационарной и амбулаторной медицинской службы Республики Казахстан; знания основных приказов МЗ РК по здравоохранению и образованию, знания основных программ ВОЗ, знаний приказов МЗ РК по работе с трупным материалом, формирование знаний о правах и обязанностях студента.
Саморазвитие: формирование навыков работы с ПК, навыков самостоятельной работы с информацией, навыков самостоятельной работы с базами в ПК, формирование и совершенствование аналитических способностей студента при работе с профессиональной литературой, формирование стремления к непрерывному повышению знаний, навыков работы с научной литературой, подготовки тестов, рефератов, презентаций, формирование портфолио, презентации учебных видеофильмов.
Конечные результаты обучения:
Студент должен
Знать:
- основные приемы работы с анатомическими препаратами и другими учебными пособиями;
- отличительные особенности костей скелета;
- виды соединений костей, классификацию и биомеханику суставов;
- анатомию, классификацию и функции мышц;
- топографию органов головы, шеи, конечностей, груди, живота и таза;
- анатомию и топографию органов пищеварительной, дыхательной, сердечно-сосудистой и мочеполовой систем, особенности их строения;
- строение спинного и головного мозга;
- анатомию органов чувств;
- формирование и функции спинномозговых и черепно-мозговых нервов, области их иннервации;
- анатомию и топографию кровеносной и лимфатической систем;
- строение, функции эндокринных желез;
- морфо-функциональную характеристику кожного покрова головы, шеи, туловища и конечностей;
- международную анатомическую номенклатуру на латинском языке.
Уметь:
- определять отличительные особенности костей черепа, туловища и конечностей;
- находить на анатомических препаратах структурные элементы соединений костей;
- демонстрировать на трупе мышцы головы, туловища и конечностей;
- находить органы головы, шеи, грудной, брюшной полостей и малого таза;
- показывать отделы спинного и головного мозга;
- показывать спинномозговые и черепно-мозговые нервы;
- демонстрировать на трупе сосуды головы, шеи, грудной, брюшной полостей, малого таза и конечностей;
- определять проекцию органов, сосудов и нервов на поверхностях тела человека.
Пререквизиты и постреквизиты дисциплины:
Пререквизиты: - школьная программа по биологии, анатомии человека.
Постреквизиты: - анатомия 2, гистология 2, физиология 2, патологическая анатомия 1, патологическая физиология 1, введение в клинику 2, пропедевтика внутренних болезней, визуальная диагностика, общая хирургия.
Краткое содержание дисциплины:
Предмет и задачи анатомии. Общая характеристика тканей, органов, систем организма. Общая анатомия опорно-двигательного аппарата. Роль социального и биологического факторов в развитии и строении скелета. Возрастные, половые и типовые особенности строения человеческого черепа. Виды соединений костей. Классификация мышц. Вспомогательный аппарат мышц. Понятие о нервной системе. Учение о внутренних органах. Сосудистая система. Эндокринная и иммунная системы.