Канал Москва – Волга (Канал имени Москвы)

Вопрос о строительстве канала Москва-Волга был поставлен на июньском пленуме ЦК ВКП(б) в 1931 году, когда обсуждалась проблема реконструкции Москвы и городов СССР. Было вынесено решение о разработке проекта соединения Москвы-реки с Волгой: «…ЦК считает необходимым коренным образом разрешить задачу обводнения Москвы-реки путем соединения ее с верховьем реки Волги и поручает московским организациям совместно с Госпланом и Наркомводом приступить немедленно к составлению проекта этого сооружения с тем, чтобы уже в 1932 году начать строительные работы по соединению Москвы-реки с Волгой».

Трасса канала должна была пройти по кратчайшему пути между реками Волгой и Москвой: расстояние от старинного села Тушина до устья реки Дубны, впадающей в Волгу, было 130 км.

Был принят так называемый «Дмитровский» вариант, выбор трассы канала по принятому направлению в основном зависел от рельефа местности и геологических условий.

На канале построено 11 шлюзов: один на реке Волга, пять – на северном склоне канала, два – на южном склоне и три на рекеМосква. Габаритные рабочие размеры камер – 300×30×5,5 метров. Все шлюзы канала автоматизированы. Вот эти шлюзы: Шлюз 1 – Дубна, Шлюз 2 – Темпы, Шлюз 3 – Яхрома, Шлюз 4 –Турист, Шлюз 5 – Икша, Шлюз 6 – Икша, Шлюз 7 – Тушино двухкамерный, Шлюз 8 – Тушино двухкамерный, Шлюз 9 – Мнёвники, имеющий среднюю голову и возможность работать в усеченном варианте для пропуска маломерных судов, Шлюз 10 – Нагатино, Шлюз 11 – Нагатино для пропуска маломерных судов, в настоящее время работает в качестве дока.

При строительстве канала было возведено семь гидроэлектростанций, две ГЭС (Ново-Тверецкая и Ново-Цнинская) были добавлены в ведение канала позднее.

Акуловская ГЭС, Иваньковская ГЭС, Карамышевская ГЭС, Листвянская ГЭС, Ново-Тверецкая ГЭС, Ново-Цнинская ГЭС, Перервинская ГЭС, Пироговская ГЭС, Сходненская ГЭС

На канале пять насосных станций, подающих сейчас постоянно до 100 м3/с воды (в 6 раз больше, чем протекало в Москва-реке). Для обслуживания строительства было проложено 700 км железнодорожных путей. Будущий посёлок гидростроителей получил название Большая Волга.

На первом этапе строителями канала были заключенные, которых Главное Управление лагерей (ГУЛАГ) перемещало с Беломорканала, строительство которого к этому времени заканчивалось.

Новый канал по объему работ в семь раз превосходил Беломорстрой, а «Дмитлаг» стал самым крупным лагерем в стране, через который прошло более миллиона заключенных. Техники первое время практически не было, огромная масса заключенных была занята на земляных работах, которые велись вручную – лопатами и тачкой. По свидетельствам очевидцев «движение тачек было настолько интенсивным, что даже стояли регулировщики».

До 1947 года канал не имел собственного имени: имена Ленина и Сталина уже были присвоены другим каналам. Присваивать новому каналу Москва-Волга другое, менее значимое имя, считалось непозволительным. Выручил восьмисотлетний юбилей Москвы. И как подарок столице канал стал называться ее именем – «Канал имени Москвы»!

Канал сегодня работает с полной нагрузкой. Спустя более семидесяти лет можно утверждать, что канал выполнил и продолжает выполнять возложенную на него роль: поставлять чистую воду для Москвы, служить водным путем, соединяющим столицу со всеми морями Европейской части России. Также канал стал местом отдыха и туризма для москвичей и гостей столицы.

 

 

Каракумский канал

 

Исследовало проблему хозяйственного использования запада Туркмении не одно поколение российских и советских ученых. А 9 мая 1932 года Совет народных комиссаров СССР вынес постановление о разработке вопроса пропуска вод Амударьи в Западную Туркмению к побережью Каспия для орошения земель, обводнения пастбищ, создания городов и заводов.

11 сентября 1950 года идея восстановления древних русел обрела реальные черты. Совет министров СССР принял решение о строительстве Главного туркменского канала «Амударья – Красноводск» «длиной свыше 1200 км по трассе от Тахиа-Таша на Амударье через Каракумы по древнему руслу Узбоя в безводные районы Прикаспийской равнины Западной Туркмении». Завершить строительство планировали к 1957 году. Посредством суперканала предполагалось объединить реки Волгу и Амударью, соединить Арал с Каспием, Азовом, Черным морем, Балтикой и Арктикой. Тем самым планировалось организовать невиданный по протяженности водный путь из Средней Азии в Европу.

Проект «сталинской стройки века» предусматривал забор из Амударьи от 30 до 50 кубокилометров воды ежегодно (не менее 17 – 35 км3влаги, полагали гидрологи, бесполезно испаряется из Аральского моря). Планировалось оросить 1300 тыс. га новых земель под выращивание хлопка и обводнить свыше 7 млн. га пастбищ в пустыне Каракумы, создав стабильную кормовую базу.Но в том же году после смерти Сталина строить канал прекратили.В 1954 году началось строительство Каракумского канала по измененной и сокращенной трассе. Но работу здесь выполняли уже не заключенные, а рабочие со всего Советского Союза.

Первая очередь канала (Амударья–Мургаб) длиной 400 км была построена в1959году. Вторая очередь канала (Мары–Теджен) длиной 138 км завершена в1960году. Сток по каналу увеличился до 4,7 км³. На этом отрезке построеноХаузханское водохранилищеемкостью более 800 млн м³. Третья очередь канала (Теджен–Ашхабад) длиной 260 км завершена в1962году. В1967году канал был доведён доГеок-тепе, в 1973 году была построена Копет-Дагская плотина и две плотины в Ашхабаде. Далее канал протянут до городаБерекета. Следующий отрезок канала тянется доАтрекадлиной 270 км, другая ветвь канала идёт кНебит-Дагу.

Строительство было завершено в 1988году, а затраты на его строительство полностью окупились еще в 1964-м!

Канал получил имя В. И. Ленина, а после обретения Туркменией независимости он стал называться каналом Туркменбаши.

Каракумский канал оснащен головным сооружением пропускной способностью свыше 300 м3/сек с судоходным шлюзом и рядом сбросных и подпорных сооружений, а также выпусков в распределители и водохранилища.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: