№ | Название темы | Содержание задания по теме | Методические рекомендации | Форма проведения СРСП | Кол-во ча сов |
1. | Композиционно-смысловая структура научного текста и его языковое оформление | Построить композицию научного текста «Административное право» | Проанализировать научные работы ученых КазГЮУ. | Устный опрос. Проверка письменных работ. | 1 |
2. | План и его составление в научной сфере | Составить разные виды планов к тексту «Показания свидетеля». Подготовить рекомендацию к составлению плана научного текста | Подготовить рекомендацию к составлению плана научного текста | Письменная работа. | 1 |
3. | Компрессия. Тезирование научного текста | Подготовить тезис и план к тексту по специальности и выделить отличие тезиса от плана | Назвать основной тезис текста по специальности. | Беседа, устный опрос, работа с текстом. | 1 |
4. | Особенности конспекта | Подготовить конспект текста по специальности | Составить конспект текста по специальности | Письменная работа | 1 |
5. | Цитирование | Подготовить 10 цитат о науке | Классифицировать языковые средства при составлении конспекта и тезиса | Устный опрос, работа с текстом. | 1 |
6. | Аннотирование научных текстов | Написать аннотацию к научной статье, к учебнику, к монографии, к дипломной работе, к кандидатской диссертации | Написать виды аннотаций к научным текстам | Устный опрос. Проверка письменных работ. | 1 |
7. | Справочно-библиографическое описание | Составить библиографический аппарат к научной статье, научной работе, к курсовой работе | Классифицировать элементы и примеры библиографического описания. | Устный опрос. Проверка письменных работ. | 1 |
8 | Реферирование как способ переработки научного текста | Подготовить реферат по специальности | Написать и выступить с защитой подготовленного реферата по специальности. | Устный опрос. Проверка письменных работ. | 1 |
9. | Отзыв о научной работе | Составить план, написать конспект, подготовить устный пересказ научной работы. | Написать отзыв к научной работе и подготовиться к устному ответу по теме. Написать рецензию на научную статью по специальности. | Письменная работа. | 1 |
10. | Резюме | Составить разные варианты резюме | Составить разные варианты резюме | Письменная работа. | 1 |
11. | Устная научная речь | Беседа «Русский язык сам собой правит, или так ли уж важно следовать нормам языка?». | Составить рекомендации к успешному выступлению на публике | Устный опрос, беседа. | 1 |
12. | Лекция | Подготовить сообщение на тему «Лекция как форма академического красноречия». | Составить рекомендации к составлению лекций | Устный опрос | 1 |
13. | Культура речи как показатель общей культуры человека | Написать доклад на тему: «Культура речевого поведения» и подготовиться к устной защите доклада. | Выучить наизусть 25 крылатых слов и выражений. | Устный опрос. | 1 |
14. | Этикет | Подготовиться к проведению деловой игры «Переговоры в сфере сотрудничества» | Сообщение «Традиции этикета». Сочинение «Что лежит в основе хороших манер». | Деловая игра, устный опрос. | 1 |
15 | Секреты хорошей речи | Подготовить сообщение на тему «Дикция, скорость речи, выразительность речи» | Составить рекомендации по выработке хорошей дикции | Устный опрос. | 1 |
ВСЕГО | 15 |
|
|
|
|
ЛИТЕРАТУРА
ОСНОВНАЯ:
1. Имангалиева, Г.С. Русский язык для студентов гуманитарных вузов: учебное пособие / Г.С. Имангалиева.- Астана: ИД "Сарыарка", 2006.- 156с.
2. Русский язык. Учебное пособие для студентов казахских отделений университетов (бакалавриат) – Под редакцией Ахмедьярова К.К., Жаркынбековой Ш.К.- Алматы, Қазақ университеті, 2008.
3 Введенская А.А. Русский язык и культура речи. Учебник. - Москва, 2003.
4 Максимова В.И. Русский язык и культура речи. Учебник. Москва, 2003.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ:
5. Гиздатов Г..Г. Русский язык для юристов, 2005. Алматы: Жеті Жарғы, 2005.
6.Минбаева А. Сборник текстов по русскому языку. Алматы: Қазақ университеті, 2005.
7 Зуева Н.Ю. Практическое пособие по развитию навыков научной речи: для вузов гуманитарного профиля в 2-х ч. Основной курс.- Алматы, 2007.
8 Мухамадиев Х.С. Пособие по научному стилю речи. Русский язык. – Алматы: Казак университетi, 2006.
9 Салагаев В.Г. Студенческие научные работы. Академическая риторика. – Алматы: Раритет. 2004.
10 Федосюк М.Ю., Ладыженская Т.А., Михайлова О.А., Николина Н.А. Русский язык для студентов-нефилологов.(Учебное пособие).- М.: Флинта: Наука, 2000.- 256с.
11Цой А.А. Развитие навыков научной речи.(Учебное пособие).- Алматы: АГУ им. Абая. 2000- 74 с.
12 Абжанова Т.А., Кдырбаева Р.А., Кочергина Т.Д. Пособие по развитию навыков научной речи (филологический цикл)- Алматы: Санат, 1995. – 208 с.
13 Миронова В.Г., Хмельницкая И.Б. Обучение научному стилю речи.- Алматы: Ана тiлi, 1993.- 143с.
14 Мотина Е.И. Язык и специальность: лингвометодические основы обучения русскому языку студентов-нефилологов.- М.: Русский язык, 1983, - 168 с.
15. Шаяхметова. Русский язык. Обучение научному стилю. Алматы,2006.
ГЛОССАРИЙ
Абзац– отрезок текста от одной красной строки до другой, заключающий в себе обычно несколько предложений, реже только одно предложение; часть текста между отступами в начале строки.
Аннотация – краткая характеристика книги, статьи, излагающая их содержание в виде перечня главных вопросов.
Высказывание – единица речи (в устном или письменном варианте), оформленная по законам данного языка.
Грамматика - раздел языкознания, содержащий учение о формах словоизменения, о строении слов, видах словосочетаний и типах предложения, включает в себя морфологию и синтаксис.
Гипербола - художественное преувеличение, используемое для усиления впечатления.
Диалог – форма речи, которая характеризуется сменой высказываний двух или нескольких говорящих и непосредственной связью высказываний с ситуацией.
Знаменательные слова – слова, называющие предметы, их действия и признаки или указывающие на них.
Контекст (или ситуация) – это обстоятельства, в которых происходит конкретное событие.
Книжная лексика – лексика, связанная с книжными стилями речи: модуль, обозреть, проблематичный. К книжной лексике прибегают тогда, когда требуется изложить вопрос в деловом тоне, объективно обсудить что-либо или придать речи оттенок торжественности.
Книжные слова - слова, присущие, прежде всего, письменной речи
(научным работам, официально-деловым документам, публицистике).
|
|
Конкретные имена существительные – имена существительные, обозначающие считаемые предметы, т.е. те вещи, факты, явления, которые могут быть подвергнуты счету: дерево, человек, здание.
Конспект – краткое письменное изложение содержания текста
Лексикология - раздел науки о языке, изучающий словарный состав языка.
Лексикография - раздел науки о языке, рассматривающий вопросы теории и практики составление словарей
Морфология - это учение о структуре слова, формах словоизменения, способах выражения грамматических значений, а также учение о частях речи и присущих им способах словообразования.
Монолог – представляет собой речь одного лица, обращённую к самому себе или к другим.
Морфема – минимальная часть слова, которая может иметь какое-либо значение (приставка, корень, суффикс, окончание).
Орфоэпия - совокупность правил, определяющих единообразное, соответствующее сложившимся нормам произношение.
Отзыв – это суждение, мнение, содержащее оценку кого-либо, чего-либо; вторичный текст, передающий мнение пишущего о монографии, научной статье (спектакле, фильме и др.).
Основная мысль текста – это то, к чему он призывает, чему учит, ради чего написан.
Орфография - совокупность правил, которые определяют единообразную передачу на письме звучащей речи.
Описание – это изображение какого-либо явления действительности путем перечисления и раскрытия его основных признаков.
Повествование – это рассказ, сообщение о каком-то событии в его временной последовательности.
План – самая короткая форма изложения текста, его логическая схема в виде кратких формулировок.
Пунктуация - собрание правил, регулирующих постановку знаков препинания.
Предложение – основная синтаксическая единица, которая содержит сообщение о чём-либо, вопрос или побуждение. Предложение имеет грамматическую основу, состоящую из главных членов или одного из них. Может быть простым или сложным.
Период – сильно распространённое предложение, характеризующееся со стороны содержания значительной полнотой и законченностью выражения мысли, единством темы, а со стороны интонации распадением на две части: повышение и понижение.
|
|
и коммуникативной сторон речевой деятельности.
Реферат – краткое изложение содержания документа или его части, включающее основные фактические сведения и выводы, необходимые для первоначального ознакомления с документом и определения целесообразности обращения к нему.
Речевая деятельность – это специализированное употребление речи в процессе взаимодействия между людьми, частный случай деятельности общения.
Речевая коммуникация – единство информативной и коммуникативной сторон речевой деятельности.
Речевое общение – процесс установления и поддержания целенаправленного, прямого или опосредованного контакта между людьми при помощи языка.
Реплика – высказывание говорящего в диалоге.
Речь – конкретное говорение, происходящее в звуковой (включая внутреннее проговаривание) или письменной форме.
Разговорная лексика - слова, свойственные повседневной, обиходной речи, имеющие признаки непринужденности и поэтому не всегда уместные в речи книжной.
Рассуждение – это словесное изложение, разъяснение, подтверждение какой-либо мысли.
Рецензия – письменный разбор, отзыв, содержащий критическую оценку научного, художественного произведения, спектакля, концерта, кинофильма
Сравнение - сопоставление двух предметов или явлений с целью пояснить один из них при помощи другого.
Сообщение - процесс и результат порождения речи, т.е. текст
Сложное синтаксическое целое – группа тесно взаимосвязанных самостоятельных предложений, образующих особую синтаксическую единицу более высокого порядка, чем отдельное предложение.
Синтаксис – раздел грамматики, изучающий способы соединения слов и форм слов в словосочетании и предложении, предложений в сложное предложение, а также и самые словосочетания, предложения – их типы, значения, функции.
Слово - важнейшая единица языка, служащая для наименования предметов, процессов, признаков или указывающих на них. Основное назначение слова - называть предметы окружающего нас мира.
Словосочетание – два или несколько слов, объединённых по смыслу и грамматически. Оно состоит из главного и зависимого слова.
Служебные слова – слова, служащие для связи знаменательных слов между собой, простых предложений в составе сложного.
Слог - один или несколько звуков, произносимых одним толчком выдыхаемого воздуха.
Стили речи – совокупность языковых средств выражения, реализующаяся в речи для обслуживания определенного содержания. Выделяют пять стилей: разговорный, публицистический, официально-деловой, художественный, научный.
Текст – это несколько предложений или абзацев, связанных в целое темой и основной мыслью.Основные признаки – стилевое единство, цельность, связность.
Тема – это то, о чем идет речь; основная проблема, поставленная и рассматриваемая автором в произведении, которая объединяет содержание в единое целое.
Термин – слово или словосочетание, которое выражает и формирует профессиональное понятие и служит для однозначного взаимопонимания между специалистами определенной области науки: право, закон, судья, постановление (юридические термины).
Ударение - произнесение одного из слогов с большей силой.
Фонетика - раздел науки о языке, изучающий способы образования и свойства звуков речи.
Фонема – неделимая и сама по себе незначимая звуковая единица языка, служащая для опознавания, различения или разграничения морфем, а через них слов.
Фонетическая транскрипция - особый вид письма в работах по фонетике для более точной передачи звуков речи.
Функционально-смысловые типы речи – коммуникативно обусловленные типизированные разновидности монологической речи, к числу которых относятся: повествование, описание, рассуждение.